«Бытовые сказки особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | по литературному чтению | ||
Дата | |||
Учитель, класс | Гамиева Галина Сергеевна, 2 класс, 1 часть | ||
Тема урока | «Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»». | ||
Тип урока | Освоение новых знаний. | ||
Цель урока | Ознакомление с одной из видов сказок – бытовой сказкой; развитие речи, словарного запаса, умения выразительного чтения. | ||
Планируемые результаты | Предметные: объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения. Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. Метопредметные: (Регулятивные УУД) - планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; (Коммуникативные УУД) - аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. (Познавательные УУД) -пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации. | ||
Основные понятия | Что такое «На побывку», «чулан», «сдобрили» и другие устаревшие слова которые встречаются в тексте. | ||
Межпредметные связи | |||
Ресурсы: | Компьютер, интерактивная доска. | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приемы и технологии используемые на уроке |
#1101;тап Мотивация учебной деятельности (орг. момент) | - Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Прежде, чем сесть на свои места вспомним с вами как мы сидим за партой. Сидим прямо, спинки у нас ровные, между партой и животиком кулачок. | Дети слушают учителя, проговаривают правило. | Формы – фронтальная Технологии – здоровье сберегающая Методы –словесный, |
#1101;тап Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. | – Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? – Какие жанры относятся к устному народному творчеству? - Приведите примеры. - Бабушка, расскажи мне сказку. - А какую хочешь сказку, внучок? - Бабушка, а разве сказки бывают разные? - А как бы вы ответили на этот вопрос? (схема на доске) - Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? “Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске) - Чему может научить сказка? | «Устное народное творчество». Пословицы, песни, сказки, поговорки. Мы не знаем ответа на этот вопрос. Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь. | Формы – фронтальная. Методы словесный, наглядный.
|
3 этап. Постановка учебной задачи. | Проверим, как вы знаете сказки. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты? Кто хвостом рыбу ловил? Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. (Ответы учеников учитель пишет на доске) - Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его. - Что обозначает слово ТОПОР? - Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”. Первичное чтение. (стр. 39-41) - Назовите главных героев сказки? | Отвечают на вопросы учителя. Инструмент для рубки. - Главные герои сказки баба и солдат. | Формы – фронтальная, индивидуальная Технологии - ИКТ Методы - словесный, наглядный, Приемы - кроссворд. |
4 этап. Обобщение новых знаний | Самостоятельное чтение. - Отметьте при чтении непонятные слова. ПОБЫВКА – короткий отпуск ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути. СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела ПРИМЕТИЛ – обратил внимание СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса ДИВИТСЯ – удивляется - Почему в сказке так много устаревших слов? Я предлагаю вам поработать на своих планшетах, но перед тем, как вы их достанете проговорите мне правила работы с планшетами. | Правила работы с планшетами: При работе с планшетом он должен находится на столе. Расстояние от экрана планшета должно быть 70-80 см. Вертикально прямая спина при посадке. При ухудшении здоровья немедленно сообщить об этом учителю и покинуть свое рабочее место. Во время учебного занятия выполнять все требования учителя. | Формы –фронтальная Технологии - ИКТ Методы – словесный, наглядный. Приемы - беседа |
