Технологическая карта урока литературного чтения («Стихотворения М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина»), 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лавыгина Надежда Сергеевна

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе анализа и сравнений стихотворений М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина».

Задачи урока
Дидактические:

1. Познакомить с биографическими сведениями об авторах: Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском, а также, с содержанием их стихотворений: «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Местный кот» и «Федина конфетина»;
2. Сравнивать тему и идею стихотворений. 

Развивающие:

1.Развивать умение выразительно читать на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста;
2.Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе;
2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.

Планируемые результаты
Предметные:

1. Знать биографические сведения об авторах;
2. Уметь сравнивать стихотворения на одну тематику.

Личностные:

1.Познавательный интерес к изучению художественных произведений, активность и самостоятельность в их анализе.
2.Развивать признание возможности существования разных точек зрения.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 2 класс, 2 часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 13.02.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей №95 г. Челябинска» 

Класс: 2-7

Урок: 1

Студент: Лавыгина Надежда Сергеевна

Группа: 33

Учитель: Бурага Светлана Владимировна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:00 – 8:40  

Кабинет: 103

Тема урока: «Стихотворения М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина»»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе анализа и сравнений стихотворений М. Бородицкой – «Вот такой воробей», «Булочная песенка»; С.Махотина «Местный кот» и П.Синявского «Федина конфетина».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с биографическими сведениями об авторах: Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском, а также, с содержанием их стихотворений: «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Местный кот» и «Федина конфетина»;

2. Сравнивать тему и идею стихотворений.

Предметные:

1. Знать биографические сведения об авторах;

2. Уметь сравнивать стихотворения на одну тематику.

Развивающие:

1.Развивать умение выразительно читать на основе

восприятия и передачи художественных особенностей текста;

2.Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст.

Личностные:

1.Познавательный интерес к изучению художественных произведений, активность и самостоятельность в их анализе.

2.Развивать признание возможности существования разных точек

зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе;

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник (Н.А. Чуракова): «Литературное чтение»: 2 класс, 2 часть.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М:

беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Обратите внимание на экран. Давайте хором прочитаем это четверостишие.

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

- Как можно назвать последнее предложение?  

- Верно, предлагаю взять этот девиз в урок.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Читают с экрана.

- Девиз.

УУКД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

УУЛД: самоопределение к учебной деятельности

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: объяснение

П: инструктаж

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: репродуктивные

П: речевая разминка

Внешний контроль

М: Взаимопроверка

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Проводит речевую разминку.

- Сейчас мы с вами выполним речевую разминку.  Как вы думаете, для чего она нужна?

- Совершено верно.

- Посмотрите, что у нас на слайде. Как называется такое стихотворение?

- А для чего нам нужны скороговорки? Из каких двух слов состоит «скороговорка»?

- Давайте хором громко четко и медленно прочитаем скороговорку на экране.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Теперь ускоримся. И ещё!

- Молодцы! Кто сможет громко четко и быстро прочитать скороговорку?

- Отлично!

- Ребята, вспомните, пожалуйста, в каком разделе вы сейчас работаете.

- Верно! «Точка зрения». А какие произведения вы изучали на прошлом уроке?

Организует проверку домашнего задания.

- Правильно. Дома вам нужно было подготовить выразительное чтение стихотворений « В тихой речке у причала…» и « Что ты, Сережа, сегодня не в духе…».

- Давайте устроим небольшой конкурс.

Несколько человек станут его участниками, а все остальные жюри. Они будут оценивать выразительное чтение по следующим критериям:

1) Правильность (безошибочность).

- Как вы понимаете этот критерий?

2) Правильная интонация.

- Как вы понимаете этот критерий?

3) Скорость.

- Как вы понимаете этот критерий?

- 1 ряд отвечает за первый критерий, 2 за второй и 3 за третий.

- Кто хочет себя попробовать? Отлично выходите к доске.

