Собирай по ягодке - наберешь кузовок
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Житенева Мария Алексеевна

Урок литературного чтения 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_.docx204.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Житенева М.А.

Тема урока: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

Класс: 3         

Цель урока: ознакомление с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать умение определять основную мысль текста;
  2. Развивающие: развивать умение осознанного чтения, анализа прочитанного;
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф.ИН. Г. П.)

Дидактические средства, ИКТ-оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

(расписать конкретно что формируете)

Предметные

Метапредмет

ные

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К –коммуникативные

Личностные

Орг.момент

Проверка готовности к учебной деятельности.

Фронтальная работа,

Словесный:диалог, беседа.

Приветствует детей.  Мотивирует на учебную деятельность при помощи стихотворения. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.  Включаются в учебную деятельность.

Организуют свое рабочее место.

Фронтальная

-

Контроль, самоконтроль

-

Умение организовывать рабочее место;

Умение слушать, взаимодействовать друг с другом.

Положительное отношение и интерес к уроку

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа

Словесный: беседа.

Систематизация и обобщение ранее изученного по средствам эвристической беседы.

Вспоминают ранее изученный материал, готовятся  воспринимать новый материал.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация

Контроль, самоконтроль

Повторение и осознание того, что уже усвоено.

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Развитие мотивов учебной деятельности.

Постановка целей и задач

Активизировать познавательный интерес к теме.

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: определение задач урока

Подведение к теме урока с помощью беседы.

Формулируют тему, задачи урока.

Фронтальная,индивидуальная.

Презентация

Контроль, самоконтроль

Различать слова и текст, отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;  

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в

знакомой среде;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её

достижению;

Формированеи мотивации к учебной деятельности.

Открытие новых знаний

Изучить новый материалх

Словесный:беседа,диалог

Практический: упражнениеп

Организовывает работу по изучению биографии автора.

Работа с учебником.
Перед чтением проводит словарную работу.

Организует работу по чтению рассказа.

Слушают биографию автора.

Работа с текстом. Ответы на вопросы учителя.

Фронатальная,индивидуальная.

Презентация, учебник.

Контроль, самоконтроль.

Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Первичное закрепление

Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему

Словесный:беседа,диалог.

Продолжает организовывать работу по чтению рассказа.

Предлагает выполнить интерактивное задание.

Фронтальная,индивидуальная.

Учебник, презентация

Контроль, взаимоконтроль

Продолжить работу по формированию читательских умений. анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи; задавать вопросы для получения необходимых сведений.

Формирование целостного мировоззрения.

Динамическая пауза

Снять физическую и эмоциональную усталость.

-

Проведение динамической паузы.

Выполняют движения физминутки.

Фронатальная

-

Самоконтроль

-

Повторять действия в заданном порядке.

Сохранять интерес к изучению темы.

Итоговое закрепление

Закрепить умение определять главные члены  предложения

Словесный:беседа, диалог

Практический: упражнение.

Организует работу с текстом, анализ произведения.

Анализируют произведение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Учебник, презентация.

Контроль, самоконтроль

Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение.

Планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи; задавать вопросы для получения необходимых сведений.

Формирование целостного мировоззрения.

Домашнее задание

Инструктаж о задании

Словесный:беседа, диалог

Дает рекомендации по выполнению заданий.

Слушают рекомендации по выполнению заданий. Записывают домашнее задание

Фронтальная

-

Контроль

-

-

Развивать самостоятельность

Итог урока

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке. Обобщить изученный материал

Словесный:беседа, диалог

Систематизация изученного материала по средством выполнения задач поставленных на урок.

Подводят итог урока.

Фронтальная, индивидуальная

Раздаточный материал, презентация.

Контроль, самоконтроль

Представление о значимости языка и речи в жизни людей; различать текст.

Формулировать точку зрения и аргументировать свою точку зрения;

строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Рефлексия

Учить самостоятельно оценивать свою учебную деятельность.

Словесный:беседа.

Побуждает к самостоятельному оцениванию своей деятельности на основе критериев.

Самостоятельно оценивают свою деятельность .

Фронтальная

-

Самоконтроль

-

Проводить контроль и оценка результатов своей учебной деятельности;

Самоопределение

еделение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Создаёт эмоциональный настрой.

 Речевая разминка.

Начинаем урок с пословицы (пословица появляется на слайде)

— Давайте прочитаем. Объясните ее смысл.

  • Терпенье и труд всё перетрут.

— Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией, радостью, выразительно.

Показывают готовность к уроку.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

- Ребята, откройте учебник на стр. 123 и прочитайте название раздела.

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?

- С произведениями, каких авторов мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся в этом разделе?

- Чему мы будем учиться?

Прочитайте пословицу на слайде «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Как вы понимаете это пословицу?

А вы знали, что есть произведение которое так и называется?

- Переверните страницу и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.

- Какое сходство вы заметили?

- Кто автор этого произведения?

Показывают знания, полученные на предыдущих уроках, отвечают по поднятой руке

Предположения детей.

Название рассказа совпадает с названием раздела.

Борис Викторович Шергин

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

 - Кто догадался, какая сегодня тема урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1) познакомиться с биографией Бориса Викторовича Шергина;

2) прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Работа над новой темой

-Сейчас я вам расскажу об авторе, а вы внимательно слушайте, потому что в конце рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать. (можно заранее дать ученику подготовить биографию автора)

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

- В 1896 году

- Хранительницей слова

- Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся такие слова, как: штукатурное, малярное.

- Найдите значение этих слов в словаре учебника, договорившись в парах, кто какое слово ищет, а затем объясните соседу значение найденного слова.

- Ещё вам встретятся такие слова как:

 АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры. (вывести на слайд)

Динамическая пауза.

Выполняют задание.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Восстановите цепь событий в рассказе. (работа на слайде по очереди от групп) ИНТЕРАКТИВ

«И в один день закончил верхний угол»

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

«Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Молодцы, ребята! Все верно.

Читают текст по цепочке.

1) Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу.

2) И в один день закончил верхний угол.

3) За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца.

4) Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.

5) Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

Организует работу с текстом.

-К какому жанру отнесем произведение?

-Кто главные герои рассказа?

- Кто владел штукарным и малярным ремеслом?

-А какая она бабушка?

-А какое звание было у бабушки?

-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?

-Какое дело поручили Мите?

-Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Физминутка для глаз.

2. Выразительное чтение

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах. (Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя).

- Почему мастер не стал ругать Митю?

- Что мастер предложил Мите сделать?

- А зачем бабушка рассказала Ване про Митю?

-Прочтите, какими словами бабушка закончила свой рассказ.

Как это относится к Мите, ведь он же ягодки никакие не собирал?

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - конкурс по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок".

Обобщить знания детей по пройденному разделу; обучать коллективному творчеству, чтению в лицах; воспитывать любовь к родному краю, уважение к ближним....

Б.Шергин.Собирай по ягодке-наберешь кузовок.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе....

Тест по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок"

Тест по разделу `Собирай по ягодке-наберешь кузовок` по учебнику Л.Ф.Климановой `Литературное чтение` (УМК "Школа России") проверяет умение узнавать знакомое произведение по отрывку из него (вопросы 2...

Тест по литературному чтению к разделу "Собирай по ягодке-наберешь кузовок" 3 класс, "Школа России"

Тест "Собирай по ягодке-наберешь кузовок" предназначен для проверки изученного материала по данной теме....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'

Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....