Приемы по формированию смыслового чтения
картотека по чтению

Лидия Александровна Храбрых

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Данная памятка поможет учителю в данной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы по формированию смыслового  чтения.

 «Чтение — вот лучшее учение»  

А.С.Пушкин

I. Технология  РКМЧП

1.   Прием «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

  1. Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

3.   Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Было ли..?

 Что? Кто? Когда? Как звать ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

- Дайте три объяснения, почему...?    Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...?  Почему вы считаете ...?  В чём различие ...?  Что, если ...?  Может ...?   Будет ...?  Мог ли ...?  Согласны ли вы ...?  Верно ли ...? Предположите, что будет, если ...?

  1. Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

5.  Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

  1. Приём «Восстанови текст». Цельсформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
  2. Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий»   Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
  3. Метод Инсерт (insert).  Цель: учащиеся на полях расставляют пометки.  «У» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе;   чтение и размышление «?» – думал иначе. 
  4. Кластеры.  Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
  5. "Ассоциативный куст" Цель: актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
  6. Прием «Составление вопросного плана» Цель:  формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
  7. Приём «Ромашка Блума» Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
  8. Приём «Антиципация»

Цель:  предвосхищение, предугадывание содержания текста.

  1.  Приём "Сенкан (синквейн)" Слоган из пяти строк.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

  1.  Прием “Корзина идей Цель: выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. 
  2.  Денотатный граф  Цель: способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

II. Специальные упражнения ( методики, технологии, стратегии)

  1. Ментальные карты

Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

  1.  Метод Эйдос-конспект.

Эйдос-конспект ( эйдос – с греч. образ, конспект-теория) представляет собой сложное целое: образный рисунок , состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования.

  1. Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.
  2. Технология продуктивного чтения. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.
  3. Стратегии смыслового чтения по Н. Н. Сметанниковой.

"Мозговой штурм"  Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

"Глоссарий"   Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

"Рассечение вопроса" Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

"Соревнуемся с писателем" Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

"Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

"Чтение про себя с вопросами" Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

"Чтение с остановками»" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Названия стратегии: Ориентиры предвосхищения, «Предваряющие вопросы»,  «Чтение вслух (попеременное чтение)»,  «Отношения между вопросом и ответом»,  «Тайм-аут»,  «Проверочный лист»,  «Алфавит за круглым столом»,  «Ориентиры предвосхищения»,  «Экскурсия по книге», 

«Список тем книги», « Цитаты»,  «Загадки»,  «Следуйте за персонажем книги»,  «Черты характера»,  «Доклад и рецензия», «G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)»,  «Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)», «Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)», «Обзор словаря»,  «Словарная игра «Аналогия».    C:\Users\Home\Desktop\65104438.jpg

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков

Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков...

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Педагогические приемы для формирования УУД

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться , развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей де...

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Педагогические приемы по формированию УУД

В данном материале собраны педагогические приемы по формированию УУД, а так же полное описание приемов....