- Стихотворения, который вы будете читать, выберем с помощью жеребьевки.

- При оценивании покажите на пальцах, какую оценку вы бы поставили. 1 ряд, ваш критерий был соблюден? 2 ряд? 3? Какую оценку вы бы поставили нашему участнику?

- Спасибо!  

- Хорошо! Спасибо за ваши ответы!

- Скажите, пожалуйста, через что мы можем понять мир? Через что на него смотреть? А вы когда-нибудь задумывались о том, что не только вы смотрите на животных, но и они на вас?

Выполняют речевую разминку.

- Чтобы говорить громко, четко и правильно.

- Скороговорка.

- Для того, чтобы быстро и четко проговаривать слова. «Скоро» и «говорить».

Читают. Отвечают на вопросы учителя.

- «Точка зрения»

- «В тихой речке у причала…» и «Что ты, Сережа, сегодня не в духе…».

Участвуют в конкурсе. Оценивают выразительное чтение.

- Нужно прочитать стихотворения правильно произнося все слова, не заменяя их на другие.

- Нужно читать стихотворения с правильным настроение, верно расставлять знаки препинания при чтении.

- При чтении не нужно торопиться, но и не нужно читать слишком медленно.

Ответы обучающихся.

- Мы знаем, что на мир можно смотреть с помощью луж, окон, стекла,  бинокля  и даже других живых существ.

 

- лужа, стеклышки, животные.

Да, задумывались/нет, не задумывались.

УУКД:

слушать и понимать речь других.

УУРД: 

проявлять готовность подчиняться

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого.

УУРД: 

самостоятельное оценивание своей работы.

УУРД: 

самостоятельное оценивание своей работы.

УУПД:

владение смысловым чтением.

УУРД: 

оценивание работы своих одноклассников.

Презентация

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, цели и плана урока

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Верно, мы знаем уже множество точек зрения, но все ли. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Для того чтобы достичь цели поставьте цели на урок.

Узнать…

Познакомиться…

- А что нам может помочь в достижении цели? На что мы можем опираться?

- Отлично! Посмотрите, здесь план к нашему уроку, но пока я шла, некоторые слова выпали. Поможете его восстановить? На ваших столах лежат карточки под номером 1. Там вы видите таблицу.  В первом столбике пропущены слова, возьмите из последней строчки «Слова для справок» нужные слова и заполните план. Вторую колонку пока не трогаем.

- Итак, что у вас получилось?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, ставят цели.

- Новые точки зрения.

- Узнать новые точки зрения, познакомиться с новыми стихотворениями.

- На план.

Собирают план урока.

1.  Узнаем о поэтах – Марине Бородицкой, Сергее Махотине и Петре Синявском.

2.  Прочитаем стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина».

3. Выполним самостоятельную работу.

4.  Подготовимся к выразительному чтению стихотворений.

5. Подведем итоги.

УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель

УУКД: 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Учебник с. 24

Презентация

Карточка №1

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: эвритический

П: игра «Правда/ложь?»

Ф: фронтальная

М: творческое чтение

П: 

Слушание стихотворения, ответы на вопросы

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

-  Переверните карточку №2 и внимательно меня послушайте. Предположите, что из фактов, правда, а что ложь. Во второй колонке поставьте «+», если вы согласны с утверждением и «-», если не согласны.

- Предлагаю проверить, правы ли вы были. Готовы узнать тайны этих поэтов?

1. Правда.  А также, в 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе.

2. Правда. Он с отличием окончил музыкальную школу имени С. С. Прокофьева по классу трубы и поступил в музыкальное училище при Московской консерватории.

3. Правда. Позже работал главным редактором знаменитой детской радиопрограммы «Заячий остров»

- Что мы сейчас сделали?

- Отметьте этот пункт в своих планах галочкой.

- Обратите внимание на страницу 34.

- Кто автор и как называется стихотворение?

- Скажите, а по названию мы можем предположить, о чем будет рассказ?

