Технологическая карта урока литературного чтения («Стихотворения М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина»), 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе анализа и сравнений стихотворений М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина».
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить с биографическими сведениями об авторах: Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском, а также, с содержанием их стихотворений: «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Местный кот» и «Федина конфетина»;
2. Сравнивать тему и идею стихотворений.
Развивающие:
1.Развивать умение выразительно читать на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста;
2.Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе;
2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
1. Знать биографические сведения об авторах;
2. Уметь сравнивать стихотворения на одну тематику.
Личностные:
1.Познавательный интерес к изучению художественных произведений, активность и самостоятельность в их анализе.
2.Развивать признание возможности существования разных точек зрения.
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 2 класс, 2 часть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 13.02.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска» Класс: 2-7 Урок: 1 | Студент: Лавыгина Надежда Сергеевна Группа: 33 Учитель: Бурага Светлана Владимировна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 8:00 – 8:40 | Кабинет: 103 | |
Тема урока: «Стихотворения М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина»»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе анализа и сравнений стихотворений М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с биографическими сведениями об авторах: Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском, а также, с содержанием их стихотворений: «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Местный кот» и «Федина конфетина»; 2. Сравнивать тему и идею стихотворений. | Предметные: 1. Знать биографические сведения об авторах; 2. Уметь сравнивать стихотворения на одну тематику. |
Развивающие: 1.Развивать умение выразительно читать на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста; 2.Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст. | Личностные: 1.Познавательный интерес к изучению художественных произведений, активность и самостоятельность в их анализе. 2.Развивать признание возможности существования разных точек зрения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе; 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 2 класс, 2 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф: фронтальная М: беседа П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. - Обратите внимание на экран. Давайте хором прочитаем это четверостишие. Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! - Как можно назвать последнее предложение? - Верно, предлагаю взять этот девиз в урок. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Читают с экрана. - Девиз. | УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. УУЛД: самоопределение к учебной деятельности | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: фронтальная М: объяснение П: инструктаж Внешний контроль Ф: фронтальная М: репродуктивные П: речевая разминка Внешний контроль М: Взаимопроверка | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. Проводит речевую разминку. - Сейчас мы с вами выполним речевую разминку. Как вы думаете, для чего она нужна? - Совершено верно. - Посмотрите, что у нас на слайде. Как называется такое стихотворение? - А для чего нам нужны скороговорки? Из каких двух слов состоит «скороговорка»? - Давайте хором громко четко и медленно прочитаем скороговорку на экране. Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке. - Теперь ускоримся. И ещё! - Молодцы! Кто сможет громко четко и быстро прочитать скороговорку? - Отлично! - Ребята, вспомните, пожалуйста, в каком разделе вы сейчас работаете. - Верно! «Точка зрения». А какие произведения вы изучали на прошлом уроке? Организует проверку домашнего задания. - Правильно. Дома вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворений « В тихой речке у причала…» и « Что ты, Сережа, сегодня не в духе…». - Давайте устроим небольшой конкурс. Несколько человек станут его участниками, а все остальные жюри. Они будут оценивать выразительное чтение по следующим критериям: 1) Правильность (безошибочность). - Как вы понимаете этот критерий? 2) Правильная интонация. - Как вы понимаете этот критерий? 3) Скорость. - Как вы понимаете этот критерий? - 1 ряд отвечает за первый критерий, 2 за второй и 3 за третий. - Кто хочет себя попробовать? Отлично выходите к доске. - Стихотворения, который вы будете читать, выберем с помощью жеребьевки. - При оценивании покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили. 1 ряд, ваш критерий был соблюден? 2 ряд? 3? Какую оценку вы бы поставили нашему участнику? - Спасибо! - Хорошо! Спасибо за ваши ответы! - Скажите, пожалуйста, через что мы можем понять мир? Через что на него смотреть? А вы когда-нибудь задумывались о том, что не только вы смотрите на животных, но и они на вас? | Выполняют речевую разминку. - Чтобы говорить громко, четко и правильно. - Скороговорка. - Для того, чтобы быстро и четко проговаривать слова. «Скоро» и «говорить». Читают. Отвечают на вопросы учителя. - «Точка зрения» - «В тихой речке у причала…» и «Что ты, Сережа, сегодня не в духе…». Участвуют в конкурсе. Оценивают выразительное чтение. - Нужно прочитать стихотворения правильно произнося все слова, не заменяя их на другие. - Нужно читать стихотворения с правильным настроение, верно расставлять знаки препинания при чтении. - При чтении не нужно торопиться, но и не нужно читать слишком медленно. Ответы обучающихся. - Мы знаем, что на мир можно смотреть с помощью луж, окон, стекла, бинокля и даже других живых существ.
