Приемы по формированию смыслового чтения
картотека по чтению
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Данная памятка поможет учителю в данной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы по формированию смыслового чтения.
«Чтение — вот лучшее учение»
А.С.Пушкин
I. Технология РКМЧП
1. Прием «Задай вопрос» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.
- Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
3. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Было ли..? Что? Кто? Когда? Как звать ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. - Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Предположите, что будет, если ...? |
- Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
5. Приём «Лови ошибку» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
- Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
- Приём «Сопоставление / нахождение сходств и различий» Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
- Метод Инсерт (insert). Цель: учащиеся на полях расставляют пометки. «У» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; чтение и размышление «?» – думал иначе.
- Кластеры. Цель: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
- "Ассоциативный куст" Цель: актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
- Прием «Составление вопросного плана» Цель: формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
- Приём «Ромашка Блума» Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
- Приём «Антиципация»
Цель: предвосхищение, предугадывание содержания текста.
- Приём "Сенкан (синквейн)" Слоган из пяти строк.
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
- Прием “Корзина идей” Цель: выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
- Денотатный граф Цель: способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
II. Специальные упражнения ( методики, технологии, стратегии)
- Ментальные карты
Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
- Метод Эйдос-конспект.
Эйдос-конспект ( эйдос – с греч. образ, конспект-теория) представляет собой сложное целое: образный рисунок , состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования.
- Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.
- Технология продуктивного чтения. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.
- Стратегии смыслового чтения по Н. Н. Сметанниковой.
"Мозговой штурм" Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
"Глоссарий" Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
"Рассечение вопроса" Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
"Соревнуемся с писателем" Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.
"Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
"Чтение про себя с вопросами" Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
"Чтение с остановками»" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
Названия стратегии: Ориентиры предвосхищения, «Предваряющие вопросы», «Чтение вслух (попеременное чтение)», «Отношения между вопросом и ответом», «Тайм-аут», «Проверочный лист», «Алфавит за круглым столом», «Ориентиры предвосхищения», «Экскурсия по книге»,
«Список тем книги», « Цитаты», «Загадки», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера», «Доклад и рецензия», «G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)», «Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)», «Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)», «Обзор словаря», «Словарная игра «Аналогия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков
Упражнения и приемы по формированию фонетических навыков...

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

"Способы и приемы способствующие формированию правильного беглого чтения"
Раскрыты способы и приемы беглого чтения...
Педагогические приемы для формирования УУД
Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться , развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей де...
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Педагогические приемы по формированию УУД
В данном материале собраны педагогические приемы по формированию УУД, а так же полное описание приемов....



