Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.
Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но и понимать прочитанное, анализировать, критически оценивать информацию и использовать ее для решения различных задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе
Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.
Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но и понимать прочитанное, анализировать, критически оценивать информацию и использовать ее для решения различных задач.
I. Цели и задачи работы с текстом:
• Формирование навыков осознанного чтения:
• Беглость чтения (в соответствии с возрастом и программой).
• Правильность чтения (без искажений слов).
• Выразительность чтения (с соблюдением интонации и логических ударений).
• Осознанность чтения (понимание смысла прочитанного).
• Развитие речевых навыков:
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование умения строить связные высказывания.
• Развитие устной и письменной речи.
• Формирование умения работать с информацией:
• Выделение главной мысли.
• Определение темы и идеи текста.
• Нахождение ответов на вопросы в тексте.
• Составление плана текста.
• Пересказ текста (подробный, краткий, выборочный).
• Развитие познавательных процессов:
• Внимание.
• Память.
• Воображение.
• Мышление.
• Воспитание интереса к чтению:
• Привитие любви к книгам.
• Формирование читательской культуры.
• Развитие эмоциональной отзывчивости к прочитанному.
II. Принципы работы с текстом:
• Принцип доступности: Выбор текстов, соответствующих возрасту и уровню подготовки учащихся.
• Принцип наглядности: Использование иллюстраций, схем, таблиц, опорных конспектов для визуализации информации.
• Принцип активности: Вовлечение учащихся в активную работу с текстом (ответы на вопросы, пересказ, дискуссии).
• Принцип систематичности и последовательности: Постепенное усложнение заданий и текстов.
• Принцип индивидуального подхода: Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика.
III. Методы и приемы работы с текстом:
1. До чтения:
• Предварительная беседа:
• Актуализация знаний учащихся по теме текста.
• Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям.
• Словарная работа:
• Объяснение незнакомых слов и выражений.
• Подбор синонимов и антонимов.
• Работа с толковым словарем.
• Постановка цели чтения:
• Задать вопрос, на который учащиеся должны найти ответ в тексте.
2. Во время чтения:
• Чтение вслух (цепочкой, по ролям, "жужжащее чтение"):
• Контроль правильности и выразительности чтения.
• Обучение интонационному выделению логических ударений.
• Чтение про себя (самостоятельное чтение):
• Формирование навыка осознанного чтения.
• Подчеркивание непонятных слов и выражений.
• Приемы активного чтения:
• "Чтение с остановками": Чтение текста по частям с обсуждением каждой части.
• "Инсерт" (маркировка текста): Отметка в тексте значками:
* "V" – я это знал
* "+" – это новое для меня
* "-" – я думал иначе
* "?" – это мне непонятно, требуются разъяснения
• "Двойной дневник": Запись в дневнике своих мыслей и впечатлений от прочитанного.
3. После чтения:
• Беседа по содержанию:
• Вопросы на понимание прочитанного (кто? что? где? когда? почему?).
• Выделение главной мысли текста.
• Определение темы и идеи текста.
• Работа с иллюстрациями:
• Соотнесение иллюстраций с текстом.
• Описание иллюстраций.
• Создание собственных иллюстраций.
• Словарная работа (расширенная):
• Составление предложений с новыми словами.
• Подбор синонимов и антонимов.
• Составление словосочетаний.
• Работа с планом:
• Составление плана текста (простой, сложный).
• Пересказ текста по плану.
• Пересказ текста:
• Подробный пересказ.
• Краткий пересказ.
• Выборочный пересказ (например, пересказать только описание героя).
• Творческие задания:
• Сочинение продолжения текста.
• Написание отзыва о прочитанном.
•
Создание кроссворда или викторины по тексту.
• Инсценировка отрывка из текста.
• Написание сочинения по теме текста.
• Работа с деформированным текстом:
• Восстановление последовательности предложений.
• Исправление ошибок в тексте.
• Сопоставление текста с другими источниками:
• Нахождение информации по теме в других книгах или интернете.
• Сравнение разных точек зрения на проблему.
IV. Виды текстов для работы в начальной школе:
• Художественные тексты:
• Сказки.
• Рассказы.
• Стихи.
• Басни.
• Нехудожественные тексты (познавательные):
• Статьи из энциклопедий.
• Научно-популярные тексты.
• Инструкции.
• Описания.
V. Использование ИКТ в работе с текстом:
• Электронные учебники и пособия.
• Интерактивные презентации.
• Образовательные сайты и ресурсы.
• Аудиокниги.
• Видеоматериалы.
VI. Оценка результатов работы с текстом:
• Наблюдение за процессом чтения и работы с текстом.
• Анализ ответов на вопросы и выполнения заданий.
• Оценка пересказа текста.
• Проведение тестовых работ.
• Оценка письменных работ (сочинений, отзывов и т.д.).
VII. Рекомендации:
• Начинать с простых и коротких текстов, постепенно усложняя их.
• Создавать позитивную и доброжелательную атмосферу на уроках чтения.
• Поощрять активность и инициативу учащихся.
• Использовать разнообразные методы и приемы работы с текстом.
• Регулярно проводить словарную работу.
• Развивать критическое мышление и умение анализировать информацию.
• Прививать любовь к чтению и книгам.
• Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.
Соблюдение этих методических рекомендаций позволит учителю начальной школы эффективно организовать работу с текстом, сформировать у учащихся прочные навыки осознанного чтения, развить их речь и мышление, а также привить любовь к книгам. Помните, что чтение – это не только навык, но и удовольствие, и важно, чтобы дети воспринимали работу с текстом как интересный и полезный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)
Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...
Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.
Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...
Методические рекомендации по работе с портфолио в начальной школе
Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительски...
методические рекомендации Технология работы над сочинением в начальных классах
Одной из основных целей, стоящих перед учителем, является повышения уровня речевых способностей у ребёнка. написание сочинений-- один из наиболее интересных и сложных методов. Данные рекомендации помо...
Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Методические рекомендации по работе над текстом на уроках чтения.
Методические рекомендации со сказками, виды работ над текстом, план работы над произведением....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира"
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира". Идея опыта - побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и ...
