Методические рекомендации по работе над текстом на уроках чтения.
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Дудукалова Ольга Валентиновна

Методические рекомендации со сказками, виды работ над текстом, план работы над произведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроке чтения.

  1. Чтение всего текста по заданию учителя.
  2. Чтение , деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение. Пересказ.
  5. Чтение учеником нового текста. Заранее подготовленного.
  6. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
  7. Чтение цепочкой по предложению.
  8. Чтение цепочкой по абзацу.
  9. Чтение вполголоса.
  10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  11. Чтение , ответы на вопросы.
  12. Нахождение в тексте отрывка. Который поможет ответить на вопрос.
  13. Чтение самого красивого места в рассказе.
  14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  16. Нахождение предложения, с помощь. Которого можно исправить допущенную ошибку.
  17. Нахождение отрывка, предложения, отражающего главную мысль рассказа.
  18. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел.
  19. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками.
  20. Чтение, составление сценария к диафильму.
  21. Подборка звукового оформления «фильма»
  22. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  23. Нахождение в тексте вывода.
  24. Высказывание своих суждений о прослушанном после чтения .
  25. Озаглавливание текста.
  26. Чтение по ролям.
  27. Чтение по ролям, исключая слова автора.
  28.  Пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики. Поз.
  29. «Живая мимика» - один читает, другой  мимикой лица рисует на услышанное.
  30. Нахождение предложения, отрывка, которое мог бы прочитать вот этот человечек:  (весёлый, удивлённый….)
  31. Нахождение отрывка, который нужно прочитать с досадой, весело, печально..)
  32. Нахождение  и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным…
  33. Конкурсное чтение.
  34. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  35. Нахождение и чтение предложений, которые читаются громко, тихо, быстро…
  36. Выразительное чтение.
  37. Чтение отрывка с распространением предложений в нем.
  38. Вычленение слов из рассказа по предложенной схеме.
  39. Кто быстрее найдет нужное предложение, слово.
  40. Нахождение самого длинного слова в тексте.
  41. Нахождение двух-, трехсложных слов.
  42.  Нахождение в тексте сочетаний.
  43. Чтение, пометка непонятных слов.
  44. Нахождение и чтение слов и выражений. с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  45. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (написаны на доске).
  46. Чтение слов, к которым даны сноски.
  47. Нахождение и чтение слов и выражений. Которые можно использовать при написании сочинений.
  48. Чтение с выписыванием слов для практического словаря по темам (осень…)
  49. Комбинированное чтение: учитель – хором дети


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к работе по сказкам.

   Сказка для ребёнка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр детей.

Виды сказок:

- сказки о животных;

- волшебные сказки;

- бытовые сказки.

Характерные черты каждого вида.

   Сказки о животных отличаются от всех тем, что в них действуют животные, показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека. Животные говорят на человеческом языке. Задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

   Волшебные сказки делятся на две группы: добрые и злые. Эти сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

   Бытовые сказки. В этих сказках говорится о характере людей. Они имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте.

Виды работ при чтении сказок.

- подготовка к восприятию;

- чтение сказки;

-  словарная работа;

- обмен мнениями;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- рассказывание сказки;

- обобщающая беседа.

Работа над сказкой проводится так же как и над рассказом, но есть свои особенности.

Методические рекомендации.

- перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (о видах сказок, какие уже знают, выставку книг организовать);

- перед чтением сказок о животных напомнить о повадках животных, показать иллюстрации;

- если читается сказка о природе, используется материал экскурсий, записи в календаре природы, наблюдения и опыт;

- сказку читает, а желательно рассказывает учитель;

- работу вести как над реалистическим рассказом, не расстолковывая. Что «так в жизни не бывает», что это вымысел;

- не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки силён , ярок, что дети сами делают выводы;

- хорошим приёмом является чтение по ролям, инсценировка;

- сказка используется для работ по составлению планов, так как отчётливо делится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки;

- после отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям;

 При чтение – рассказывании учитель должен употреблять живые интонации разговорной речи, пользоваться паузами, жестами, мимикой. Это поможет донести до слушателей содержание сказки, выразить своё отношение к героям, событиям, усилить эмоциональное воздействие сказки на детей.

   По ходу рассказывания сказки учителем хорошо показать иллюстрации к сказкам, сопровождать её меловыми рисунками на доске, выставлять действующих героев  сказки, обозначать символами. Эти картинные планы могут, в последствии, помочь при пересказе детям. Пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, с использованием речевых особенностей.

   В каждой части плана на доске выписать яркие определения, характерные выражения, необходимые для пересказа. Необходима лексическая работа над словами, выражениями, оборотами. И только в конце работы  над сказкой подвести детей к определённому выводу, морали сказки. Здесь уместно привлечь пословицы и из них выбрать подходящую к основной идее сказки.

   В заключении идёт разговор с детьми о том, что в данной сказке правда, а что вымысел.

   Приём словесного рисования помогает выделить главную мысль. Позволяет учителю выяснить, как ученик усвоил содержание частей сказки. Подготавливает к пересказу.

   Драматизация сказки даёт возможность для упражнений в выразительном чтении сказки, выделить голосом характерные особенности персонажа.

   Инсценирование – даёт возможность обучению диалогической, разговорной речи.

   Составление характеристик героев сказки.

   Установление различий между поступками и словами персонажей.

   Подбор к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

   



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разбору художественного произведения. Художественное произведение разбирается по плану

  1. Подготовка к чтению и словарная работа:

- обращение к прошлому опыту учащихся;

- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;

- создание проблемной ситуации;

- использование музыки;

- предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;

- словарная работа (разбор новых, непонятных слов).

  1. Чтение текста с учителем.
  2. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
  3. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
  4. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
  5. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
  6. Деление текста на части.
  7. Пересказ прочитанного (возможные варианты):

- по цепочке;

- с эстафетой;

- от другого лица;

- по иллюстрации или серии иллюстраций;

- по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;

- краткий пересказ;

- выборочный;

- полный;

- пересказ по картинно-символическому плану;

- пересказ по вопросам;

- творческий пересказ;

  1. Работа над характеристикой действующих лиц.
  2.  Обобщающая беседа.

- сравнение глав прочитанного;

- сравниваются характеры героев;

- сравнение и разбор последовательности развития событий;

- работа с пословицами. Загадками;

- пересказ по вопросам;

    11. Работа на характеристикой действующих лиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды работы над текстом на уроке чтени я в начальной школе

В данном материале перечислены виды заданий для работы с текстом на уроках чтения в начальной школе  до начала чтения, которые можно предложить учащимся на уроке....

Виды работ над текстом на уроках чтения.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является:        Многократное обращение к тексту, перечитывание его каж­дый раз с новым заданием.Цель учител...

Виды работы над текстом на уроке чтения.

    Не секрет, что первоклассники, научившись читать,  тут же теряют интерес к чтению. Поэтому учитель должен быть мастером на уроке, чтобы не только на уроке поддержать интерес ...

Статья "Методические рекомендации организации работы с текстом на уроках литературного чтения"

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с э...

Методические рекомендации по обучению пересказу текста на уроках русского языка

Данный материал содержит рекомендации, определения, методы и формы пересказа для учащихся.В данных рекомендациях раскрывается суть понятия «пересказ», даны образцы форм и методов организац...

Методические рекомендации по работе с текстом в начальной школе

Работа с текстом – ключевой навык, формируемый в начальной школе, который является фундаментом для дальнейшего успешного обучения.Цель работы с текстом – не просто научить детей читать, но...