- Хорошо, спасибо за ваши ответы!

Читает произведение.

- Поднимите правую руку у кого предположения совпали.

- Вы понимаете, почему воробей разозлился?

- Что в разговоре мальчика с воробьем вам кажется смешным?

- Спасибо!

- Теперь обратите внимание на стихотворение ниже. Кто автор и как оно называется?

- Хорошо, давайте посмотрим на иллюстрацию на странице 35. Кто там изображен?

- Верно, а что еще мы можем сказать о содержании текста по иллюстрации? Выскажите свою точку зрения!

- Проверим, о чем действительно произведение.

Выбирает хорошо читающего обучающего и просит прочитать весь текст произведения «Местный кот».

- Есть ли в тексте непонятная вам фраза? Найдите ее расшифровку в конце страницы.

-Вы согласны с Мишиной точкой зрения, что кот и воробей хотят одного и того же? А отличается ли при этом их поведение?

- А как вы думаете, ребята, как поэт понимает язык животных?

-  Поднимите руку, те, у кого есть домашние животные. А вы понимаете язык животных? Когда, например, они хотят есть или гулять. Те, у кого нет домашних животных замечали ли вы как ведут себя животные на улице? Как разговаривают птицы, гуляют собаки и т.д.

- Верно, можно сделать вывод, что нам нужно внимательнее относится к братьям нашим меньшим.

Знакомятся с информацией об авторе.

Выполняют задание в карточке №2.

- Узнали об авторах.

Открывают учебники.

-  Марина Бородицкая -  «Вот такой воробей».

- Возможно, он будет про воробья.

Поднимают руки.

Читают произведение.

- Воинственное поведение маленького воробья.

- Сергей Махотин - «Местный кот»

- На иллюстрации изображены мальчик-рыбак и рыжий кот.

Читает один обучающийся

- «Прибавьте глубины».

- Да, они оба хотят есть. Кот более хитрый, а воробей дерзкий.

Ответы обучающихся.

УУРД:

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

УУПД:

выделение необходимой информации.

УУПД:

умение работать со словарем.

УУПД:

смысловое чтение, поиск и выделение информации.

Презентация

Раздаточный материал:

карточка № 2

План

Учебник с. 34

Учебник с. 34

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

- Встаньте со своих мест и задвиньте стулья. На экране будет видео, постарайтесь повторить движение персонажа.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(2 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: анализ художественных образов

П: выборочное чтение

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: анализ художественных образов

П: выборочное чтение

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Обратите внимание на слова в голубой рамке на странице 35. Прочитайте, пожалуйста. Как вы понимаете данные вопросы?

- А для того чтобы ответить на них послушаем аудио фрагмент, при этом смотря в учебник.

- Подумайте и скажите, случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? Почему не наоборот?

(Если будут затруднения с ответом)

- Опишите внешний вид батона и бублика. В чем их разница?

- В какой мир попал Бублик? А Батон?

- Что мы сейчас сделали?

- Отметьте этот пункт в своих планах.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы обучающихся.

Слушают аудио.

Отвечают на вопросы учителя.

- Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы.

- У Бублика круглая форма и его удобно брать. Батон продолговатой формы. Они различаются по вкусу, форме, размеру.

- Бублик – детские забавы/развлечения. Батон – семейный уют.

- Прочитали стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот» и «Булочная песенка»

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

УУРД: анализировать текст,

находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста

УУКД: взаимодействовать, сотрудничать в процессе фронтальной работы.

УУРД: 

умение доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник с. 24-27

 

Аудио с выразительным чтением «Булочная песенка»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронтальная

Ф: индивидуальная

М: продуктивный

П:

словесное рисование

 

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Ребята, что мы с вами сделали? Значит какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий?

