Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.
статья по математике (2, 3, 4 класс) на тему

Хороших Инна Алексеевна

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обучаются ученики второго, третьего и четвертого классов. Соответственно, учителю—дефектологу требуется высокий уровень мастерства для того, чтобы решать в одиночку образовательные и воспитательные задачи. Одним из наиболее адекватных методов, позволяющих это, нам представляется подвижная игра с дидактической направленностью. Она решает задачу как умственного, так и физического воспитания. 

 Проведенное исследование позволяет сделатъ вывод о том, что систематическое применение ПИДН во всех видах учебной деятельности умственно отсталых младших школьников имеет значимый коррекционно развивающий эффект. Благодаря ПИДН улучшается эмоциональный климат в классе, что чрезвычайно важно при обучении разновозрастных учеников, детей с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Приморская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему: «Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы»

Подготовила: Хороших Инна Алексеевна,

 учитель-дефектолог МБОУ "Приморская СОШ".

 

П. Приморский, 2017

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обучаются ученики второго, третьего и четвертого классов. Соответственно, учителю—дефектологу требуется высокий уровень мастерства для того, чтобы решать в одиночку образовательные и воспитательные задачи. Одним из наиболее адекватных методов, позволяющих это, нам представляется подвижная игра с дидактической направленностью. Она решает задачу как умственного, так и физического воспитания.

Целью нашей методической работы являлась оценка влияния подвижной игры с дидактической направленностью (ПИДН) на общее психическое состояние умственно отсталых школьников и успешность усвоения ими учебного материала на уроках математики.

Элементарная математика – один из важнейших предметов, необходимых для формирования жизненной компетентности ребенка. Владение счетом необходимо при решении множества бытовых задач. На уроках математики у детей формируются математические представления, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических (мышление, память, внимание, речь) и физических качеств ребенка. Поэтому предполагалось, что использование в педагогической практике ПИДН будет способствовать повышению как уровня и сформированности элементарных математических умений, так и уровня                          умственного развития ребенка.

Оценка эффективности применения ПИДН осуществлялась на основании изучения рейтинга предмета среди учащихся класса, а так же по показаниям сформированности математических знаний в соответствии с  программными требованиями, полученными с помощью контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Навыки актуализировались и при выполнении устных заданий (устный счет, вычислительные навыки) в начале года, в конце года и в промежуточные периоды. В течение всего времени работы  велось наблюдение за учащимися, в ходе которого регистрировались: уровень развития общей и мелкой моторики, эмоционального благополучия и удовлетворенность детей процессом обучения.  

Использование ПИДН осуществлялось во втором и третьем классах  в течение двух лет. При применении методики обучения ПИДН использована идея развития элементов творческого мышления на основании содержательного обобщения (от общего к частному) .Сначала школьники получали знания на уроках по предмету, затем, на этапе закрепления изученного материала эти знания применялись в конкретных играх. Двигательный аспект ПИДН стимулировал закрепление математического материала, который был представлен как множество предметов с их разнообразными свойствами (плоские и объемные фигуры разных размеров и цветов и т.д.).

           При использовании ПИДН мы опирались на три основных принципа:

дидактический, психолого-физиологический и общественно-нравственный.

 Под дидактическим принципом понимается опора на логику самого предмета, материал которого включен в межпредметное содержание дидактической подвижной игры, программу, план. Под психолого-физиологическим принципом построения системы дидактически-подвижного обеспечения понимается четкая последовательность проведения игр с постепенным усложнением решаемых задач с учетом психолого-физиологических особенностей (анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и др.). Под общественно-нравственным принципом понимается переход от игр индивидуальных  к играм различной степени взаимодействия участников.

Таким образом, каждая игра, включаемая в систему дидактически – подвижного обеспечения, рассматривалась с трех точек зрения: пройден ли по программе учебный материал, заложенный в межпредметном содержании подвижной игры; соответствует ли игра уровню развития физиологических и физических процессов, а так же интересам школьников по степени сложности; какой степени взаимодействия достигли участники игры.

Характерной особенностью ПИДН является ярко выраженная роль движений (бега, прыжков, метания, бросков, передачи и ловли мяча и т.д.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры, ее темой. ПИДН использовались на этапе, когда применение традиционных форм не приносило желаемого результата; они включались систематически при закреплении каждой отдельной темы.

