Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Интересные, удивительные, старинные считалки» (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о считалочках, об их предназначении, наличии зашифрованных слов и об их признаках.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Дать представление о считалках, как одного из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
  2. Выработать коммуникативные навыки;

Развивающие:

  1. Содействовать развитию творческих способностей;
  2.  Развивать образное мышление;

Воспитательные:

  1. Содействовать в ходе урока формированию внимательного отношения к слову;
  2. Создать атмосферу для активизации познавательной деятельности;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературного чтения, карточки с заданием.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 14.04.2023

Школа: МАО «Академический лицей №95»

Класс: 1-4

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 302

Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна

Группа: 23

Учитель: Маркина Светлана Владимировна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Интересные, удивительные, старинные считалки»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о считалочках, об их предназначении, наличии зашифрованных слов и об их признаках.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Дать представление о считалках, как одного из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
  2. Выработать коммуникативные навыки;

Развивающие:

  1. Содействовать развитию творческих способностей;
  2.  Развивать образное мышление;

Воспитательные:

  1. Содействовать в ходе урока формированию внимательного отношения к слову;
  2. Создать атмосферу для активизации познавательной деятельности;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературного чтения, карточки с заданием.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приёмы: организация учебного общения

- Итак, сели все ровненько раз, два. Ребята, кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Прочитаем вместе хором:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно отправиться на урок,

Дорогу укажет учёный кот.

*читают текст*

Метапредметные: выработать учебную мотивацию; готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

Личностные:

способность к организации собственной деятельности.

Учебная презентация: слайд №1

(стихотворение)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа

Приёмы: организация учебного общения.

- Ребята, а какое отношение имеет учёный кот к нашему уроку?

- Совершенно верно! А какие ещё герои есть в учебнике?

-Куда они предлагают нам отправиться?

- Отлично! А с кем мы там повстречались?

- Про какие сказки они нам рассказали?

- Отлично! Докучные сказки, это значит какие?

- А ещё какие?

- Совершенно верно! Они не скончаемые.

- До каких пор они продолжаются?

- Ещё вчера мы с вами открыли один секрет докучных сказок, расскажите о нём.

- Верно! Первая часть – это какая часть?

- А вторая часть, чаще всего, какими словами сопровождается?

- Вчера мы слушали ваши докучные сказки, кто ещё хочет рассказать свою?

- Итак, как поработали ребята?

- Это помощник Маши и Миши, герой нашего учебника.

- Маша и Миша.

- Нам нужно отправиться на огород Бабы Яги.

- С репейником.

- Про докучные.

- Это сказки, в которых сюжет движется по кругу.

- Они не имеют конца.

- Пока сказка не надоест слушателю либо рассказчику.

- Такие сказки движутся как карусель. Они имеют три части.

- Это когда мы делаем вид, что начинаем рассказывать сказку.

- «не начать ли нам сначала?»

*рассказывают 3-4 человека*

- Отлично!

*показывают большой палец вверх*

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметные:

 умение оформлять свои мысли в устной форме; 

Учебная презентация: слайд №2

(учёный кот, карта огорода)

Учебная презентация: слайд №3

(репейник и докучные сказки)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа

Приём: организация учебного общения

- Давайте поработаем дальше, у нас с вами будет речевая разминка. Нужно хорошо размять рот. Давайте прочитаем:

Считать – считал - считалочка

- Как называются такие слова?

- Давайте работать дальше, вместе хором:

Диво – удивил – удивилась

Старый – старина – старинный

Интерес – интересовал – заинтересовался

- Давайте прочитаем ещё раз слова, в быстром темпе.

- Внимательно посмотрите, у нас на доске есть тема урока, как она звучит? Что мы сегодня будем изучать?

- Совершенно верно!

- Давайте отгадаем загадку:

Стоят в поле сестрички –

желтый глазок,

белые реснички.

(Ромашки)

- Совершенно верно, это ромашки!

- Итак, о чём нас просят ромашки?

- Верно, расскажите те считалки, которые вы уже знаете.

- Хорошо, считалочки вы знаете.

- Наши путешественники, Маша и Миша отправились дальше в путь. Мы с вами узнали о докучных сказках и дальше у нас идут ромашки, которые не пропускают дальше никого, пока они не посчитаются.

- Мы с вами уже умеем считаться, но сегодня нам нужно разгадать секреты считалок.

- Итак, когда вы начинаете считаться, то как вы распределяете роли?

- Совершенно верно! А зачем вы указываете рукой друг на друга, когда считаетесь? Объясните.

- А ещё зачем?

- Итак, мы должны сегодня с вами узнать все секреты ромашек.

- Давайте ещё раз вспомним тему урока.

- А какие цели урока мы с вами поставим?

*повторяют 3 раза*

- Однокоренные, родственные слова.

*читают хором*

*читают быстро*

- Удивительные, интересные, старинные считалки.

- Ромашки.

- Посчитаться вместе с ними.

*рассказывают 3 человека*

- Мы распределяем роли по считалке.

