Методические рекомендации по работе над текстом на уроках чтения.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Дудукалова Ольга Валентиновна

Методические рекомендации со сказками, виды работ над текстом, план работы над произведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста по заданию учителя.
  2. Чтение , деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение. Пересказ.
  5. Чтение учеником нового текста. Заранее подготовленного.
  6. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение , ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка. Который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  16. Нахождение предложения, с помощь. Которого можно исправить допущенную ошибку.
  17. Нахождение отрывка, предложения, отражающего главную мысль рассказа.
  18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел.
  19. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.
  20. Чтение, составление сценария к диафильму.
  21. Подборка звукового оформления «фильма»
  22. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  23. Нахождение в тексте вывода.
  24. Высказывание своих суждений о прослушанном после чтения .
  25. Озаглавливание текста.
  26. Чтение по ролям.
  27. Чтение по ролям, исключая слова автора.
  28.  Пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики. Поз.
  29. «Живая мимика» - один читает, другой  мимикой лица рисует на услышанное.
  30. Нахождение предложения, отрывка, которое мог бы прочитать вот этот человечек:  (весёлый, удивлённый….)
  31. Нахождение отрывка, который нужно прочитать с досадой, весело, печально..)
  32. Нахождение  и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным…
  33. Конкурсное чтение.
  34. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  35. Нахождение и чтение предложений, которые читаются громко, тихо, быстро…
  36. Выразительное чтение.
  37. Чтение отрывка с распространением предложений в нем.
  38. Вычленение слов из рассказа по предложенной схеме.
  39. Кто быстрее найдет нужное предложение, слово.
  40. Нахождение самого длинного слова в тексте.
  41. Нахождение двух-, трехсложных слов.
  42.  Нахождение в тексте сочетаний.
  43. Чтение, пометка непонятных слов.
  44. Нахождение и чтение слов и выражений. с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  45. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (написаны на доске).
  46. Чтение слов, к которым даны сноски.
  47. Нахождение и чтение слов и выражений. Которые можно использовать при написании сочинений.
  48. Чтение с выписыванием слов для практического словаря по темам (осень…)
  49. Комбинированное чтение: учитель – хором дети


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к работе по сказкам.

   Сказка для ребёнка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр детей.

Виды сказок:

- сказки о животных;

- волшебные сказки;

- бытовые сказки.

Характерные черты каждого вида.

   Сказки о животных отличаются от всех тем, что в них действуют животные, показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные говорят на человеческом языке. Задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

   Волшебные сказки делятся на две группы: добрые и злые. Эти сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

   Бытовые сказки. В этих сказках говорится о характере людей. Они имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте.

Виды работ при чтении сказок.

- подготовка к восприятию;

- чтение сказки;

-  словарная работа;

- обмен мнениями;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- рассказывание сказки;

- обобщающая беседа.

Работа над сказкой проводится так же как и над рассказом, но есть свои особенности.

Методические рекомендации.

- перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (о видах сказок, какие уже знают, выставку книг организовать);

- перед чтением сказок о животных напомнить о повадках животных, показать иллюстрации;

- если читается сказка о природе, используется материал экскурсий, записи в календаре природы, наблюдения и опыт;

- сказку читает, а желательно рассказывает учитель;

- работу вести как над реалистическим рассказом, не расстолковывая. Что «так в жизни не бывает», что это вымысел;

- не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки силён , ярок, что дети сами делают выводы;

- хорошим приёмом является чтение по ролям, инсценировка;

- сказка используется для работ по составлению планов, так как отчётливо делится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки;

- после отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям;

 При чтение – рассказывании учитель должен употреблять живые интонации разговорной речи, пользоваться паузами, жестами, мимикой. Это поможет донести до слушателей содержание сказки, выразить своё отношение к героям, событиям, усилить эмоциональное воздействие сказки на детей.

   По ходу рассказывания сказки учителем хорошо показать иллюстрации к сказкам, сопровождать её меловыми рисунками на доске, выставлять действующих героев  сказки, обозначать символами. Эти картинные планы могут, в последствии, помочь при пересказе детям. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, с использованием речевых особенностей.

   В каждой части плана на доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа. Необходима лексическая работа над словами, выражениями, оборотами. И только в конце работы  над сказкой подвести детей к определённому выводу, морали сказки. Здесь уместно привлечь пословицы и из них выбрать подходящую к основной идее сказки.

   В заключении идёт разговор с детьми о том, что в данной сказке правда, а что вымысел.

   Приём словесного рисования помогает выделить главную мысль. Позволяет учителю выяснить, как ученик усвоил содержание частей сказки. Подготавливает к пересказу.

   Драматизация сказки даёт возможность для упражнений в выразительном чтении сказки, выделить голосом характерные особенности персонажа.

   Инсценирование – даёт возможность обучению диалогической, разговорной речи.

   Составление характеристик героев сказки.

   Установление различий между поступками и словами персонажей.

   Подбор к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

   



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разбору художественного произведения. Художественное произведение разбирается по плану

  1. Подготовка к чтению и словарная работа:

- обращение к прошлому опыту учащихся;

- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;

- создание проблемной ситуации;

- использование музыки;

- предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;

- словарная работа (разбор новых, непонятных слов).

  1. Чтение текста с учителем.
  2. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
  3. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
  4. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
  5. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
  6. Деление текста на части.
  7. Пересказ прочитанного (возможные варианты):

- по цепочке;

- с эстафетой;

- от другого лица;

- по иллюстрации или серии иллюстраций;

- по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;

- краткий пересказ;

- выборочный;

- полный;

- пересказ по картинно-символическому плану;

- пересказ по вопросам;

- творческий пересказ;

  1. Работа над характеристикой действующих лиц.
  2.  Обобщающая беседа.

- сравнение глав прочитанного;

- сравниваются характеры героев;

- сравнение и разбор последовательности развития событий;

- работа с пословицами. Загадками;

- пересказ по вопросам;

    11. Работа на характеристикой действующих лиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Виды работы над текстом на уроках чтения.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только - только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.Ос...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Методические рекомендации по обучению пересказу текста на уроках русского языка

Данный материал содержит рекомендации, определения, методы и формы пересказа для учащихся.В данных рекомендациях раскрывается суть понятия «пересказ», даны образцы форм и методов организац...