- лужа, стеклышки, животные. Да, задумывались/нет, не задумывались. | УУКД: слушать и понимать речь других. УУРД: проявлять готовность подчиняться УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого. УУРД: самостоятельное оценивание своей работы. УУРД: самостоятельное оценивание своей работы. УУПД: владение смысловым чтением. УУРД: оценивание работы своих одноклассников. | Презентация |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф: фронтальная М: беседа П: формулирование темы, цели и плана урока | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Верно, мы знаем уже множество точек зрения, но все ли. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? - Для того чтобы достичь цели поставьте цели на урок. Узнать… Познакомиться… - А что нам может помочь в достижении цели? На что мы можем опираться? - Отлично! Посмотрите, здесь план к нашему уроку, но пока я шла, некоторые слова выпали. Поможете его восстановить? На ваших столах лежат карточки под номером 1. Там вы видите таблицу. В первом столбике пропущены слова, возьмите из последней строчки «Слова для справок» нужные слова и заполните план. Вторую колонку пока не трогаем. - Итак, что у вас получилось? - Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, ставят цели. - Новые точки зрения. - Узнать новые точки зрения, познакомиться с новыми стихотворениями. - На план. Собирают план урока. 1. Узнаем о поэтах – Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском. 2. Прочитаем стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина». 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Подготовимся к выразительному чтению стихотворений. 5. Подведем итоги. | УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Учебник с. 24 Презентация Карточка №1 |
"Открытие" детьми нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: фронтальная М: эвритический П: игра «Правда/ложь?» Ф: фронтальная М: творческое чтение П: Слушание стихотворения, ответы на вопросы | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Переверните карточку №2 и внимательно меня послушайте. Предположите, что из фактов, правда, а что ложь. Во второй колонке поставьте «+», если вы согласны с утверждением и «-», если не согласны. - Предлагаю проверить, правы ли вы были. Готовы узнать тайны этих поэтов? 1. Правда. А также, в 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе. 2. Правда. Он с отличием окончил музыкальную школу имени С. С. Прокофьева по классу трубы и поступил в музыкальное училище при Московской консерватории. 3. Правда. Позже работал главным редактором знаменитой детской радиопрограммы «Заячий остров» - Что мы сейчас сделали? - Отметьте этот пункт в своих планах галочкой. - Обратите внимание на страницу 34. - Кто автор и как называется стихотворение? - Скажите, а по названию мы можем предположить, о чем будет рассказ? - Хорошо, спасибо за ваши ответы! Читает произведение. - Поднимите правую руку у кого предположения совпали. - Вы понимаете, почему воробей разозлился? - Что в разговоре мальчика с воробьем вам кажется смешным? - Спасибо! - Теперь обратите внимание на стихотворение ниже. Кто автор и как оно называется? - Хорошо, давайте посмотрим на иллюстрацию на странице 35. Кто там изображен? - Верно, а что еще мы можем сказать о содержании текста по иллюстрации? Выскажите свою точку зрения! - Проверим, о чем действительно произведение. Выбирает хорошо читающего обучающего и просит прочитать весь текст произведения «Местный кот». - Есть ли в тексте непонятная вам фраза? Найдите ее расшифровку в конце страницы. -Вы согласны с Мишиной точкой зрения, что кот и воробей хотят одного и того же? А отличается ли при этом их поведение? - А как вы думаете, ребята, как поэт понимает язык животных? - Поднимите руку, те, у кого есть домашние животные. А вы понимаете язык животных? Когда, например, они хотят есть или гулять. Те, у кого нет домашних животных замечали ли вы как ведут себя животные на улице? Как разговаривают птицы, гуляют собаки и т.д. - Верно, можно сделать вывод, что нам нужно внимательнее относится к братьям нашим меньшим. | Знакомятся с информацией об авторе. Выполняют задание в карточке №2. - Узнали об авторах. Открывают учебники. - Марина Бородицкая - «Вот такой воробей». - Возможно, он будет про воробья. Поднимают руки. Читают произведение. - Воинственное поведение маленького воробья. - Сергей Махотин - «Местный кот» - На иллюстрации изображены мальчик-рыбак и рыжий кот. Читает один обучающийся - «Прибавьте глубины». - Да, они оба хотят есть. Кот более хитрый, а воробей дерзкий. Ответы обучающихся. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУПД: выделение необходимой информации. УУПД: умение работать со словарем. УУПД: смысловое чтение, поиск и выделение информации. | Презентация Раздаточный материал: карточка № 2 План Учебник с. 34 Учебник с. 34 |
Динамическая пауза | Организует динамическую паузу. - Встаньте со своих мест и задвиньте стулья. На экране будет видео, постарайтесь повторить движение персонажа. | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (2 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф: фронтальная М: анализ художественных образов П: выборочное чтение Внешний контроль Ф: фронтальная М: анализ художественных образов П: выборочное чтение Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Обратите внимание на слова в голубой рамке на странице 35. Прочитайте, пожалуйста. Как вы понимаете данные вопросы? - А для того чтобы ответить на них послушаем аудио фрагмент, при этом смотря в учебник. - Подумайте и скажите, случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? Почему не наоборот? (Если будут затруднения с ответом) - Опишите внешний вид батона и бублика. В чем их разница? - В какой мир попал Бублик? А Батон? - Что мы сейчас сделали? - Отметьте этот пункт в своих планах. | Отвечают на вопросы учителя. Ответы обучающихся. Слушают аудио. Отвечают на вопросы учителя. - Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы. - У Бублика круглая форма и его удобно брать. Батон продолговатой формы. Они различаются по вкусу, форме, размеру. - Бублик – детские забавы/развлечения. Батон – семейный уют. - Прочитали стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот» и «Булочная песенка» | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. УУРД: анализировать текст, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе фронтальной работы. УУРД: умение доказывать и обосновывать свою точку зрения. | Учебник с. 24-27
Аудио с выразительным чтением «Булочная песенка» |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф: фронтальная Ф: индивидуальная М: продуктивный П: словесное рисование
| Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике. - Ребята, что мы с вами сделали? Значит какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий? - Отлично. Теперь переверните карточку №3.
