Методические рекомендации по работе над текстом на уроках чтения.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Методические рекомендации со сказками, виды работ над текстом, план работы над произведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.64 КБ |
![]() | 14.82 КБ |
![]() | 14.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работы над текстом на уроке чтения.
- Чтение всего текста по заданию учителя.
- Чтение , деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение. Пересказ.
- Чтение учеником нового текста. Заранее подготовленного.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение , ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка. Который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощь. Которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение отрывка, предложения, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел.
- Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.
- Чтение, составление сценария к диафильму.
- Подборка звукового оформления «фильма»
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте вывода.
- Высказывание своих суждений о прослушанном после чтения .
- Озаглавливание текста.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям, исключая слова автора.
- Пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики. Поз.
- «Живая мимика» - один читает, другой мимикой лица рисует на услышанное.
- Нахождение предложения, отрывка, которое мог бы прочитать вот этот человечек: (весёлый, удивлённый….)
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать с досадой, весело, печально..)
- Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным…
- Конкурсное чтение.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение предложений, которые читаются громко, тихо, быстро…
- Выразительное чтение.
- Чтение отрывка с распространением предложений в нем.
- Вычленение слов из рассказа по предложенной схеме.
- Кто быстрее найдет нужное предложение, слово.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трехсложных слов.
- Нахождение в тексте сочетаний.
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Нахождение и чтение слов и выражений. с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (написаны на доске).
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений. Которые можно использовать при написании сочинений.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря по темам (осень…)
- Комбинированное чтение: учитель – хором дети
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к работе по сказкам.
Сказка для ребёнка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр детей.
Виды сказок:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- бытовые сказки.
Характерные черты каждого вида.
Сказки о животных отличаются от всех тем, что в них действуют животные, показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные говорят на человеческом языке. Задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.
Волшебные сказки делятся на две группы: добрые и злые. Эти сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.
Бытовые сказки. В этих сказках говорится о характере людей. Они имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте.
Виды работ при чтении сказок.
- подготовка к восприятию;
- чтение сказки;
- словарная работа;
- обмен мнениями;
- чтение сказки по частям и их разбор;
- подготовка к рассказыванию;
- рассказывание сказки;
- обобщающая беседа.
Работа над сказкой проводится так же как и над рассказом, но есть свои особенности.
Методические рекомендации.
- перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (о видах сказок, какие уже знают, выставку книг организовать);
- перед чтением сказок о животных напомнить о повадках животных, показать иллюстрации;
- если читается сказка о природе, используется материал экскурсий, записи в календаре природы, наблюдения и опыт;
- сказку читает, а желательно рассказывает учитель;
- работу вести как над реалистическим рассказом, не расстолковывая. Что «так в жизни не бывает», что это вымысел;
- не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки силён , ярок, что дети сами делают выводы;
- хорошим приёмом является чтение по ролям, инсценировка;
- сказка используется для работ по составлению планов, так как отчётливо делится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки;
- после отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям;
При чтение – рассказывании учитель должен употреблять живые интонации разговорной речи, пользоваться паузами, жестами, мимикой. Это поможет донести до слушателей содержание сказки, выразить своё отношение к героям, событиям, усилить эмоциональное воздействие сказки на детей.
По ходу рассказывания сказки учителем хорошо показать иллюстрации к сказкам, сопровождать её меловыми рисунками на доске, выставлять действующих героев сказки, обозначать символами. Эти картинные планы могут, в последствии, помочь при пересказе детям. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, с использованием речевых особенностей.
В каждой части плана на доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа. Необходима лексическая работа над словами, выражениями, оборотами. И только в конце работы над сказкой подвести детей к определённому выводу, морали сказки. Здесь уместно привлечь пословицы и из них выбрать подходящую к основной идее сказки.
В заключении идёт разговор с детьми о том, что в данной сказке правда, а что вымысел.
Приём словесного рисования помогает выделить главную мысль. Позволяет учителю выяснить, как ученик усвоил содержание частей сказки. Подготавливает к пересказу.
Драматизация сказки даёт возможность для упражнений в выразительном чтении сказки, выделить голосом характерные особенности персонажа.
Инсценирование – даёт возможность обучению диалогической, разговорной речи.
Составление характеристик героев сказки.
Установление различий между поступками и словами персонажей.
Подбор к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по разбору художественного произведения. Художественное произведение разбирается по плану
- Подготовка к чтению и словарная работа:
- обращение к прошлому опыту учащихся;
- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;
- создание проблемной ситуации;
- использование музыки;
- предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;
- словарная работа (разбор новых, непонятных слов).
- Чтение текста с учителем.
- Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
- Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
- Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
- Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
- Деление текста на части.
- Пересказ прочитанного (возможные варианты):
- по цепочке;
- с эстафетой;
- от другого лица;
- по иллюстрации или серии иллюстраций;
- по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;
- краткий пересказ;
- выборочный;
- полный;
- пересказ по картинно-символическому плану;
- пересказ по вопросам;
- творческий пересказ;
- Работа над характеристикой действующих лиц.
- Обобщающая беседа.
- сравнение глав прочитанного;
- сравниваются характеры героев;
- сравнение и разбор последовательности развития событий;
- работа с пословицами. Загадками;
- пересказ по вопросам;
11. Работа на характеристикой действующих лиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе
В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является: Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Цель учител...
Виды работы над текстом на уроке чтения.
Не секрет, что первоклассники, научившись читать, тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...
Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...
Методические рекомендации по обучению пересказу текста на уроках русского языка
Данный материал содержит рекомендации, определения, методы и формы пересказа для учащихся.В данных рекомендациях раскрывается суть понятия «пересказ», даны образцы форм и методов организац...

Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе
Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но...