Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе " Е.Чарушин. Теремок"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дробязко Лариса Валентиновна

Цели урока: создание условий для знакомства учащихся со сказкой Е.Чарушина «Теремок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teremok_1_klass.doc685 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 1

Тема урока:         Е.Чарушин «Теремок»

Цели урока: создание условий для знакомства учащихся со сказкой Е.Чарушина «Теремок»

Задачи:

1.Дидактическая: формировать представление об авторской сказке «Теремок»;

2.Развивающая: развивать связную речь учащихся посредством прочтения произведения «Теремок»;

3.Воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности посредством средств художественной выразительности речи – пословиц.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник: "Литературное чтение" 1 класс, 1 часть, «Школа России», презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

Словесный: слово учителя        

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга?

-Проверьте свою готовность к занятию. Все ли необходимое у вас лежит на парте.

- У вас на столах лежат маршрутные листы, с их помощью мы сегодня проведем урок.

-Ребята, а знаете ли вы правила работы с интерактивным оборудованием? А правила работы в парах и группах?

В м.л. представлены эти правила.

-Не забывайте о правильной посадке за партой (спину держим ровно, ноги стоят на полу, руки в расслабленном положении на парте).

-Ребята, обратите внимание на доску. Кто готов прочитать пословицу? (Берись дружно — не будет грузно.)

-Как вы понимаете, что значит «грузно»?

-Как вы понимаете слова пословицы? О чем идет речь?

-Молодцы, все верно. И вправду справляться с трудностями в дружном коллективе намного проще чем одному. Можно ли к нам отнести пословицу?

-Я предлагаю вам сделать эту пословицу девизом нашего урока. Вы согласны со мной?

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Речевая разминка

Словесный: ответы на вопросы

- Ребята, обратите внимание на портрет, представленный на слайде, знаете ли вы, кто этот человек? ( Е.Чарушин)

Давайте обратимся к биографии писателя

Евгений Иванович Чарушин – русский писатель и художник. Е.И.Чарушин очень любил рисовать зверей, он создал множество иллюстраций к текстам известных писателей. А потом и сам попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Но он не просто писал сказки и рассказы, а переписывал народные сказки, изменяя их.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом. Откройте ваши учебники на странице 29. Прочитайте название раздела. В этом разделе мы познакомимся с народными сказками и сказками, созданными писателями.

Любите ли вы читать сказки? Какие сказки вы знаете? Назовите самые любимые сказки.

Рассмотрите обложки книг, везде ли названы авторы? (нет)

-Какие книги можно поместить на выставку «Народные сказки»?

Сегодня мы будем читать сказку, содержание которой вам знакомо, её рассказал для детей известный писатель Е.Чарушин. Угадайте, как она называется? (иллюстрация на слайде)

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.
(теремок)

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? ( «Теремок» )

Исходя из темы какую цель мы поставим на урок? (Цель: познакомиться со сказкой Е.Чарушина «Теремок»)

Давайте подтвердим наши предположения, нам нужно собрать цель, для этого приглашаю пару учеников второй парты к доске. Помните о правилах работы с интерактивным оборудованием.

-Остальные работают в своих маршрутных листах

-Поменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте, обратите внимание на доску, если у вас получилось также, то поставьте +  Взаимопроверка

-Молодцы.

А теперь давайте подумаем, какие задачи урока мы поставим перед собой?

1. Прочитать сказку «Теремок».

2. Проанализировать текст.

3. Восстановить последовательность событий в сказке.

Молодцы! Не забывайте следить за своей осанкой и расположением ног, а также не забывайте помогать друг другу.

- Ребята, перед прослушиванием произведения предлагаю вам вспомнить русскую народную сказку «Теремок»

- Назовите героев этой сказки.

-Молодцы!

-Каких еще животных вы знаете? Приведите примеры.

Отгадывать загадку

Слушать тему и цель урока

Работают с учебником, отвечают на вопросы

Практический:

чтение стихотворения;

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

анализ рассказа;

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

анализ рассказа;

Теперь предлагаю вам внимательно послушать сказку «Теремок».

В сказке вам могут встретиться непонятные слова, давайте посмотрим.

Вы знаете, что такое терем?

В маршрутных листах в задании №1 напишите, что такое терем и придумайте предложение с этим словом. Индивидульно.

Терем - высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Если вы написали, что терем – это дом, поставьте себе + Самопроверка

Обратите внимание на слово «УВЁРТЫШ»

Как вы думаете, что значит это слово?

