Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Интересные, удивительные, старинные считалки» (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о считалочках, об их предназначении, наличии зашифрованных слов и об их признаках.
Задачи урока
Дидактические:
- Дать представление о считалках, как одного из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
- Выработать коммуникативные навыки;
Развивающие:
- Содействовать развитию творческих способностей;
- Развивать образное мышление;
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию внимательного отношения к слову;
- Создать атмосферу для активизации познавательной деятельности;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературного чтения, карточки с заданием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Дата: 14.04.2023 Школа: МАО «Академический лицей №95» Класс: 1-4 Урок: 1 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 302 | Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна Группа: 23 Учитель: Маркина Светлана Владимировна Методист: Солопова Татьяна Викторовна |
Тема урока «Интересные, удивительные, старинные считалки»
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: формирование знаний о считалочках, об их предназначении, наличии зашифрованных слов и об их признаках.
Задачи урока
Дидактические:
- Дать представление о считалках, как одного из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
- Выработать коммуникативные навыки;
Развивающие:
- Содействовать развитию творческих способностей;
- Развивать образное мышление;
Воспитательные:
- Содействовать в ходе урока формированию внимательного отношения к слову;
- Создать атмосферу для активизации познавательной деятельности;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературного чтения, карточки с заданием.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения | - Итак, сели все ровненько раз, два. Ребята, кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Прочитаем вместе хором: Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Можно отправиться на урок, Дорогу укажет учёный кот. | *читают текст* | Метапредметные: выработать учебную мотивацию; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; Личностные: способность к организации собственной деятельности. | Учебная презентация: слайд №1 (стихотворение) |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: опрос, беседа Приёмы: организация учебного общения. | - Ребята, а какое отношение имеет учёный кот к нашему уроку? - Совершенно верно! А какие ещё герои есть в учебнике? -Куда они предлагают нам отправиться? - Отлично! А с кем мы там повстречались? - Про какие сказки они нам рассказали? - Отлично! Докучные сказки, это значит какие? - А ещё какие? - Совершенно верно! Они не скончаемые. - До каких пор они продолжаются? - Ещё вчера мы с вами открыли один секрет докучных сказок, расскажите о нём. - Верно! Первая часть – это какая часть? - А вторая часть, чаще всего, какими словами сопровождается? - Вчера мы слушали ваши докучные сказки, кто ещё хочет рассказать свою? - Итак, как поработали ребята? | - Это помощник Маши и Миши, герой нашего учебника. - Маша и Миша. - Нам нужно отправиться на огород Бабы Яги. - С репейником. - Про докучные. - Это сказки, в которых сюжет движется по кругу. - Они не имеют конца. - Пока сказка не надоест слушателю либо рассказчику. - Такие сказки движутся как карусель. Они имеют три части. - Это когда мы делаем вид, что начинаем рассказывать сказку. - «не начать ли нам сначала?» *рассказывают 3-4 человека* - Отлично! *показывают большой палец вверх* | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности. Метапредметные: умение оформлять свои мысли в устной форме; | Учебная презентация: слайд №2 (учёный кот, карта огорода) Учебная презентация: слайд №3 (репейник и докучные сказки) |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа Приём: организация учебного общения | - Давайте поработаем дальше, у нас с вами будет речевая разминка. Нужно хорошо размять рот. Давайте прочитаем: Считать – считал - считалочка - Как называются такие слова? - Давайте работать дальше, вместе хором: Диво – удивил – удивилась Старый – старина – старинный Интерес – интересовал – заинтересовался - Давайте прочитаем ещё раз слова, в быстром темпе. - Внимательно посмотрите, у нас на доске есть тема урока, как она звучит? Что мы сегодня будем изучать? - Совершенно верно! - Давайте отгадаем загадку: Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки) - Совершенно верно, это ромашки! - Итак, о чём нас просят ромашки? - Верно, расскажите те считалки, которые вы уже знаете. - Хорошо, считалочки вы знаете. - Наши путешественники, Маша и Миша отправились дальше в путь. Мы с вами узнали о докучных сказках и дальше у нас идут ромашки, которые не пропускают дальше никого, пока они не посчитаются. - Мы с вами уже умеем считаться, но сегодня нам нужно разгадать секреты считалок. - Итак, когда вы начинаете считаться, то как вы распределяете роли? - Совершенно верно! А зачем вы указываете рукой друг на друга, когда считаетесь? Объясните. - А