Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Друг детства» 3 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гетманская Ксения Дмитриевна

Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства». формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.формировать знания о творчестве В. Ю. Драгунского;

2.развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

 

Предметные:

1.знать произведения Н.Н. Носова

выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.уметь выразительно читать, выделять главную мысль текста; уметь определять главную мысль отрывка.

3.работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

 

Развивающие:

1. развивать умения выразительно читать; 

2.развивать умения ориентироваться в тексте.

 

Личностные:

1.принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

2.проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3.осознавать личностный смысл учения

принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Воспитательные:

1.воспитывать у учащихся чувство доброты;

2.воспитывать интерес к литературному чтению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 23.04.2024

Школа: МКОУ Белоносовская СОШ

Класс: 3

Урок: 1

Студент:

Группа:

Учитель: Соболева Т.В.

Методист:

Время: 08: 00-08: 45

Кабинет:7

Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Друг детства»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства». формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.формировать знания о творчестве В. Ю. Драгунского;

2.развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Предметные:

1.знать произведения Н.Н. Носова

выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2.уметь выразительно читать, выделять главную мысль текста; уметь определять главную мысль отрывка.

3.работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

Развивающие:

1. развивать умения выразительно читать;  

2.развивать умения ориентироваться в тексте.

Личностные:

1.принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

2.проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 3.осознавать личностный смысл учения

принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Воспитательные:

1.воспитывать у учащихся чувство доброты;

2.воспитывать интерес к литературному чтению.

УМК: Школа России

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Настройтесь на работу, сядьте ровно, спинка прямая, желаю вам продуктивной работы на уроке.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

П.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом..

Л.: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф:

М:

П:

Внешний контроль

Речевая разминка:

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

- Прочитайте скороговорку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Теперь прочитаем хором по слогам.

- Теперь прочитаем целыми словами в среднем темпе.

- А сейчас прочитаем быстро.

- А кто может прочитать очень быстро?

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

Слушают учителя.

- Болтливого человека сравнивают с сорокой.

Предметные: знать произведения Н.Н. Носова

П.: структурирование знаний.

Л.: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

- Послушайте отрывок песни и скажите, о чём она?

- Как вы думаете, о чём сегодня будет наше произведение?

- Верно, «Друг детства».

- Посмотрите на слайд, знаете ли вы этого человека?

- Это Виктор Юзефович  Драгунский.

- Скажите, какая тема и цель нашего урока?

Отвечают на вопросы:

- О дружбе.

- Нет.

- В.Ю. Драгунский «Друг детства», познакомиться с его произведением.

Предметные: уметь определять цель урока, ставить задачи

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Объясняет новый материал:

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали?

Виктор Юзефович  Драгунский  (1 декабря 1913 - 6 мая 1972),  рано  лишился  отца.  Мама  очень  много  работала,

чтобы  что-то  заработать. Поэтому  большую  часть  времени  он  проводил  в  компании  таких  же  сорванцов.  Мальчик  был  весёлый,  подвижный,  выдумщик разных игр, и товарищи любили его за это. В.  Драгунский окончил  актёрскую школу, работал  в  Московском  Театре  сатиры.  После  войны  стал  работать  клоуном  на  манеже  Московского  цирка. Он говорил: «Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех –  это  радость.  Ни  одного  ребёнка  без  радости.  Спешите  приносить  детям радость».  И  только  в  40  лет  В.  Драгунский  начал  писать.  Это  были  рассказы  для  детей. Героем его произведений стал сын писателя Дениска. Вскоре начали  выходить книжки с рассказами о приключениях Дениски, его друга Мишки и других ребят.

- Что нового узнали о писателе?

- Посмотрите на выставку книг В.Ю. Драгунского.

 - Какие из них вы читали?

Слушают учителя:

- нет

Предметные:  уметь выразительно читать, выделять главную мысль текста; уметь определять главную мысль отрывка.

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Учебник.