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

Вот мы с вами узнали, какой автор написал сказку «Теремок», а теперь перейдем к чтению сказки…

Итак, поставили все пальчики на начало сказки. Я начинаю читать, в любой момент могу остановится и попросить продолжить читать сказку.  

*учитель читает стр 33-34*

-Ребята, продолжите читать сказку, обращая внимание на знаки препинания. Как вы думаете, с какой интонацией вы будете читать? *читают стр 35*

-Хорошо!

-Теперь попрошу вас продолжить чтение по цепочке, начиная со страницы 35.

-Мы прочитали сказку «Теремок», а теперь подумайте и скажите

Понравилась ли вам сказка? Почему?

-О чем данная сказка?

-Где стали жить герои сказки?

-Ребята, вспомните, в каком порядке появлялись в сказке герои? В чем особенность их имён?

На какие особенности героев указывают вторые части из имён?

- Каких героев в ней не хватает?

-Как заканчивается сказка?

- Что автор хотел донести до нас?

Всё верно!  Вы смогли сделать правильные выводы! Давайте двигаться дальше!

-Как вы думаете, чем сказка Е.Чарушина «Теремок» отличается от русской народной сказки?

-Всё верно! В сказках действуют одинаковые животные, но имена некоторых из них немного различаются:
в народной сказке зайчик-побегайчик, а у Е.И.Чарушина это заяц – на горе увертыш. В народной сказке волчок-серый бочок, а у Е.И.Чарушина это волк - из-за кустов хватыш;
в народной сказке медведь косолапый, а у Е.И. Чарушина это медведь – тяпыш – ляпыш – всех вас давишь.

-Какой конец сказки Е.Чарушина можете предложить вы? Придумайте свой вариант сказки в парах. Расскажите.

- Как вы поняли, в чем особенность русской народной сказки и сказки, написанной автором?

 

-Мы с вами выполнили 2 задачи, для того чтобы выполнить последнюю задачу в группах, вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке Чарушина.

Задание № 2 в маршрутных листах

(1 группа -…, 2 группа - …) на выполнение задания вам дается 1 минута

Прошу представить желающих свои результаты под документ-камерой

- 2 группа , у вас получилось также?

-Молодцы, вы правильно выполнили это задание, поставьте себе + рядом с заданием

-Ребята, как вы думаете, можно ли эту сказку закончить словами: «все хорошо, что хорошо кончается». Почему?

- сказка о том, как в теремке стали жить разные животные

- главные герои - мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц- с горы увёртыш, лисичка-сестричка.

- мышка в норе живет, лягушка-квакает, заяц увертывается от опасностей, а лиса- потому что хитрая.

- автор хотел донести до нас, что нужно быть дружным, отзывчивым, добрым

Отличие сказок в именах героев

- народная сказка – это та сказка, которую народ передавал из уст в уста

- авторская сказка - это та сказка, которую написал автор.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- О каком авторе мы говорили сегодня на уроке?

- Какую сказку Е.И.Чарушина прочитали?

- Чем отличается народная сказка от авторской?

- Чему нас учит сказка «Теремок»?

-Достигли ли мы цели, все ли задачи мы выполнили?

Вспомните наш девиз. Как мы работали на уроке?

Давайте оценим свою деятельность с помощью юлы (кубика), продолжите предложения…

- На маршрутных листах у вас изображены тучка и солнце, если вам было интересно на уроке, и вы усвоили материал, разукрасьте солнышко, если было скучно и непонятно, то тучку

- Ребята, спасибо, большое за урок! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

- мы говорили о таком авторе, как Е.И.Чарушин

- мы прочитали сказку «Теремок»

- народную сказку придумал народ и передавал из уст в уста, а авторскую сказку написал автор.

- сказка «Теремок» нас учит тому, что нужно жить дружно, быть добрым и отзывчивым.

Конец сказки:

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка! А ты кто?

— А я волк — из-за кустов хватыш!

— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю медведь бредёт,

У дверей остановился и ревёт:

— Уф! Уф! Уф! Уф!

Уф! Уф! Уф! Уф!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Кто в тереме живёт?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я заяц — на горе увёртыш!

— Я лисичка-сестричка!

— Я волк — из-за кустов хватыш! А ты кто?

— А я медведь-тяпыш-ляпыш — всех вас давишь!

Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.

Где ему, такому косолапому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

технологическая карта урока чтения 1 класс

конспект урока представлен в виде технологической карты , с УУД...

Технологическая карта урока чтения 3 класс

Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя....

Технологическая карта урока чтения 2 класс

Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»....

Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"

Конспект урока по литературному чтению...

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

Технологическая карта урока чтения 3 класс  И.А. Крылов басня  "Ворона и лисица"...