"Приёмы формирования читательской грамотности у учеников начальных классов"
статья по чтению

Аглиулина Алена Владимировна

Процесс приучения ребёнка к книге - творческий, сложный, и, в любом случае потребует терпения. Но если сравнить чтение книги с другими способами получения информации, то оно значительно превосходит их в полезности, ведь активизирует сразу несколько важных отделов головного мозга человека, тем самым усиливая умственный потенциал. Казалось бы,  освоение новых технологий - это, безусловно, в современных реалиях очень важно, но нельзя потерять вечные ценности - любовь к литературе и интерес к чтению. Нельзя допустить потерю интереса людей к языку и литературе! По одной простой причине: связь поколений не должна прерываться и вечные ценности должны быть вечными. «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой» - призывал Д. Лихачев 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников: глубокое погружение в тему В современном мире, где информация доступна в невероятных объемах, читательская грамотность выходит далеко за рамки простого декодирования букв. Она является фундаментальным навыком, определяющим успешность человека в обществе, его способность к самореализации и активному участию в жизни. Понимание того, что представляет собой читательская грамотность, является первым шагом на пути к ее эффективному формированию у детей дошкольного возраста. Согласно общепринятому определению, читательская грамотность – это сложная совокупность умений и навыков, позволяющих не только понимать письменные тексты, но и критически их осмысливать, извлекать из них нужную информацию, связывать прочитанное с собственным опытом и знаниями, использовать полученные знания для решения практических задач и достижения личных целей. Это не просто умение читать, а способность эффективно взаимодействовать с текстом, использовать его для саморазвития, участия в общественной жизни и приобретения новых знаний. Проблема недостаточного уровня читательской грамотности становится все более актуальной в мировом масштабе, включая и Россию. Статистика неутешительна: мы уже не лидируем среди наций с самым высоким уровнем чтения. Индия, Таиланд, Китай, Филиппины, Египет и Чехия обгоняют нас по этому показателю. Это серьезный сигнал, поскольку низкий уровень читательской грамотности негативно сказывается на экономическом развитии страны, социальной сплоченности и качестве жизни населения в целом. Федеральная образовательная программа ставит во главу угла развитие личности ребенка. И читательская грамотность является одним из ключевых универсальных учебных действий (УУД), необходимых для достижения этой цели. Формирование УУД в младшем школьном возрасте – залог успешного обучения в школе и дальнейшего самообразования. Читательская грамотность представляет собой многокомпонентную систему. Ключевые компоненты включают в себя:

-Нахождение и извлечение информации: способность находить необходимую информацию в тексте, выделять ключевые моменты, отсеивать лишние детали. Для младших школьников это умение отвечать на простые вопросы по тексту, находить конкретные фрагменты, содержащие запрашиваемую информацию.

-Интегрирование и интерпретация информации: способность связывать информацию из разных частей текста, строить логические цепочки, делать выводы и обобщения. На этом этапе важно помочь ребенку понять смысл прочитанного, установить причинно-следственные связи и сформировать собственное мнение.

-Осмысление и оценивание информации:способность критически оценивать прочитанное, выявлять противоречия, анализировать точность и достоверность информации. Это самый сложный компонент, требующий развития критического мышления у младших школьников. Для этого необходимо задавать вопросы, стимулирующие ребенка к самостоятельному анализу и оценке прочитанного. Современные исследования подчеркивают важность использования технологий критического мышления при формировании читательской грамотности у младших школьников. Это позволяет не просто пассивно воспринимать информацию, но и активно взаимодействовать с текстом, формировать собственное мнение и развивать аналитические способности. Заложение основ читательской грамотности начинается еще до начала школьного обучения. Уже в дошкольном возрасте можно и нужно стимулировать интерес к книгам, чтению, расширять словарный запас ребенка, развивать его речь, мыслительные процессы и фантазию. Для этого можно использовать различные методики и приемы: чтение вслух, рассматривание картинок, беседы по прочитанному, инсценировки, игры, творческие задания. Важно помнить, что процесс формирования читательской грамотности должен быть интересным, занимательным и соответствовать возрастным особенностям ребенка. Успех зависит от системности и последовательности применяемых методов, от творческого подхода взрослого и индивидуального подхода к каждому ребенку. Постоянная поддержка и стимулирование желания читать - ключ к успеху в формировании этого важнейшего навыка.

