Конспект по ЧХЛ в подготовительной к школе группе «Чтение сказки М. Михалков «Лесные хоромы» Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»
план-конспект по чтению
Конспект по ЧХЛ в подготовительной к школе группе
«Чтение сказки М. Михалков «Лесные хоромы» Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ЧХЛ в подготовительной к школе группе
«Чтение сказки М. Михалков «Лесные хоромы» Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: Познакомить детей со сказкой М. Л. Михайлова «Лесные хоромы».
Программное содержание: Дать знания, что излишнее восхваление своих достоинств и прочих качеств, иногда мнимых, отрицательная черта характера. 3. Учить детей на примере данной сказки не выставлять напоказ какие-то свои качества с целью выделиться среди других и получить одобрение.
Словарная работа: хоромы, кузовок, прозвище, перекоряться.м
Оборудование и материал: иллюстрации к сказке
Структура занятия
I | Вводная часть | 3 мин |
Загадки про героев сказки | ||
II | Основная часть | 25 мин |
Беседа | ||
Чтение сказки | ||
Беседа по содержанию сказки | ||
Игра «Паук и мухи» | ||
III | Заключительная часть | 2 мин |
Самоконтроль и самооценка деятельности |
Длительность 30 минут
Ход занятия:
I. Вводная часть
Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались?
Это… Муха
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Комар
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
Оса
Как тигр: усата, полосата,
А жало поострей кинжала.
Жужжит, взлетела в небеса
Любитель сладкого-… Оса
Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки! Отдохните, крошки!»
II. Основная часть
Сегодня я прочитаю вам новую сказку. Действие происходит в лесу. Герои сказки – насекомые, они живут в кузовке, то есть в плетёной корзинке с крышкой. Но автор называет этот кузовок лесными хоромами. Слушайте внимательно сказку и следите, какие события происходят в хоромах, наблюдайте, как ведут себя жильцы, как общаются между собой.
Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: "Дай загляну, нет ли чего съестного". А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. "Зато хоромы хороши! - подумала муха. - Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит".
И стала тут муха жить. Живет день, живет другой. И вылетать не надо: крошек еще всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
- Кто в хоромах? Кто в высоких?
- Я, муха-громотуха, а ты кто?
- А я комар-пискун. Пусти в гости!
- Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
- Кто в хоромах?
Те отвечают:
- Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
- А я оса-пеструха. Будет мне место?
- Место-то будет, да как в дверь пройдешь?
- Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
- Ну, добро пожаловать!
Она - в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
- Кто в хоромах? Кто в высоких?
- Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
- А я слепень-жигун.
- Зачем?
- Да к вам побывать.
- Милости просим! Да пролезешь ли?
- Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок. Пошли у них разговоры. Муха говорит:
- Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведет род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай - обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
- Кажется, и мы не из простых! - говорит оса. - Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
- А меня не пережужжишь, - сказал слепень.
- Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, - говорит оса.
- А у меня и тоньше и звонче! - пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
- Кто там? - спрашивают.
Никто не отзывается.
- Кто у терема? Кто у высокого?
Опять ответа нет.
- Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
- Надо бы взлететь да посмотреть! - крикнули все в один голос.
- Я первая не полечу, я всех знатнее, - говорит муха.
- Я первый не полечу, я всех голосистее, - говорит комар.
- Я первая не полечу, я всех наряднее, - говорит оса.
- Я первый не полечу, я всех сильнее, - говорит слепень.
И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
- Что это за невежа нам свет заслоняет? - крикнули все.
- Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, - сказал комар.
- Ах, и в самом деле! - загудели все. - Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть не крепка, прорвемся.
- Мне первой, - кричит муха, - я всех знатнее!
- Мне первой, - жужжит оса, - я всех наряднее!
- Мне первому, - пищит комар, - я всех голосистее!
- Мне первому, - гудит слепень, - я всех сильнее!
И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Беседа по содержанию сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы».
- Не приходилось ли вам слышать сказки, немного похожие по содержанию на сказку, услышанную сегодня? (Ответы детей: напоминает сказки «Теремок» или «Рукавичка»).
- Что стало жильём для обитателей леса в нашей сказке? (Ответы детей: кузовок).
- Почему это жильё названо лесные хоромы? (Ответы детей: события сказки происходят в лесу, жильцы, поселившиеся в кузовке – насекомые, которые совсем маленькие по размеру, и кузовок для них - огромный дворец – то есть хоромы).