- Отлично. Теперь переверните карточку №3.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614385786_8-p-tsveti-v-vaze-na-svetlom-fone-17.jpghttps://sportishka.com/uploads/posts/2022-11/1667450087_79-sportishka-com-p-tekstura-myacha-instagram-82.jpg  https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-e/6582693578.jpg https://i.pinimg.com/originals/7d/ce/43/7dce43e1223791b3906c6ad8fd049e13.png https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614366446_8-p-chasi-na-svetlom-fone-11.jpg

 На ней изображен определенный предмет. Подумайте и попробуйте сочинить небольшой рассказ от лица этого предмета. Посмотрите на вещи с его точки зрения. На эту работу у вас есть 3 минуты.

- Передайте карточки №3 с последних парт на первые, позже я их проверю. Какой пункт мы выполнили?

- Посмотрите на страницу 37. Кто автор и как называется стихотворение? Предположите о чем оно по названию.

- Обратите внимание на иллюстрацию, кто там изображен?

- Прочитайте стихотворение, по предложениям начиная со второго ряда.  

- Что необычного в первой части стихотворения?

- О чьих переживаниях в ней рассказывается? Найдите в тексте.

- Чем это стихотворение похоже на «Булочную песенку»?

Задаёт домашнее задание.

- Дома вам нужно выучить одно стихотворение на выбор.

Выполняют задание самостоятельно.

-  Прочитаем стихотворения «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина».

- Самостоятельная работа.

- Петр Синявский - «Федина конфетина».

- О конфетах.

- Мальчик, который тянется к конфетам.

Читают.

- Повествование ведется от лица конфеты.

- Конфеты.

- В обоих стихотворениях непривычная точка зрения – предмет смотрит и на человека и выбирает его, а не наоборот.

УУПД: ориентироваться в своей системе знаний;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе.

Карточка №3

Презентация

План

Включение в систему знаний, повторение (4 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: выборочное чтение

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- какой следующий пункт нашего плана?

- Верно, следующий пункт – выразительное чтение. Внимательно посмотрите на экран, там приведены критерии. 1 ряд – подготовит выразительное чтение стихотворения «Вот такой воробей», 2 ряд – «Местный кот», а 3 ряд – «Булочная песенка». На эту работу у вас есть 2 минуты.

- Теперь выберете 1 пару из ряда, которая будет вас представлять. В это время остальные следят за исполнением критериев как в начале урока.

- Отметьте этот пункт в своих планах.

Подготавливают выразительное чтение.

- Подготовиться к выразительному чтению стихотворений.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме;

УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы, адекватно оценивать правильность выполнения действий.

УУРД: анализировать текст,

находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста.

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: рефлексия

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Давайте подведем итоги. И выполним последний пункт плана.

- Ребята, какие произведения мы сегодня изучали?

- А каких авторов?

- Какие новые точки зрения вы услышали?

- Какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли?

- Мы выполнили все пункты плана?

- Отлично! Спасибо вам за работу! До свидания!

Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги.

- «Вот такой воробей», «Местный кот», «Булочная песенка», «Федина Конфетина».

-  Марина Бородицкая, Сергей Махотин и Петр Синявский

-  Узнать новые точки зрения, познакомиться с новыми стихотворениями. Да, достигли.

- Да!

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме;

УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение "Родине" Спиридон» 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 15.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 2Время: 10:10-10:50  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворение Никитина "Русь"» 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10-10:50  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Ал...

Технологическая карта урока литературного чтения. «Стихотворение «Федорино горе». К.И. Чаковский». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихотворения Юнны Мориц «Хвостики», «Букет …». Поход в «Музейный дом» (УМК "ПНШ", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся при работе с поэтическими произведениями Ю. Мориц «Хвостики», «Букет ...

Технологическая карта урока Литературного чтения: "Стихотворение Рубцова Н.М. «Про зайца"" (2 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: формирования знаний у обучающихся о биографии Н. Рубцова  и его произведение «Про зайца»Задачи урока:Дидактические:Познакомить с биографией автора произведения;Изучить сти...