Читательская грамотность – это сложный комплекс умений, который выходит далеко за рамки простого декодирования текста. Она представляет собой способность эффективно взаимодействовать с письменным словом, извлекая из него необходимую информацию, интерпретируя её и критически оценивая. Это не просто понимание отдельных слов и предложений, а способность синтезировать полученные знания, применять их в жизни и использовать для решения разнообразных задач. Читательская грамотность позволяет человеку не только пополнять свой багаж знаний, но и развивать критическое мышление, формировать собственное мнение и принимать обоснованные решения на основе полученной информации. Эффективное использование прочитанного – это ключ к успеху в обучении, профессиональной деятельности и повседневной жизни. Информированный и критически мыслящий человек лучше ориентируется в окружающем мире, способен противостоять манипуляциям и принимать взвешенные решения. Современная педагогика всё больше внимания уделяет развитию читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что закладка основ этого важного навыка происходит задолго до того, как ребенок научится читать самостоятельно. В этот период, который можно назвать стадией "грамотного слушателя" или "пассивного читателя", основное внимание уделяется формированию у ребенка любви к книгам, внимательности при восприятии информации на слух и умения адекватно реагировать на услышанное. Это фундамент, на котором впоследствии будет строиться способность к самостоятельному чтению и анализу текстов. Формирование читательской грамотности у дошкольников – это длительный и многоэтапный процесс, требующий использования разнообразных методов и приемов. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие: 1. Чтение педагогом:

Это классический метод, но его эффективность напрямую зависит от мастерства педагога. Простое дословное прочтение текста – это лишь первый шаг. Важно интонировать, выразительно читать, обращать внимание на детали, задавать вопросы, вызывать эмоциональный отклик у детей. Педагог должен умело использовать паузы, изменять темп речи, подчеркивать ключевые моменты, чтобы текст стал не просто набором слов, а увлекательным рассказом. 2. Прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов:

Звуковые и визуальные образы помогают детям лучше усваивать информацию. Народные сказки, стихи, мультфильмы – всё это служит отличным инструментом для развития воображения, обогащения словарного запаса и формирования понимания сюжета. Важно, чтобы подобный контент был подобран с учетом возрастных особенностей детей и соответствовал образовательным целям. 3. Беседы по прочитанному:

Беседа – это не просто пересказ, а активное обсуждение текста. Она помогает детям осмыслить прочитанное, выразить своё мнение, сформулировать собственные выводы. Педагог задаёт наводящие вопросы, побуждает детей к рассуждениям, помогает им разобраться в сложных моментах, стимулирует их к критическому осмыслению информации.

4. Чтение с продолжением:

Этот метод основан на интриге и любопытстве. Педагог начинает читать историю, а затем неожиданно обрывает её на самом интересном месте, предлагая детям самим придумать продолжение. Это развивает творческое мышление, воображение и желание узнать, чем же закончится история. 5. Разучивание стихотворений:Заучивание стихов способствует развитию памяти, обогащению словарного запаса, формированию чувства ритма и рифмы. Это также помогает детям лучше понимать структуру языка и развивает речевые навыки. 6. Использование наглядных материалов:

 Картинки, иллюстрации, куклы – всё это помогает сделать процесс чтения более ярким и запоминающимся. Наглядность способствует лучшему пониманию текста, развивает ассоциативное мышление и воображение. 7. Проектная деятельность: Создание книжек-самоделок (книжки-малышки) тематических журналов, детских энциклопедий – это увлекательный и эффективный способ закрепить полученные знания. В процессе проектной работы дети учатся самостоятельно искать информацию, обрабатывать её, представлять результаты своей работы в удобном для восприятия формате. Это способствует развитию самостоятельности, творческих способностей и умения работать в команде. Все эти методы в комплексе, при грамотном и систематическом подходе, способствуют формированию у младших школьников прочного фундамента читательской грамотности, развитию критического мышления и любви к чтению – необходимых условий для успешного обучения и полноценной жизни в будущем. Важно помнить, что развитие читательской грамотности – это инвестиция в будущее ребенка, в его интеллектуальное и личностное развитие.

Развитие читательской компетенции у младших школьников осуществляется посредством заданий, направленных на стимуляцию критического мышления. Педагогам предлагаются методы, способствующие формированию навыков внимательного анализа текста и информации.