Физминутка | «Словесный мяч». Учитель бросает мяч ученику и называет слово, связанное с литературой. Ученик должен назвать произведение, в котором это слово встречается. | Выполнение физминутки. | Формы – фронтальная Методы – словесный, наглядный Приемы – игра |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Ребята, а сейчас я вам предлагаю составить характеристику главных героев сказки, но мы будем делать это в группах. Кто помнит правила работы в группах? Давайте распределимся на группы и распределим роли в группе. Правила работы в группе: Слушать, что говорят другие. Делать выводы об услышанном, задавать вопросы. Говорить спокойно, ясно, только по делу. Анализировать свою деятельность, вовремя корректировать недостатки. Помогать товарищам, если они об этом просят. Точно выполнять возложенную на себя роль. Работать дружно, принимать активное участие в работе группы. Не бояться высказывать своё мнение. Работать тихо, не стараться всех перекричать. Уважать мнение других членов группы. В случае неправильного ответа группы не винить никого, отвечать за себя. Помнить, что каждый человек имеет право на ошибку. (Сами распределяют роли) Роли в группах: Капитан команды Секретарь (записывает слова) Докладчик (рассказывает, что решила группа) Контролер (смотрит все ли правильно решено) Наблюдатель (следит за выполнением правил в группе) СОЛДАТ БАБА Умный хитрая Находчивый жадная Сообразительный скупая Жизнерадостный глупая Неунывающий - В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение) - Кто вам больше понравился? Почему? - Какая это сказка? Ответ обосновать. Тест по сказке «Каша из топора» 1. Куда шел старый солдат? А) На побывку Б) На прогулку В) На войну 2. Кто отворил дверь солдату, когда он постучался в деревенскую избушку? А) Пригожая девушка Б) Маленький мальчик В) Старуха 3. Что попросил солдат у хозяйки? А) Переночевать Б) Перекусить В) Указать ему дорогу 4. Что приметил солдат под лавкой? А) Большой котел Б) Топор В) Кошку 5. Где оказался топор после необычного предложения солдата? А) На скамейке Б) На печке В) В котле 6 Чем заправили варево из топора? А) Мясом и маслом Б) Щепками и трухой В) Солью, крупой и маслом 7. Что еще попросил солдат, когда каша была готова? А) Хлеба Б) Сыграть на гармошке В) Сладкого меда 8. Что ответил солдат на вопрос старухи «Когда ж топор будем есть»? А) Что он не уварился Б) Что он пошутил В) Что топор украли 9. Что случилось с топором в конце сказки? А) Солдат забрал его с собой «доваривать» Б) Солдат отдал его старухе на съедение В) Солдат выбросил топор 10. Чему учит сказка «Каша из топора»? А) Жадность и глупость идут рука об руку Б) Любовь побеждает любое зло В) У страха глаза велики | Вспомнили правила работы в группе. Распределили роли. Составляют характеристику главных героев и выполняют тест. | Формы –фронтальная, групповая. Технологии – групповая работа. Методы – словесный, частично-поисковый. Приемы – тест.
|
6 этап. Включение в систему новых знаний. | Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется. - Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку? - Какую пословицу можно подобрать к сказке? 1. Догадка не хуже разума. 2. Смётка дороже богатства. 3. Глупый киснет, а умный всё промыслит. (Работа над содержанием пословицы) | Делают вывод, что в бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей. | Формы – фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая. Технологии – ИКТ. Методы – словесный, наглядный. |
7 этап. Рефлексия деятельности. | - Какие бывают сказки? - Назовите особенности бытовой сказки. А сейчас мы выполним небольшое задание через планшеты. Достаньте свои планшеты. Но перед тем, как приступить к работе с планшетами вспомним правила работы с планшетами. | Правила работы с планшетами: При работе с планшетом он должен находится на столе. Расстояние от экрана планшета должно быть 70-80 см. Вертикально прямая спина при посадке. При ухудшении здоровья немедленно сообщить об этом учителю и покинуть свое рабочее место. Во время учебного занятия выполнять все требования учителя. | Формы –фронтальная, индивидуальная. Технологии – здоровье сберегающая, ИКТ. Методы – словесный, наглядный, практический. Приемы – игра.
|
Д.З. | Домашнее задание: Чтение сказки по ролям; пересказ; по желанию попробовать сочинить бытовую сказку. | Формы – фронтальная. Метод – словесный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить раб...

Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...

русская народная сказка "Колобок" (на английском языке)
Может использоваться на внеклассной работе по английскому языку (с использованием ИКТ)...
Образ героев в русских народных сказках
Интегрированный урок, способствует развитию познавательной активности обучающихся....

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.
В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
Литературное чтение Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»....