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Задает вопросы на закрепление нового материала:

- Перед чтением рассказа, проведем словарную работу.

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Утиль 

Груша 
Астроном 

Отвечают на вопросы на закрепление нового материала:

Утиль – старые вещи
Груша – …. Какое значение может иметь это слово? (Фрукт, спортивный снаряд) Подобные слова, которые имеют несколько лексических значений, называются омонимами. Они украшают нашу речь, делают её более выразительной.
Астроном – специалист по астрономии, науке о небесных телах.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Задает вопросы:

- Сегодня мы с вами будем воспринимать текст на слух. Слушайте внимательно. Читать будет диктор.

- Кем хотел  стать  Дениска?

- Что ему для этого понадобилось?

- Как  вы  думаете,  почему  папа  так  отреагировал  на  просьбу  сына?  

- Как вы думаете, что придумала мама? Почему вы так считаете?  

- Что  же  вспомнил  Дениска?

- Как он относился к мишке?

- Почему мальчик раздумал быть боксёром?

Выполняют самостоятельную работу.

- Он не  знал, кем будет. Ему  все  люди  вокруг

очень нравились и все  работы тоже. Он хотел  быть астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром.

- Боксёрская груша.

- Ему  нравились разные профессии.

- нашла старую большую мягкую игрушку.

- Не  расставался  с  ним  ни  на  одну минуту,

кормил  его  манной  кашей,  укладывал  с  собой  спать,  укачивал  как  маленького братишку, шептал разные сказки.

- Любил его.

- Он не хотел тренироваться  на мишке. Не хотел предавать друга. Он не может тренировать на нём  силу своего удара.  

Предметные:

знать содержание произведения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Задает вопросы:

- Рассказ  посвящён  теме  настоящей  дружбы.  О  дружбе  сложено  много  пословиц  и  поговорок.  Посмотрите  на  экран.  Прочитайте  их, объясните смысл в парах.

1) Верному другу цены нет.

2) Всякий избирает друга по своему нраву.

3) Дерево держится корнем, а человек друзьями.

4) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

- Какие из них можно отнести к нашему рассказу? - Ребята, а у вас есть друзья?

- Кого можно назвать другом?

- За что вы любите своего друга? Расскажите о нём.

- Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы остаётесь дома одни, а друг не

может к вам прийти?

- Каковы ваши ощущения?

- Кто или что помогает вам избежать одиночества?

Отвечают на вопросы.

- Старый друг проверен временем, поэтому составляет большую ценность для человека, чем новые друзья, от которых не знаешь, чего ожидать.

- Каждый хочет видеть рядом с собой человека, с которым были бы общие интересы, увлечения.

- Дерево растёт и именно корни его питают, благодаря им оно крепко держится и существует.

- Друг тебе подскажет, как лучше сделать. Подправит тебя, если ты сказал, сделал что-то не так.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

Отвечают на вопросы:

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"

Урок литературного чтения по произведению Драгунского "Друг детства"...

Технологическая карта урока литературного чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Юзефович Драгунский» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений, обучающихся о жизни и творчестве В. Драгунского; формирование навыка, осознанного и выразительного чтения; обогащ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Юзефович Драгунский» (УМК "Школа России", 2 кл.)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка, осознанного и выразительного чтения; обогащение словарного запаса.Задачи урокаДидактические:Продолжать знакомиться с тво...

Технологическая карта по литературному чтению В.Ю Драгунский "Друг детства"

Технологическая карта по литературному чтению В.Ю Драгунский "Друг детства"...

Технологическая карта урока литературного чтения. «В. Ю. Драгунский «Главные реки»». УМК Школа России, 3 класс.

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Познакомить со сведениями из биографии писателя, с содержанием рассказа.Научить анализировать и пересказывать текст произведения.Предметные:Научат...

Технологическая карта урока Литературного чтения "В.Ю. Драгунский Друг детства" 3 класс УМК Школа России

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения В. Драгунского «Друг детства»; представлений о биографии автора.Задачи урокаДидактические:1....