Прием "Верные и неверные утверждения" способствует развитию у детей умения внимательно слушать и анализировать информацию.

Метод "Кластер", пришедший из информационных технологий, позволяет визуализировать мыслительные процессы, возникающие при работе с текстом. Он универсален, помогает систематизировать информацию и выделить главное. Суть метода заключается в выделении темы и графическом оформлении схемы.

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, построенных по определенным правилам. При творческом использовании он воспринимается детьми как увлекательная игра. Важно составлять синквейны на хорошо знакомые темы и показывать образец.

Прием "Чтение с остановками" способствует развитию умения выражать свои мысли, сотрудничать, мыслить гибко и осмысливать материал. Он включает в себя стадии вызова, осмысления и рефлексии. Педагог должен тщательно выбирать текст и моменты для остановок, а также задавать вопросы разных уровней. Основная задача приема – развитие творческого мышления, воображения и речи воспитанников

       По названию предположите, о чем будет рассказ?  ·          Какие события могут произойти в описанной обстановке?  ·          Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  ·          Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие чувства у вас возникли?  ·          Какие ваши ожидания подтвердились?  ·         Что было неожиданным?  ·          Как вы думаете, чем закончится рассказ?  ·         Как бы вы закончили его?  ·  

      Что будет с героем после событий рассказа?        Толстые и тонкие вопросы  Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.  Пример:  в кого влюблён Буратино?  Кто поёт песенки и грызёт орешки в «Сказке о царе Салтане»?  Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.              Перемешанные события: предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем воспитатель читает произведение и предлагает исправить последовательность картинок.  Иногда сам воспитатель может перемешать картинки и выстроить их в определенной последовательности, а дети должны сказать правильно или не правильно они выложены, если нет, то какие картинки надо поменять местами и почему.        Сегодня я осветила лишь малую часть тех приемов, которые педагоги начальных классов могут использовать в своей практике для формирования читательской грамотности у младшего школьника. На самом деле их очень много, они разнообразны, и каждый педагог выбирает свои приемы, те, что ему ближе и удобнее.   Главное, чтобы мы,  работая с дошкольниками могли заложить в основу его еще не сформировавшейся  личности зерна:   любви к слову,  внимание к тексту   умению выбирать из любого произведения, статьи или предложения, то зерно, ради которого и написано данное произведение, статья или предложение.

Исходя из названия, какие предположения возникают о содержании произведения? Какие события кажутся вероятными в предложенной обстановке? Какие ассоциации вызывают имена и фамилии персонажей? Какие чувства и переживания возникают при чтении этой части текста? Оправдались ли ваши ожидания? Что оказалось неожиданным? Как, по вашему мнению, завершится рассказ? Каким бы был ваш вариант финала? Что ждет героя после событий, описанных в произведении?

«Тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы предполагают конкретный ответ, непосредственно содержащийся в тексте. Обычно они начинаются со слов: кто, что, когда, где и т.п. Например: В кого влюблен Буратино? Кто поет песенки и грызет орешки в «Сказке о царе Салтане»? «Толстые» вопросы требуют развернутых ответов и рассуждений. Ответы на них не представлены в тексте явно, их необходимо сформулировать самостоятельно.

Перепутанные события. Предлагается расположить иллюстрации к сказке или рассказу в предполагаемом порядке развития сюжета. Затем педагог зачитывает произведение и предлагает скорректировать последовательность картинок. В другом варианте, педагог сам располагает картинки в определенном порядке, а дети определяют, верен ли он, и, при необходимости, указывают, какие иллюстрации нужно поменять местами и почему.

Сегодня я представила лишь небольшую часть приемов, используемых педагогами для развития читательской грамотности у младших школьников. На самом деле, существует множество разнообразных подходов, и каждый педагог выбирает наиболее подходящие и удобные для себя. Важно, чтобы мы, работая с детьми, смогли заложить в основу их формирующейся личности любовь к слову, внимательное отношение к тексту и умение выделять суть любого произведения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у обучающихся начальных классов.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задае...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный мир становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, так как именно здесь происходит и...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Презентация для статьи: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ...

Статья "Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроках литературного чтения"

В наш век, когда преобладают разные гаджеты дети теряют интерес к чтению....