Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Ивашко Любовь Владимировна

Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но и понимать прочитанное, анализировать, критически оценивать информацию и использовать ее для решения различных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_tekstom.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе

Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но и понимать прочитанное, анализировать, критически оценивать информацию и использовать ее для решения различных задач.

I. Цели и задачи работы с текстом:

•  Формирование навыков осознанного чтения:

 •  Беглость чтения (в соответствии с возрастом и программой).

 •  Правильность чтения (без искажений слов).

 •  Выразительность чтения (с соблюдением интонации и логических ударений).

  •  Осознанность чтения (понимание смысла прочитанного).

•  Развитие речевых навыков:

 •  Обогащение словарного запаса.

 •  Формирование умения строить связные высказывания.

 •  Развитие устной и письменной речи.

•  Формирование умения работать с информацией:

  •  Выделение главной мысли.

  •  Определение темы и идеи текста.

  •  Нахождение ответов на вопросы в тексте.

  •  Составление плана текста.

  •  Пересказ текста (подробный, краткий, выборочный).

•  Развитие познавательных процессов:

  •  Внимание.

  •  Память.

  •  Воображение.

  •  Мышление.

•  Воспитание интереса к чтению:

  •  Привитие любви к книгам.

  •  Формирование читательской культуры.

  •  Развитие эмоциональной отзывчивости к прочитанному.

II. Принципы работы с текстом:

•  Принцип доступности: Выбор текстов, соответствующих возрасту и уровню подготовки учащихся.

•  Принцип наглядности: Использование иллюстраций, схем, таблиц, опорных конспектов для визуализации информации.

•  Принцип активности: Вовлечение учащихся в активную работу с текстом (ответы на вопросы, пересказ, дискуссии).

•  Принцип систематичности и последовательности: Постепенное усложнение заданий и текстов.

•  Принцип индивидуального подхода: Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика.

III. Методы и приемы работы с текстом:

1. До чтения:

•  Предварительная беседа:

  •  Актуализация знаний учащихся по теме текста.

  •  Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям.

•  Словарная работа:

  •  Объяснение незнакомых слов и выражений.

  •  Подбор синонимов и антонимов.

  •  Работа с толковым словарем.

•  Постановка цели чтения:

  •  Задать вопрос, на который учащиеся должны найти ответ в тексте.

2. Во время чтения:

•  Чтение вслух (цепочкой, по ролям, "жужжащее чтение"):

  •  Контроль правильности и выразительности чтения.

  •  Обучение интонационному выделению логических ударений.

•  Чтение про себя (самостоятельное чтение):

  •  Формирование навыка осознанного чтения.

  •  Подчеркивание непонятных слов и выражений.

•  Приемы активного чтения:

  •  "Чтение с остановками": Чтение текста по частям с обсуждением каждой части.

  •  "Инсерт" (маркировка текста): Отметка в тексте значками:

    *  "V" – я это знал

    *  "+" – это новое для меня

    *  "-" – я думал иначе

    *  "?" – это мне непонятно, требуются разъяснения

  •  "Двойной дневник": Запись в дневнике своих мыслей и впечатлений от прочитанного.

3. После чтения:

•  Беседа по содержанию:

  •  Вопросы на понимание прочитанного (кто? что? где? когда? почему?).

  •  Выделение главной мысли текста.

  •  Определение темы и идеи текста.

•  Работа с иллюстрациями:

  •  Соотнесение иллюстраций с текстом.

  •  Описание иллюстраций.

  •  Создание собственных иллюстраций.

•  Словарная работа (расширенная):

  •  Составление предложений с новыми словами.

  •  Подбор синонимов и антонимов.

  •  Составление словосочетаний.

•  Работа с планом:

  •  Составление плана текста (простой, сложный).

  •  Пересказ текста по плану.

•  Пересказ текста:

  •  Подробный пересказ.

  •  Краткий пересказ.

  •  Выборочный пересказ (например, пересказать только описание героя).

•  Творческие задания:

  •  Сочинение продолжения текста.

  •  Написание отзыва о прочитанном.

  •

 Создание кроссворда или викторины по тексту.

  •  Инсценировка отрывка из текста.

  •  Написание сочинения по теме текста.

•  Работа с деформированным текстом:

  •  Восстановление последовательности предложений.

  •  Исправление ошибок в тексте.

•  Сопоставление текста с другими источниками:

  •  Нахождение информации по теме в других книгах или интернете.

  •  Сравнение разных точек зрения на проблему.

IV. Виды текстов для работы в начальной школе:

•  Художественные тексты:

  •  Сказки.

  •  Рассказы.

  •  Стихи.

  •  Басни.

•  Нехудожественные тексты (познавательные):

  •  Статьи из энциклопедий.

  •  Научно-популярные тексты.

  •  Инструкции.

  •  Описания.

V. Использование ИКТ в работе с текстом:

•  Электронные учебники и пособия.

•  Интерактивные презентации.

•  Образовательные сайты и ресурсы.

•  Аудиокниги.

•  Видеоматериалы.

VI. Оценка результатов работы с текстом:

•  Наблюдение за процессом чтения и работы с текстом.

•  Анализ ответов на вопросы и выполнения заданий.

•  Оценка пересказа текста.

•  Проведение тестовых работ.

•  Оценка письменных работ (сочинений, отзывов и т.д.).

VII. Рекомендации:

•  Начинать с простых и коротких текстов, постепенно усложняя их.

•  Создавать позитивную и доброжелательную атмосферу на уроках чтения.

•  Поощрять активность и инициативу учащихся.

•  Использовать разнообразные методы и приемы работы с текстом.

•  Регулярно проводить словарную работу.

•  Развивать критическое мышление и умение анализировать информацию.

•  Прививать любовь к чтению и книгам.

•  Учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика.

Соблюдение этих методических рекомендаций позволит учителю начальной школы эффективно организовать работу с текстом, сформировать у учащихся прочные навыки осознанного чтения, развить их речь и мышление, а также привить любовь к книгам. Помните, что чтение – это не только навык, но и удовольствие, и важно, чтобы дети воспринимали работу с текстом как интересный и полезный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по построению образовательной среды в начальной школе (1 класс)

Экспериментальная апробация новой структуры и содержания образования в средней школе невозможна без изменения образовательных условий реализации новой структуры и содержания. Образовательные условия е...

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Методические рекомендации по работе с портфолио в начальной школе

Данные рекомендации содержат подробный алгоритм для педагогов по организации работы учащихся с Портфолио: даны необходимые нормативные документы, приведены разработки классных часов, родительски...

методические рекомендации Технология работы над сочинением в начальных классах

Одной из основных целей, стоящих перед учителем, является повышения уровня речевых способностей у ребёнка. написание сочинений-- один из наиболее интересных и сложных методов. Данные рекомендации помо...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Методические рекомендации по работе над текстом на уроках чтения.

Методические рекомендации со сказками, виды работ над текстом, план работы над произведением....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира"

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе  на уроках окружающего мира". Идея опыта - побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и ...