ПИДН в течение всего учебного года мы используем на уроках математики с целью закрепления знаний. Для иллюстрации приведем описание нескольких игр.

Игра «Быстро занять места!» преследует цель закрепления о четных и нечетных числах, числовой последовательности. Для нее требуются жетоны с записанными на них числами от 1 до 10. Учащиеся разбегаются по площадке и собирают на полу жетончики с номерами. По команде учителя «Быстро занять свои места!»

Дети спешат занять места согласно тем цифрам, которые обозначены на жетонах (слева – четные, справа - нечетные). Можно занять места по возрастанию, по убыванию чисел.

Игра «Сколько нас без одного?» автоматизирует счетные навыки, производимые на конкретном материале. Ученики выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего7 учеников. «Нас семь» - говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?». Все ученики класса должны ответить «Шесть». Шестой говорит «Нас шесть. Один ушел (уходит). Сколько осталось?».  Класс:«Осталось пять» и т.д.

Игра «Передай кубик» закрепляет знание числового ряда. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший передачу первым, побеждает. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Перечисленные игры были направлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно сознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

Если игра требует передвижения по кабинету, то после ее проведения проводятся упражнения для нормализации мышечного тонуса и обучение релаксации. Длительность подобных занятий не более 1 – 2 минут. Например, проводится релаксационное упражнение «Пляж». Инструкция: «Представьте, что вы лежите на теплом морском песочке и загораете. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться». Аналогичные цкли преследует игра «Тряпичная кукла». Инструкция: «Представьте, что вы куклы – марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Вас подвесили на гвоздие за руку, за палец, за плечо и т.д.»

После выполнения достаточно сложных математических заданий, когда дети утомлены и возбуждены, хороший эффект оказывает упражнение «Маленькое семечко». Инструкция: «Представьте, что вы превратились в маленькое семечко. Сожмитесь в комочек, сидя на корточках, спрячьте голову и закройте ее руками. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек. (Дети по знаку ведущего поднимают голову и выпрямляются). Появляются веточки с бутонами. Дети разводят руки в стороны, (пальцы сжаты в кулачки) Наступает радостный момент -  бутоны раскрываются. (Дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам – соседям – дети улыбаются друг другу)».

Различных игр и упражнений, используемых нами в учебном процессе, несколько десятков. Главное достоинство уроков  с использованием системы ПИДН видится и в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий. Систематическое проведение подвижных игр с дидактической направленностью способствует повышению эффективности учебно–воспитательного процесса в специальном коррекционном классе, что проявилось в повышении рейтинга по предмету.

Постоянное применение ПИДН на протяжении двух лет обучения позволило отметить, что ПИДН пользуются успехом у детей с психическим  недоразвитием. Достижения  в становлении их учебных навыков, конечно, являются результатом комплексного использования различных методов и методик, однако можно предположить, что именно благодаря применению ПИДН у детей улучшились навыки устного счета, ими прочнее усвоены пространственные и временные отношения, повысилась речевая активность учащихся, а также оставался достаточно стойким интерес к учебным занятиям. Отмечалось также качественное улучшение общей моторики: повысились показатели быстроты, меткости, ловкости движений. Значительно  повысился и уровень мелкой ручной моторики: улучшилось качество навыков обведения по контуру, штриховки, вычерчивания по клеточкам, по линейке и т.д.

 Проведенное исследование позволяет сделатъ вывод о том, что систематическое применение ПИДН во всех видах учебной деятельности умственно отсталых младших школьников имеет значимый коррекционно развивающий эффект. Благодаря ПИДН улучшается эмоциональный климат в классе, что чрезвычайно важно при обучении разновозрастных учеников, детей с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности.

В условиях коррекционного класса сельской школы ПИДН становятся незаменимым средством, повышающим качество учебного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Целью нашей методической работы являлась оценка влияния подвижной игры с дидактической направленностью (ПИДН) на общее психическое состояние умственно отсталых школьников и успешность усвоения ими учебного материала на уроках математики.

