Виды коррекционных упражнений для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения. Норма техники чтения.
материал по чтению

Варфоломеева Наталья Алексеевна

Технику чтения в начальных классах нужно проверять обязательно для того , чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения. Для развития навыка чтения в своей практике применяю коррекционные упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды коррекционных упражнений для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения. Норма техники чтения.    

Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:

осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);

скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);

способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);

выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);

правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).

Технику чтения в начальных классах нужно проверять обязательно для того , чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.

Упражнения для развития техники чтения

1.Чтение вслух.

2.Чтение про себя.

3.Чтение жужжащее.

4.Чтение хором.

5.Чтение в темпе скороговорки.

6.Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу)

7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов

с постепенным увеличением количества букв в словах.

8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.

10. «Буксир»

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают

вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя.

Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

11 «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.

12. «Прыжки». Чтение через слово.

13. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его

находят и дочитывают вместе.

14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого

и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

15. «Прятки». Нахождение слова в тексте с определённым признаком(начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)

16. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

18. «Фотоглаз»

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое

время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

19. «Угадай» а) антиципация слов, произведений, пословиц; б) чтение через решётку.

20. «Найди меня» На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова.

21. «Счет слов». Дети читают текст и одновременно считают слова.

22. «Сканирование». За 20-30 сек ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

23.Чтение отрывка в перевёрнутом виде.

24.Чтение отрывка через слово.

25.Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.

Вот некоторые из них:

Жужжащее чтение.

Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.

Чтение перед сном.

Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.

Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.

Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.

На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.

Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».

Упражнения для развития техники чтения.

Книги читать не семечки щёлкать.

Произнеси на одном дыхании.

Читай, не зевай!

Пример упражнений на развитие техники чтения в комплексе.

Предмет знакомства с произведениями по чтению в 1 классе.

Читать научитесь на этом уроке.

Сперва по слогам, а потом как хотите.

Мы учим легко стихотворные строки,

Рассказ от поэзии вмиг отличим,

К нам с книгой приходит само вдохновение,

И всё на уроке каком же?

Литературное чтение.

Как работать с не читающими детьми?

Примеры текстов для индивидуальной работы.

Виды коррекционных упражнений для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

на уроках чтения»

Специальные тренировочные упражнения:

1.Психологические упражнения.

2. Упражнения на развитие зоркости.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Метод динамического чтения.

5. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

6. Упражнения на развитие речи без повторов.

7. Упражнения на развитие осознанности чтения.

8. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения.

Норма техники чтения.

1 кл-10 слов

2 кл-15-20 слов

3 кл-25-30 сл

4 кл-35-40 слов в минуту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...

Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...

Доклад на тему: «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» 

Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями»         Арт-терапия &mdash...