ещё зачем? - Итак, мы должны сегодня с вами узнать все секреты ромашек. - Давайте ещё раз вспомним тему урока. - А какие цели урока мы с вами поставим? | *повторяют 3 раза* - Однокоренные, родственные слова. *читают хором* *читают быстро* - Удивительные, интересные, старинные считалки. - Ромашки. - Посчитаться вместе с ними. *рассказывают 3 человека* - Мы распределяем роли по считалке. - Чтобы не сбиться. - Чтобы узнать, кто будет ведущим. - Интересные и старинные считалочки. - Узнать секреты считалочек; - Понять, зачем нужны считалочки; - Научиться сочинять новые считалочки; | Предметные: овладение начальными представлениями о считалках, как жанре устного народного творчества; Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке; | Учебная презентация: слайд №4 (ряды слов) Учебная презентация: слайд №5 (тема: «удивительные, интересные, старинные считалки») Учебная презентация: слайд №6 (загадка, картинка ромашек) Учебная презентация: слайд №7 (цели урока) |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения | - У ромашки потерялся лепесток, поэтому вам нужно его найти, и ей вернуть. - Итак, первый секрет считалок. Давайте попробуем прочитать первую считалочку все вместе: Шёл / баран / по крутым / горам, - Скажите, для чего слова так разделены? - Отлично, значит мы можем сказать, что в считалке есть определённый ритм. Она ритмична. - Значит какой первый секрет считалок? - Давайте прочитаем считалку ещё раз. - Когда мы произносим одно слово, один слог, это значит, что мы определяем так одного человека. - Сейчас я вас попрошу в группах посчитаться этой считалкой. Выбрали ведущего и начали. - Сейчас попробует посчитать 1 группа. - Посмотрите, не только слово, но и слова помощники, это тоже один человек. - Каждое слово или слог – это один человек. А это ещё один секрет считалок. Запомните эту считалку. - Продолжаем дальше. Прочитайте первый секрет считалок. - Младшая ромашка сказала: - счёт – это главное в считалке, этим она и отличается от других стихов. - Для того, чтобы легче было считать, в некоторых считалках называют цифры, иногда они чередуются с другими словами. А иногда стоят в самом начале. - Эту особенность тоже можно отнести к секретам считалок. Какой второй секрет считалок? - Кто нам может рассказать считалочку, где есть счёт? - Совершенно верно, молодцы! - Посмотрите, и ещё один секрет – важно последнее слово. Объясните, почему? - Действительно, последнее слово будет очень важным и решающим. - Давайте вернёмся к нашим целям. - Мы узнали, что такое считалки? Узнали её секреты? - Но ещё я хочу вам сказать, что считалка – это устное народное творчество. А подробнее вы узнаете, когда будете немного взрослее. А кто запомнит, тот будет молодец. - Про какие считалки вы должны были рассказывать сегодня? - Старинных у нас ещё не было. - Кто запомнил считалку, которую мы узнали сегодня? Расскажите. | *читают* - Для остановок. *читают и хлопают* - У считалки есть ритм. *читают текст* *считаются считалкой* *считаются* - Одно слово/слог – это один человек. - Счёт – это главное. *приводят примеры* - Оно решает, кто будет ведущим. - Да. - Про старинные, интересные и удивительные. - Шёл баран по крутым горам, Положил на лавку. | Предметные: способность контролировать свои действия; Личностные: способность к организации собственной деятельности; умение слушать и слышать собеседника; Метапредметные: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; | Учебная презентация: слайд №8 (ромашка без 1 лепестка) Учебная презентация: слайд №9 (считалка) Учебная презентация: слайд №10 (на ромашке написан 1 секрет) Учебная презентация: слайд №10 (на ромашке написан 2 секрет) Учебная презентация: слайд №11 (на ромашке написан 3 секрет) |
Первичное закрепление нового знания | Усвоение нового способа действий | Ф, Г Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения | - Открываем учебник на странице 10. Итак, прочитайте считалку в пол голоса, чтобы я слышала, как вы читаете. - В считалке важен чёткий ритм. Приготовились и начали, все вместе: Тани, Вани, трикадоры, сахар, махар, помидоры, аз, бас, трибабас, и выходит кислый квас! - Кто-нибудь уже слышал такую считалочку? - Хорошо, потому что это старинная считалка, в ней есть цифры. - Прочитайте ещё раз и назовите цифры, которые есть в этой считалке. - Кто нашёл цифры в считалке? Здесь есть какие-то другие цифры. - Аз и бас – это какие цифры? - А почему? На какие похожи буквы? - У нас есть книга, которая называется «азбука», а почему она так называется? - Посмотрите, в старинной считалке аз – буква А, которая стоит впереди, баз – буква Б. И цифра 3, чтобы её не узнали, её замаскировали – трибабас. - Очень часто секрет счёта пытались скрыть, чтобы никто не догадался. - Мы с вами познакомились с новой старинной считалкой, и что ещё узнали? - Совершенно верно! - Давайте определим, считалка ли это. Есть ли в ней ритм? - Второй признак – одно слово или слог – один человек. Чтобы это проверить, давайте посчитаемся. Теперь считаются участники команды №2. - Какая возникла сложность при счёте? - Давайте