На ней изображен определенный предмет. Подумайте и попробуйте сочинить небольшой рассказ от лица этого предмета. Посмотрите на вещи с его точки зрения. На эту работу у вас есть 3 минуты. - Передайте карточки №3 с последних парт на первые, позже я их проверю. Какой пункт мы выполнили? - Посмотрите на страницу 37. Кто автор и как называется стихотворение? Предположите о чем оно по названию. - Обратите внимание на иллюстрацию, кто там изображен? - Прочитайте стихотворение, по предложениям начиная со второго ряда. - Что необычного в первой части стихотворения? - О чьих переживаниях в ней рассказывается? Найдите в тексте. - Чем это стихотворение похоже на «Булочную песенку»? Задаёт домашнее задание. - Дома вам нужно выучить одно стихотворение на выбор. | Выполняют задание самостоятельно. - Прочитаем стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина». - Самостоятельная работа. - Петр Синявский - «Федина конфетина». - О конфетах. - Мальчик, который тянется к конфетам. Читают. - Повествование ведется от лица конфеты. - Конфеты. - В обоих стихотворениях непривычная точка зрения – предмет смотрит и на человека и выбирает его, а не наоборот. | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе. | Карточка №3 Презентация План |
Включение в систему знаний, повторение (4 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф: фронтальная М: эвристический П: выборочное чтение | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - какой следующий пункт нашего плана? - Верно, следующий пункт – выразительное чтение. Внимательно посмотрите на экран, там приведены критерии. 1 ряд – подготовит выразительное чтение стихотворения «Вот такой воробей», 2 ряд – «Местный кот», а 3 ряд – «Булочная песенка». На эту работу у вас есть 2 минуты. - Теперь выберете 1 пару из ряда, которая будет вас представлять. В это время остальные следят за исполнением критериев как в начале урока. - Отметьте этот пункт в своих планах. | Подготавливают выразительное чтение. - Подготовиться к выразительному чтению стихотворений. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы, адекватно оценивать правильность выполнения действий. УУРД: анализировать текст, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста. | |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф: фронтальная М: беседа П: рефлексия | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Давайте подведем итоги. И выполним последний пункт плана. - Ребята, какие произведения мы сегодня изучали? - А каких авторов? - Какие новые точки зрения вы услышали? - Какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли? - Мы выполнили все пункты плана? - Отлично! Спасибо вам за работу! До свидания! | Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги. - «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина». - Марина Бородицкая, Сергей Махотин и Петр Синявский - Узнать новые точки зрения, познакомиться с новыми стихотворениями. Да, достигли. - Да! | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение. За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение "Родине" Спиридон» 4 класс, УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 15.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 2Время: 10:10-10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение Никитина "Русь"» 4 класс, УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10-10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...

Технологическая карта урока литературного чтения. «Стихотворение «Федорино горе». К.И. Чаковский». УМК «Школа России», 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихотворения Юнны Мориц «Хвостики», «Букет …». Поход в «Музейный дом» (УМК "ПНШ", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся при работе с поэтическими произведениями Ю. Мориц «Хвостики», «Букет ...
Технологическая карта урока Литературного чтения: "Стихотворение Рубцова Н.М. «Про зайца"" (2 класс, УМК: "Перспектива")
Цель урока: формирования знаний у обучающихся о биографии Н. Рубцова и его произведение «Про зайца»Задачи урока:Дидактические:Познакомить с биографией автора произведения;Изучить сти...








