Методическая разработка по литературному чтению по теме: Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чарыева Татьяна Владимировна

Цель данного урока: познакомить  учащихся  с  поэзией  Е. А. Баратынского; показать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского; учить детей видеть и понимать  прекрасное,  работать  над  развитием  грамотной,  выразительной речи.

Развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение, двигательную активность и речевое дыхание учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс.                                                                                                                                

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор  учебника, учебных пособий:  Л.А.Ефросинина

Тема урока: Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

Цели и задачи: познакомить  учащихся  с  поэзией  Е. А. Баратынского; показать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского; учить детей видеть и понимать  прекрасное,  работать  над  развитием  грамотной,  выразительной речи.

Развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, воображение, двигательную активность и речевое дыхание учащихся.

Воспитывать устойчивый интерес к чтению.

Тип урока:   урок получения новых знаний.

Оборудование урока: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»2класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»2класс, иллюстрации к тексту, выставка книг Е. Баратынского, модели обложек изученных произведений, словарные слова, презентация по теме урока, иллюстрации на тему «Весна»

Планируемые результаты

Предметные: научатся находить главную мысль произведения; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи;  формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении стихотворения Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».

 РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие  литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

Подарите улыбку друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости. Только это  настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. «Желаю тебе удачи во всём и всегда» дети в парах касаются ладошками друг друга.

РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться  с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Речевая разминка

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

  • Медленно
  • с логическим ударением на 1 слово
  • с логическим ударением на 2 слово
  • с логическим ударением на 3 слово
  • быстро на выдохе, повторив дважды

Учащиеся вывешивают на доске рисунки к произведению Э.Шима, затем зачитывают отрывки из текста, соответствующие рисункам. Последующую работу можно организовать в группах, где дети читают друг другу понравившиеся эпизоды, выделенные ими дома. Затем каждая группа определяет одного-двух лучших чтецов, которые рассказывают произведение у доски всему классу.

После этой работы учитель спрашивает учащихся о том, кто из них нашёл в библиотеке другие произведения Э. Шима. Далее слушаются несколько произведений, проводится беседа.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Постановка проблемы

Учитель сообщает ученикам о том, что странички поэтической тетради продолжают стихи Евгения Абрамовича Баратынского.

– Знакома ли вам фамилия этого поэта, его стихи?

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

-Как вы думаете, с каким произведением мы познакомимся на уроке?

- Какая тема нашего урока?

– Какие цели и задачи ставим перед собой на уроке? Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

Воспитывать доброе отношение к окружающему миру;

Формировать понятия “любовь”, “красота”, “доброта”

Формировать читательские умения;

Выразительно читать стихотворение

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

  • Познакомиться…
  • Совершенствовать умения…
  • Развивать умения…

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

– Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) родился в 1800 году в Тамбовской губернии, в семье бывшей фрейлины императрицы Марии Фёдоровны Александры Фёдоровны Боратынской (Черепановой) и отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Боратынского.

В 1818 году он приезжает в Петербург и поступает на службу в лейб-гвардии Егерский полк. Его служба длится семь лет. Правда, благодаря тому что его полк почти каждое лето несёт службу в столице, Баратынскому удаётся часто бывать в Петербурге, встречаться там с друзьями.

В это время его ближайшим другом становится Антон Дельвиг, тогда же он знакомится с Вильгельмом Кюхельбекером, а позже с Александром Пушкиным и Кондратием Рылеевым.

Баратынский, который обладает пытливым умом и талантом, создаёт свои первые произведения, которые получают признание, а сам поэт становится членом Вольного общества любителей российской словесности.

Один из самых тонких ценителей творчества Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нём: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одарённого вкусом и чувством».

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Подготовка к выполнению заданий

(Дети читают стихотворение про себя, обмен впечатлениями после чтения)

Понравилось стихотворение? Чем?

 (Ответы детей)

Все ли понятны вам в тексте слова?

(Учитель объясняет непонятные слова)

- Работа над выразительностью чтения стихотворения.

Уметь  проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Физминутка

Изучение нового произведения.

Работа над стихотворениями.

– Послушайте одно из стихотворений Е. А. Баратынского, попробуйте найти подтверждение словам А. С. Пушкина.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!..».

– Каким настроением наполнено стихотворение?

– Какой вам представилась весна? – Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

– А как об этом сказано у Баратынского? Прочитайте.

– С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

Ученики вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая соответствующую интонацию.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Затем учитель предлагает ученикам послушать ещё одно стихотворение поэта «Где сладкий шёпот моих лесов?..».

– Какие картины предстали перед вами? – С каким чувством поэт говорит о зиме?

– Подтвердите ваше мнение строками стихотворения.

– О чём думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитайте.

– Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?

– Как его следует читать? Далее идёт упражнение в чтении стихотворения.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Информация о домашнем задании

Стр. 106, наизусть

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке.

- Кто автор?

- Какие открытия сделали на уроке?

- О чем урок заставил задуматься?

- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна, весна! Как воздух чист!

Сценарий праздника "8 марта" для учащихся 4 класса....

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...

Весна, весна! Как воздух чист!.. Е. А. Баратынский.

Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”Задачи:·...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...

Технологическая карта урока по теме  Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».  Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...