Слайд 3

Элементарная математика – один из важнейших предметов, необходимых для формирования жизненной компетентности ребенка. Владение счетом необходимо при решении множества бытовых задач. На уроках математики у детей формируются математические представления, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических и физических качеств ребенка. Поэтому предполагалось, что использование в педагогической практике ПИДН будет способствовать повышению как уровня сформированности элементарных математических умений, так и уровня умственного развития ребенка.

Слайд 4

Оценка эффективности применения ПИДН осуществлялась на основании изучения: рейтинга предмета среди учащихся класса; по показаниям сформированности математических знаний в соответствии с программными требованиями, полученными с помощью контрольных и проверочных работ, тестовых заданий. Навыки актуализировались и при выполнении устных заданий в начале года, в конце года и в промежуточные периоды. В течение всего времени работы велось наблюдение за учащимися, в ходе которого регистрировались: уровень развития общей и мелкой моторики; уровень эмоционального благополучия; удовлетворенность детей процессом обучения.

Слайд 5

основные принципы: Дидактический Психолого-физиологический Общественно-нравственный

Слайд 6

Под дидактическим принципом понимается опора на логику самого предмета, материал которого включен в межпредметное содержание дидактической подвижной игры, программу, план. Под психолого-физиологическим принципом построения системы дидактически-подвижного обеспечения понимается четкая последовательность проведения игр с постепенным усложнением решаемых задач с учетом психолого-физиологических особенностей. Под общественно-нравственным принципом понимается переход от игр индивидуальных к играм различной степени взаимодействия участников.

Слайд 7

Таким образом, каждая игра, включаемая в систему дидактически – подвижного обеспечения, рассматривалась с трех точек зрения: пройден ли по программе учебный материал, заложенный в межпредметном содержании подвижной игры; соответствует ли игра уровню развития физиологических и физических процессов, а так же интересам школьников по степени сложности; какой степени взаимодействия достигли участники игры.

Слайд 8

Игра «Быстро занять места!» преследует цель закрепления о четных и нечетных числах, числовой последовательности. Для нее требуются жетоны с записанными на них числами от 1 до 10. Учащиеся разбегаются по площадке и собирают на полу жетончики с номерами. По команде учителя «Быстро занять свои места!» дети спешат занять места согласно тем цифрам, которые обозначены на жетонах (слева – четные, справа - нечетные). Можно занять места по возрастанию, по убыванию чисел. Игра «Сколько нас без одного?» автоматизирует счетные навыки, производимые на конкретном материале. Ученики выстраиваются в ряд и пересчитываются. Например, всего7 учеников. «Нас семь» - говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?». Все ученики класса должны ответить «Шесть». Шестой говорит «Нас шесть. Один ушел (уходит). Сколько осталось?». Класс:«Осталось пять» и т.д. Игра «Передай кубик» закрепляет знание числового ряда. На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число. Ряд, закончивший передачу первым, побеждает. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Слайд 9

Постоянное применение ПИДН позволило отметить, что они пользуются успехом у детей с интеллектуальным недоразвитием. Достижения в становлении их учебных навыков, конечно, являются результатом комплексного использования различных методов и методик, однако можно предположить, что именно благодаря применению ПИДН у детей улучшились навыки устного счета, ими прочнее усвоены пространственные и временные отношения, повысилась речевая активность учащихся, а также оставался достаточно стойким интерес к учебным занятиям. Отмечалось также качественное улучшение общей моторики. Значительно повысился и уровень мелкой ручной моторики.

Слайд 10

Вывод: Систематическое применение подвижных игр с дидактической направленностью во всех видах учебной деятельности умственно отсталых младших школьников имеет значимый коррекционно - развивающий эффект. Благодаря применению подвижных игр с дидактической направленностью улучшается эмоциональный климат в классе, что чрезвычайно важно при обучении разновозрастных учеников, детей с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности.

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...

Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.

Свое выступление я хочу начать с таких слов:Мир «особого» ребенка интересен и пугливМир «особого» ребенка безобразен и красивНеуклюж, порою странен, добродушен и открытМир &laq...

Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...

методическое пособие " Бурятский народный орнамент в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Методическое пособие " Бурятский народный орнамент" включает авторскую программу, справочный и иллюстративный материал о символике и семантике бурятского орнамента. В авторской прогам...