проговорим все вместе: Тани, Вани, трикадоры, сахар, махар, помидоры, аз, бас, трибабас, и выходит кислый квас! - Итак, многие считалки начинаются со счёта цифр, а некоторые с забавных и выдуманных слов. - Какие выдуманные слова вы нашли в этой считалке? - Давайте прочитаем ещё одну считалочку: Тады-рады тынка — Кады-мады, - Прочитаем ещё раз. - Найдите здесь слова счёта. - Какие цифры это обозначает? - Интересно? - Какой ещё секрет мы узнали? - Давайте немного отдохнём, встаньте. *проводит физкультминутку* | *читают считалку* *читают* - Нет. *читают* - Трибабас. Аз, бас. - Один и два. - Буква А – это аз. Буква Б – это буки. - Раньше буквы назвались аз и буки. - Да. *считаются* - Трудно считать; Сложные слова, которые трудно запомнить; *читают* - Махар, трибабас. *читают* *читают* - Тады-рады. - Один, два. - Да. - Счёт может быть засекречен. *выполняют физкультминутку* | Личностные: умение слушать и слышать собеседника; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; Метапредметные: умение учитывать различные мнения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; | Учебник (стр. 10) |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И Словесный: беседа Практический: работа в карточках Приёмы: организация учебного общения Самоконтроль | - Ребята, а теперь давайте самостоятельно поработаем. Ваша задача – проанализировать считалочку, по секретам, которые мы сегодня узнали. Давайте их вспомним. - Отлично! Перед вами лежит карточка со считалкой, а ниже – таблица с компонентами считалки, если в считалке есть компонент, то напротив него вы ставите «+». Всем понятно задание? На работу у вас есть 3 минуты. Начали. - Время вышло. Посмотрите на доску и зеленой ручкой исправьте ошибки, если они у вас есть. Если у вас все правильно, то нарисуйте весёлый смайлик. Если было 1-2 ошибки, то нарисуйте безразличный смайлик. Если 3 или больше ошибок, то нарисуйте грустный смайлик. - Встаньте те, у кого весёлый смайлик. - Спасибо! | *вспоминают* *выполняют задание* | Предметные: умение проверять написанное; Личностные: способность к организации собственной деятельности; Метапредметные: умение ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Карточка с заданием Учебная презентация: слайд №12 (правильные ответы) |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения | - Давайте прочитаем ещё одну считалочку: Тады-рады тынка — Кады-мады, - Прочитаем ещё раз. - Найдите здесь слова счёта. - Какие цифры это обозначает? - Интересно? - Какой ещё секрет мы узнали? - Прочитаем ещё одну считалку, приготовились, прочитайте её 3 раза. - Кто прочитал три раза сели ровно. - Итак, приготовились и читаем все вместе хором: Аты-баты — шли солдаты, - Есть ли здесь счёт? - А какие слова выступают счётом? - А какие цифры зашифрованы? - Совершенно верно! Сейчас прочитаем следующим образом: читаем в парах. 1 вариант – первую строчку. 2 вариант – вторую строчку. Приготовились, начали. - Достаточно, молодцы! - Сейчас послушаем пару Вики и Славы. - Итак, какие же секреты считалок вы узнали на этом уроке? | *читают* *читают считалку* - Тады-рады - 1 и 2. - Да. - В считалках зашифрованы слова счёта. *читают считалку* *читают считалку* - Да. - Аты-баты - 1 и 2. *читают* *рассказывают* *говорят* | Личностные: способность к организации собственной деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; Метапредметные: применение приобретенных навыков в практической деятельности; формирование простых выводов; | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Приёмы: организация учебного общения | - Подведём итоги, ответим на вопросы: Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… - Спасибо, мне было интересно с вами работать! | - Я узнала новую считалочку; Мне было интересно считать с помощью считалочек; Я узнал, что в считалочках могут быть зашифрованы цифры; Мне было интересно считать с Аделиной считалочку; Мне было трудно считать считалочку, с трудными словами; Я узнал, что есть старинные считалки. | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; | Учебная презентация: слайд №13 (вопросы) Учебная презентация: слайд №14 (весёлый смайлик) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Даль «Девочка снегурочка». 3 класс "Перспектива".
В.Даль «Девочка снегурочка»....

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Одоевский «Мороз Иванович» 3 класс "Перспектива".
В.Одоевский «Мороз Иванович»....

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Редьярд Киплинг "Братья Маугли" 3 класс "Перспектива"
"Редьярд Киплинг "Братья Маугли"...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В. Бианки Мышонок Пик" 3 класс "Школа России"
Виталий Бианки "Мышонок Пик"...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Б.Житков Про обезьянку" 3 класс "Школа России"
Б. Житков "Про обезьянку"...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Отважный пингвинёнок" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению ...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: "Лесной колобок" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению ...
