Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...
учебно-методический материал по чтению

Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Технологическая карта урока по теме  Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».  Весна, весна красная...

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии - стихотворение Е.Баратынского "Весна! Весна! Как воздух чист!..."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_lit_cht.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О., учителя: Будайчиева Гулханум Нурмагомедовна

Предмет, УМК: Литературное чтение, Начальная школа 21 века

Класс: 2

Тема урока, раздел: Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».  Весна, весна красная...

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии - стихотворение Е.Баратынского "Весна! Весна! Как воздух чист!..."

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;
  • формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;

Предметные: познакомятся с творчеством Е. А. Баратынского и содержанием его произведений «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»;

научатся: видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности.

Развивающие

  • развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.

Метапредметные

РУУД: фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

ПУУД: подбирать к тексту репродукции картин художника.

КУУД: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.

Воспитательные

  • воспитание интереса и любви к поэзии;
  • воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.

Личностные (ЛУУД)

осмысливать настроение лирического произведения 
Е. А. Баратынского; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении.

Оборудование: книга, рабочая тетрадь, карточки, презентация.

Формы: парные, фронтальные.

Этапы урока,

Время

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формы

Формирование УУД

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, вы уже со мной знакомы, меня зовут Гулханум Нурмагомедовна! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

  • На уроке мы с вами  отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. 

(На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к  наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

 - Готовы?

- Прочитайте  хором  девиз нашего урока. ( Девиз представлен на СЛАЙДЕ). Читают хором девиз урока: «Девиз нашего урока -  уверенность, успех,  удовольствие»

Как вы понимаете эти слова?

- А теперь улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

Ф

РУУД

2.  Проверка домашнего задания

- А сейчас я проверю ваше домашнее задание!

- Я вызову несколько учеников по желанию к доске. А ваша задача, с нужной интонацией выразительно прочитать стихотворение    Самуила Яковлевича Маршака «Весенняя песенка».

Оценивать чтение своих товарищей будете вы все.

Критерии оценивания представлены на слайде:

  • 1. Автор и название.
  • 2.Выразительное чтение (  логическое ударение, темп, эмоциональная окраска – восклицательное, вопросительное, повествовательное предложение).
  • 3. Проговаривание окончаний.
  • 4. Культура поведения перед аудиторией

Молодцы, вы хорошо подготовили домашнее задание.

(…….Обратить внимание на …..  Выбор интонации)

Ф

3. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны внимательно его послушать и понять,  о чем хотел сказать нам автор в этом стихотворении.

СЛАЙД 

 Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов «Грачи прилетели».

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролѐтные стада

Кричат и весело и важно.

-О чём это стих?  О весне СЛАЙД

- Правильно, таким образом, благодаря стихотворению мы узнали тему нашего урока.

- Как  

- Молодцы, ребята! Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!». СЛАЙД
Работа в паре.

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого  мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

-  У вас на партах лежат карточки, вы вместе соседом по парте возьмите карточки, и зачеркните только одинаковые слоги.
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ

- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский  
СЛАЙД

Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.

- Итак, назовите тему урока.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи  урока. Что нам предстоит сделать на уроке?

Познакомиться… (с новым произведением, с поэтом )

Проанализировать… (прочитанный текст)

Применить… (свои знания в различных ситуациях)

            Научиться…            выразительно читать , находить       худож. средства

            Понять ….               настроение, чувства поэта)

Ф

П

Ф

ПУУД

4. Физкультминутка

Видео

К

5. Реализация построенного урока

1.Знакомство с поэтом.

-Прежде чем мы приступим к основной работе, познакомимся с поэтом и его творчеством .

ПУУД

Это поэт девятнадцатого века. Баратынский родился  2 марта в (1800–1844).  В лирике  поэта  тема природы занимает особое место. И это не случайно. Детство Баратынского прошло в родовом имении Мара Тамбовской губернии.

Дивная природа окружала его  с самого рождения. Село раскинулось в живописной местности. “Начальной любовью” называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы.

6. Первичное восприятие текста

Итог. 

8. Рефлексия

- Давайте познакомимся со стих. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»

- Послушаем его в исполнении актёра.  (ЗАПИСЬ)

              - О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне , о том , как преображается все вокруг)

                   - Какой момент весны изображён в стихотворении? приход  весны ,пробуждающаяся природа

- Какое настроение поэта вы почувствовали?  Что он чувствует? Выберите.

СЛАЙД со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг.

- Скажите пожалуйста, после первого чтения вы бы могли полностью разобраться в этом стих, в его содержании ?

- Что нужно сделать?

- Откройте учебники. Стр  106  .прочитайте стих.  , найдите слова значение которых вам непонятны

3. Словарно-лексическая работа. Слайд со значениями слов:

 Давайте выясним значение  непонятных слов.

 Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

 Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

 Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

 Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.

 Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.

 Обнажены – лишены покрова, нагие.

Древа –деревья, торжествующий- победоносный, радостный.

Жужжащее чтение (дети читают все)

Давайте подготовимся к выразительному чтению стихотворения

- Все знакомы с ПРАВИЛАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ?

- Как вы думаете что входит к правилам выразительного чтения ? (раздать карточки)

  1. (СЛАЙД) Прочитай имя и фамилию автора стихотворения.
  2. Прочитай название стихотворения.
  3. Прочитай стихотворение про себя.
  4. Найди в стихотворении места пауз и слова, которые нужно выделить голосом.
  5. Определи, в каком темпе нужно читать это стихотворение.
  6. Выразительно прочитай стихотворение для себя.
  7. Прочитай стихотворение выразительно в классе.

- Все ознакомились с правилами выразительного чтения ?

- Кто хочет по желанию выразительно прочитать стихотворение  ?

Выраз. чтение стих.

- Кто хочет прочитать стих ?

4. Работа в рабочих  тетрадях.

Мы  учились выраз читать стих.  А теперь давайте поработаем в рабочей тетради  по литературе. Откройте рабочую тетрадь на странице 61. Выполните номер 1,2,3.  (если закончат проверит сам учитель, а если не закончат остается домашним заданием)

Давайте подведем итог урока.

- С произведениями какого  поэта мы сегодня познакомились ?

- Понравилось ли вам стихотворение ?

- С какими новыми словами мы познакомились ?

-Вот и подошёл  к концу наш урок. Я хочу отметить , что каждый из вас сегодня был активен, очень хорошо себя проявили. Все молодцы.

- Я  предлагаю  оценить свою работу на уроке.

- Я прошу вас проанализировать и оценить  свою работу на уроке по 10-балльной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

- Напишите на листочке  цифру и покажите мне.

Я прошу вас  рассказать,   комфортно ли вам было на уроке,   понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

      «Самым интересным на уроке было…»

  • Мне понравилось …
  • Я понял, что …
  • Я научился …
  • Я сегодня работал …


Ф

И

Ф

Ф

КУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной».

Задачи урока:познакомить учащихся с произведениями: Народная песня « Весна, весна красная!» А. Чехов « Весной»;пробудить познавательную активность;работать над осознанностью чтения, над раз...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..&raqu...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Презентация к уроку литературного чтения Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!"

Презентация к уроку литературного чтения Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!"...

Технологическая карта урока литературы по теме: Шарль Перро "Красная шапочка", УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа отрывка из пьесы по мотиву произведения Шарль П...