- Кто же живёт в хоромах? (Ответы детей: муха – громотуха, комар – пискун, оса – пеструха, слепень – жигун).
Вы правильно назвали насекомых, поселившихся жить в кузовке. У каждого есть прозвище – дополнительное имя, данное автором в соответствии с его характерной чертой.
-А вас не заинтересовали прозвища насекомых, попавших жить в хоромы? (Ответы детей: прозвище каждого насекомого придумано автором очень точно и отражает какую-то характерную черту: муха - громотуха – громко жужжит, комар - пискун – пищит, оса – пеструха имеет пёструю окраску, слепень – жигун – больно кусает).
- Ваше впечатление от первой встречи с жильцами лесных хором в начале сказки, когда происходит знакомство? (Ответы детей: жильцы кузовка показались воспитанными, доброжелательными и приветливыми.
Всех прилетевших к кузовку и спрашивающих: «Кто в хоромах?», принимали со словами: «Милости просим!», «Добро пожаловать!»).
В середине сказки пошли у жильцов разговоры. Каждый стал рассказывать о себе.
- Что сказала о себе муха? (Ответы детей: муха не простая, а большая, порода у неё важная. Муха – громотуха считает, что нет никого знатнее её).
- Что вы узнали об осе – пеструхе? (Ответы детей: оса не из простых! Всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Оса – пеструха говорит, что нет на свете никого наряднее да голосистее её).
- О чём пропищал комар – пискун? (Ответы детей: голос у него тоньше и звонче, чем у осы – пеструшки).
В чём, по мнению слепня – жигуна, его главное достоинство? (Ответы детей: он всех пережужжит). - Вы обратили внимание на то, что каждый рассказчик хвалил себя, при этом сильно преувеличивая свои достоинства? (Ответы детей: да, каждый жилец лесных хором вёл себя нескромно, когда хвалился своими заслугами).
- Как вы считаете, хвалиться - это хорошее качество? (Ответы детей: плохое).
Дальше в сказке звучит такая фраза: «И пошли они перекоряться». Я поясню, что это значит: начали наши герои обмениваться взаимными укорами, упрёками, перебраниваться.
- Какие события происходят в сказке дальше? (Ответы детей: появляется новый герой, жильцы ещё не знают, кто это, но никто из них не хочет полететь и посмотреть, кто же возится у дверки и беспокоит их, потому что каждый считает себя лучше других. Начался спор в хоромах).
- Как стали разворачиваться события дальше, когда комар догадался, что это паук плетёт свою сеть? (Ответы детей: пошёл у них опять спор, чуть до драки не доходило, потому что теперь каждый хотел вылететь первым, считая, что именно он этого заслуживает).
- Чем заканчивается сказка? (Ответы детей: все жильцы попали в паутину паука).
- Как должны были поступить герои сказки, чтобы выбраться вовремя из кузовка? (Ответы детей: можно было договориться и прийти к согласию, кому из них посмотреть, кто пришёл к хоромам, так же можно было решить, кому за кем лететь, И никто бы не попал в паутину)
Подвижная игра «Паук и мухи».
Ход игры. С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т. е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих. И если заметит хоть малейшие движения у кого-либо, того забирает к себе. Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключение воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.
III. Итог занятия.
Конец у сказки грустный. Вы уже сами сказали, что можно было договориться между собой, кому посмотреть, кто пришёл к кузовку, кому за кем вылетать, чтобы спастись от паука. Все жильцы кузовка оказались хвастунами, это их и погубило. Согласитесь, ведь на самом деле герои сказки являются неприятными соседями для человека и животных. Все их достоинства, которыми они хвастались, доставляют неприятные минуты: назойливая муха невольно становится переносчиком болезней, слепень больно жалит животных, прокалывая кожу кровососущим хоботком, оса совершает налёты на сладкие блюда и тоже жалит, комар для поддержания жизни питается не только соками растений, но и кровью, главным образом человека. Задумайтесь и решите, стоит ли чем - либо хвалиться или подождать, когда тебя заслуженно кто-то похвалит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)
Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....

Урок чтения во 2-м классе на тему: «Зимовье» (русская народная сказка)
- сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;- ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования...

Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)
Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ «В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ«В гостях у русской народной сказки»За основу сценария мероприя...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Литературна викторина по теме: "Русская народная сказка Теремок"
Презентация к уроку литературного чтения (1 класс). Данная презентация является викториной по теме "Русская народная сказка Теремок". В презентации приведен материал для закрепления знаний у...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...
