Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка по чтению (2 класс)

Проблема формирования функциональной грамотности – одна из важнейших задач современного образования. Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.

 Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период закладываются основы учебной и управляемой творческой деятельности.

       Именно урок литературного чтения дает возможность ученику сформировать свои творческие навыки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Григорьева Эльвира Геннадьевна.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары

Чувашской Республики

Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

       Проблема формирования функциональной грамотности – одна из важнейших задач современного образования. Современная жизнь ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.

        Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), оценивающей грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, наряду с читательской, математической и естественно-научной грамотностью, с 2021 года оценивается креативность мышления.

     Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

 Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте, т.к. в этот период закладываются основы учебной и управляемой творческой деятельности.

       Именно урок литературного чтения дает возможность ученику сформировать свои творческие навыки.

      Приведу несколько методов и приемов развития креативного мышления, которые используем на уроках литературного чтения в начальных классах.

 1.Прием«Синквейн»
            Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и восходит в нем к слову «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна на уроке литературного чтения.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы)
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.
       К примеру, при прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова «сказка» на основе составления синквейна.

Можно незначительно отступать от правил и, например, написать в 4-ой строке 3 или 5 слов, а в последней- 2 слова 

2 . Иллюстрирование -это переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот.

В настоящее время большинство детей теряют интерес к чтению. Из-за того, что произведение может быть заполнено текстом. Происходит нехватка визуального материала, через который можно понять и представить картину происходящего в данном рассказе, повести или сказке.

Ребята могут создать картинки к литературному тексту, зачитать тот отрывок, который  показан на рисунке или с помощью рисунков загадать, к примеру, пословицу или поговорку).

3. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно.          Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

4.Чтение с остановками 

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям.  После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к креативному мышлению .

5.Кластер («гроздья») 

Суть этого приема креативного мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди.

Правила его применения очень просты. 

а) Выделяют центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

 6. Приём «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы…» 

 Детям можно выдать текст для чтения, содержащий новые сведения о Крылове И.А. Если учащиеся согласны с утверждением, ставят напротив его «+» или «-«. Дети выбирают утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты.

1

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769  года.          

да

2

Он родился в городе Самаре.         

нет

3

Его семья жила бедно.      

да

4

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.      

да

5

Он работал продавцом.         

нет

6

Крылов выучил несколько языков.    

да

7

Он начал писать в 16 лет.      

нет

8

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.  

да

9

В первой книге Крылова  были рассказы.         

нет

10

И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.    

да

           Приведенные  стратегии – лишь малая часть  известных на сегодняшний день методов и приемов обучения. Безграничный простор для творчества, нестандартный подход к изучению предмета дают возможность ученику создать свой собственный, ни на что не похожий продукт. Это и есть цель креативного мышления как технологии, направленной на формирование функциональной грамотности.

            Работа в этом направлении с детьми хоть и трудна, но богата развивающими идеями не только для обучающихся, но и для педагога. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед нами, педагогами, стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что наша педагогическая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на ур...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. На развитие читательской грамотности направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Автором...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Некоторые задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...