- Чтобы не сбиться.

- Чтобы узнать, кто будет ведущим.

- Интересные и старинные считалочки.

- Узнать секреты считалочек;

- Понять, зачем нужны считалочки;

- Научиться сочинять новые считалочки;

Предметные: овладение начальными представлениями о считалках, как жанре устного народного творчества;

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; 

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке; 

Учебная презентация: слайд №4

(ряды слов)

Учебная презентация: слайд №5

(тема: «удивительные, интересные, старинные считалки»)

Учебная презентация: слайд №6

(загадка, картинка ромашек)

Учебная презентация: слайд №7

(цели урока)

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный: беседа

Приёмы: организация учебного общения

- У ромашки потерялся лепесток, поэтому вам нужно его найти, и ей вернуть.

- Итак, первый секрет считалок. Давайте попробуем прочитать первую считалочку все вместе:

Шёл / баран / по крутым / горам,
Вырвал / травку,
Положил / на лавку /.
Кто / её возьмёт
Тот / и вон / пойдёт.

- Скажите, для чего слова так разделены?
- Давайте попробуем эту считалочку прохлопать. Каждое слово – один хлопок, начали.

- Отлично, значит мы можем сказать, что в считалке есть определённый ритм. Она ритмична.

- Значит какой первый секрет считалок?

- Давайте прочитаем считалку ещё раз.

- Когда мы произносим одно слово, один слог, это значит, что мы определяем так одного человека.

- Сейчас я вас попрошу в группах посчитаться этой считалкой. Выбрали ведущего и начали.

- Сейчас попробует посчитать 1 группа.

- Посмотрите, не только слово, но и слова помощники, это тоже один человек.

- Каждое слово или слог – это один человек. А это ещё один секрет считалок. Запомните эту считалку.

- Продолжаем дальше. Прочитайте первый секрет считалок.

- Младшая ромашка сказала: - счёт – это главное в считалке, этим она и отличается от других стихов.

- Для того, чтобы легче было считать, в некоторых считалках называют цифры, иногда они чередуются с другими словами. А иногда стоят в самом начале.

- Эту особенность тоже можно отнести к секретам считалок. Какой второй секрет считалок?

- Кто нам может рассказать считалочку, где есть счёт?

- Совершенно верно, молодцы!

- Посмотрите, и ещё один секрет – важно последнее слово. Объясните, почему?

- Действительно, последнее слово будет очень важным и решающим.

- Давайте вернёмся к нашим целям.

- Мы узнали, что такое считалки? Узнали её секреты?

- Но ещё я хочу вам сказать, что считалка – это устное народное творчество. А подробнее вы узнаете, когда будете немного взрослее. А кто запомнит, тот будет молодец.

- Про какие считалки вы должны были рассказывать сегодня?

- Старинных у нас ещё не было.

- Кто запомнил считалку, которую мы узнали сегодня? Расскажите.

*читают*

- Для остановок.

*читают и хлопают*

- У считалки есть ритм.

*читают текст*

*считаются считалкой*

*считаются*

- Одно слово/слог – это один человек.

- Счёт – это главное.

*приводят примеры*

- Оно решает, кто будет ведущим.

- Да.

- Про старинные, интересные и удивительные.

- Шёл баран по крутым горам,
Вырвал травку,

Положил на лавку.
Кто её возьмёт
Тот и вон пойдёт.

Предметные: способность контролировать свои действия;

Личностные: способность к организации собственной деятельности; умение слушать и слышать собеседника;

Метапредметные: стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Учебная презентация: слайд №8

(ромашка без 1 лепестка)

Учебная презентация: слайд №9

(считалка)

Учебная презентация: слайд №10

(на ромашке написан 1 секрет)

Учебная презентация: слайд №10

(на ромашке написан 2 секрет)

Учебная презентация: слайд №11

(на ромашке написан 3 секрет)

Первичное закрепление нового знания
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, Г

Словесный: беседа

Приёмы: организация учебного общения

- Открываем учебник на странице 10. Итак, прочитайте считалку в пол голоса, чтобы я слышала, как вы читаете.

- В считалке важен чёткий ритм. Приготовились и начали, все вместе:

Тани, Вани, трикадоры,

сахар, махар, помидоры,

аз, бас, трибабас,

и выходит кислый квас!

- Кто-нибудь уже слышал такую считалочку?

- Хорошо, потому что это старинная считалка, в ней есть цифры.

- Прочитайте ещё раз и назовите цифры, которые есть в этой считалке.

- Кто нашёл цифры в считалке? Здесь есть какие-то другие цифры.

- Аз и бас – это какие цифры?

- А почему? На какие похожи буквы?

- У нас есть книга, которая называется «азбука», а почему она так называется?

- Посмотрите, в старинной считалке аз – буква А, которая стоит впереди, баз – буква Б. И цифра 3, чтобы её не узнали, её замаскировали – трибабас.

- Очень часто секрет счёта пытались скрыть, чтобы никто не догадался.

- Мы с вами познакомились с новой старинной считалкой, и что ещё узнали?

- Совершенно верно!

- Давайте определим, считалка ли это. Есть ли в ней ритм?

- Второй признак – одно слово или слог – один человек. Чтобы это проверить, давайте посчитаемся. Теперь считаются участники команды №2.

- Какая возникла сложность при счёте?

- Давайте проговорим все вместе:

Тани, Вани, трикадоры,

сахар, махар, помидоры,

аз, бас, трибабас,

и выходит кислый квас!

- Итак, многие считалки начинаются со счёта цифр, а некоторые с забавных и выдуманных слов.

- Какие выдуманные слова вы нашли в этой считалке?

- Давайте прочитаем ещё одну считалочку:

Тады-рады тынка —
Где же наша свинка?
Тады-рады толки:
Съели свинку волки!

Кады-мады,
Несли воды,
Корове пить —
Тебе водить.

- Прочитаем ещё раз.

- Найдите здесь слова счёта.

- Какие цифры это обозначает?

- Интересно?

- Какой ещё секрет мы узнали?

- Давайте немного отдохнём, встаньте.

*проводит физкультминутку*

*читают считалку*

*читают*

- Нет.

*читают*

- Трибабас. Аз, бас.

- Один и два.

- Буква А – это аз. Буква Б – это буки.

- Раньше буквы назвались аз и буки.

- Да.

*считаются*

- Трудно считать; Сложные слова, которые трудно запомнить;

*читают*

- Махар, трибабас.

*читают*

*читают*

- Тады-рады.

- Один, два.

- Да.

- Счёт может быть засекречен.

*выполняют физкультминутку*

Личностные: 

умение слушать и слышать собеседника; развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

Метапредметные: умение учитывать различные мнения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

Учебник

(стр. 10)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Словесный: беседа

Практический: работа в карточках

Приёмы: организация учебного общения

Самоконтроль

- Ребята, а теперь давайте самостоятельно поработаем. Ваша задача – проанализировать считалочку, по секретам, которые мы сегодня узнали. Давайте их вспомним.

- Отлично! Перед вами лежит карточка со считалкой, а ниже – таблица с компонентами считалки, если в считалке есть компонент, то напротив него вы ставите «+». Всем понятно задание? На работу у вас есть 3 минуты. Начали.

- Время вышло. Посмотрите на доску и зеленой ручкой исправьте ошибки, если они у вас есть. Если у вас все правильно, то нарисуйте весёлый смайлик. Если было 1-2 ошибки, то нарисуйте безразличный смайлик. Если 3 или больше ошибок, то нарисуйте грустный смайлик.

- Встаньте те, у кого весёлый смайлик.

- Спасибо!

*вспоминают*

*выполняют задание*

Предметные: умение проверять написанное;

Личностные: способность к организации собственной деятельности; Метапредметные: умение ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Карточка с заданием

Учебная презентация: слайд №12

(правильные ответы)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный: беседа

Приёмы: организация учебного общения

- Давайте прочитаем ещё одну считалочку:

Тады-рады тынка —
Где же наша свинка?
Тады-рады толки:
Съели свинку волки!

Кады-мады,
Несли воды,
Корове пить —
Тебе водить.

- Прочитаем ещё раз.

- Найдите здесь слова счёта.

- Какие цифры это обозначает?

- Интересно?

- Какой ещё секрет мы узнали?

- Прочитаем ещё одну считалку, приготовились, прочитайте её 3 раза.

- Кто прочитал три раза сели ровно.

- Итак, приготовились и читаем все вместе хором:

Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар,
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — это я.

- Есть ли здесь счёт?

- А какие слова выступают счётом?

- А какие цифры зашифрованы?

- Совершенно верно! Сейчас прочитаем следующим образом: читаем в парах. 1 вариант – первую строчку. 2 вариант – вторую строчку. Приготовились, начали.

- Достаточно, молодцы!

- Сейчас послушаем пару Вики и Славы.

- Итак, какие же секреты считалок вы узнали на этом уроке?

*читают*

*читают считалку*

- Тады-рады

- 1 и 2.

- Да.

- В считалках зашифрованы слова счёта.

*читают считалку*

*читают считалку*

- Да.

- Аты-баты

- 1 и 2.

*читают*

*рассказывают*

*говорят*

Личностные: способность к организации собственной деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

Метапредметные: применение приобретенных навыков в практической деятельности; формирование простых выводов;

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Приёмы: организация учебного общения

- Подведём итоги, ответим на вопросы:

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

- Спасибо, мне было интересно с вами работать!

- Я узнала новую считалочку; Мне было интересно считать с помощью считалочек; Я узнал, что в считалочках могут быть зашифрованы цифры; Мне было интересно считать с Аделиной считалочку; Мне было трудно считать считалочку, с трудными словами; Я узнал, что есть старинные считалки.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; 

Учебная презентация: слайд №13

(вопросы)

Учебная презентация: слайд №14

(весёлый смайлик)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты