Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Выделение главной мысли (тип урока ОНЗ)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Данный конспект урока позволит учителю в творческой форме познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и разваить умение выделять главную мысль произведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 2 класс
Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Выделение главной мысли (тип урока ОНЗ)
(авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», часть 2)
Цель: Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», совершенствование умения определять главную мысль.
Задачи:
обучающие: формировать умение выделять главную мысль произведения;
развивающие: развивать речь обучающихся, умение анализировать текст, выделять главное и делать вывод;
воспитательные: воспитывать уважение и внимание к старшему поколению, определить, какие ценностные установки должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», развивать умение выделять главную мысль произведения.
Метапредметные:
- Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать и сопоставлять, выделять главное, обобщать, устанавливать логические связи между изучаемым материалом и материалом для речевых высказываний.
- Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, выдвигать гипотезы и обосновывать их; контролировать и оценивать собственные действия.
- Коммуникативные: формирование умений к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения на обсуждаемую тему, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.
Личностные: формирование осознанной ответственности за общее дело, следованию в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Средства:
#1058;екст произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (учитель, учащиеся).
2. ТСО: интерактивная доска (панель).
3. Презентация (учитель).
4. Карточки для работы в группах (учащиеся).
Этапы урока и их продолжительность:
- Оргмомент 2 мин.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 3 мин.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений пробного 3 мин.
учебного действия
- Выявления места и причины затруднения 3 мин.
- Физминутка 2 мин.
- Построение проекта выхода из затруднения 16 мин.
- Самостоятельная работа 3 мин.
- Рефлексия 3 мин.
Методы обучения:
- Технология деятельностного метода.
- Проблемный.
- Частично – поисковый.
- Исследовательский.
- Метод рефлексии.
Формы обучения:
- Фронтальная.
- Групповая.
- Индивидуальная.
- Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть!
- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Надежда Степановна.
- Я очень надеюсь, что урок принесёт вам новые знания и положительные эмоции!
- Сегодня на уроке мы будем …
План урока.
- Развивать навыки чтения
- Познакомимся с новым произведением
- Подведем итог деятельности на уроке.
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Ребята, чем вы любите заниматься в свободное время.
- А я в детстве очень любила читать. Моя мама тоже увлекалась чтением. Мы вечером садились рядом и читали, каждая свою книгу. Это было наше семейное увлечение.
- Ребята, а что такое семья? (мама, папа, я, сестра или брат, если есть)
- А какие у вас семейные увлечения?
- Очень интересно!
- Уверена, вы любите вспоминать эти моменты.
- Ребята, а что нам помогает сохранить на долгую память яркие моменты из жизни? (фотографии)
- А где живут все фотографии? Как называется это удивительное место? (фотоальбом)
- Поднимите руки, у кого дома есть семейный фотоальбом.
- Как это здорово, когда можно собраться семьей и полистать страницы фотоальбома!
- Ведь там собраны фотографии самых близких и дорогих. Не зря говорят, что семейный фотоальбом – это хранитель семейных ценностей. Глядя на снимки, мы можем сказать о семейных ценностях. Давайте вспомним, о каких семейных ценностях вы уже говорили на уроках литературного чтения, окружающего мира и на разговорах о важном? (любовь, уважение)
- О семейных ценностях писали художники (появляется фото картины на слайде), композиторы и поэты (появляется фото).
- Послушайте отрывок из одной известной песни.
- И, конечно же, о семейных ценностях говорили писатели (фото тех произведений, которые дети читали в этом разделе).
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений пробного учебного действия.
- Посмотрите на доску, какие слова мы можем отнести к семейным ценностям? (семья, незнакомцы, родные, согласие, вражда, ответственность, безразличие, любовь, обида).
- Ребята, вы такие молодцы, подобрали правильные слова. Так хочется их тоже оставить на память. А давайте создадим свой фотоальбом и наполним его тем важным, что узнаем на уроке?
- Итак, первая страница фотоальбома у нас получается вот такой (картинки со словами семейных ценностей).
- Перелистываем наш альбом. Что мы видим?
- Две необычные фотографии (лист календаря с датой 1 октября и деревянное корыто (лоханка).
- Вы знаете, что на них изображено? Странно. Мы начали составлять свой фотоальбом с семейными ценностями, а тут вдруг такое.
- Наверняка, это неспроста. Эти рисунки тоже нам говорят о какой-то семейной ценности.
- Но о какой?
- Вы догадались?
- А что нам может помочь ответить на проблемный вопрос? (знакомство с новым произведением)
-Тогда какой будет цель нашего урока? (познакомиться с произведением, в котором говорится о семейных ценностях)
4. Этап выявления места и причины затруднения.
Тренировка в технике чтения.
- Ребята, посмотрите на План урока. Что нас ждет на этом этапе? (развивать навыки чтения)
- Давайте выполним следующее упражнение: потренируем наши читательские навыки, ведь хорошее чтение помогает более точно понимать смысл произведения, чтобы потом лучше их читать.
- Прочитайте про себя необычный текст. В нем есть запутавшиеся слова. Нам нужно будет навести порядок.
1 ярбятко отмечается День пожилыхйедюл. Его ьлец – привлечение внимания к проблемам пожилых людей.В рамках это Дня проводятся бесплатные ытрецнок, выставки. В семьях пожилых людей окружают особоййотобаз.
- Сейчас на экране будут появляться слова, и нужно будет их хором читать. Уверена, у вас получится!
- Получившийся текст нам прочитает …..
- Что мы узнали из этого текста? 1 октября – День пожилого человека. - - Значит, одну из картинок мы разгадали.
5. Физкульминутка
- Ребята, а сейчас предлагаю отдохнуть.
6. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, первую картинку мы разгадали. Сейчас можно сказать, что связывает её со второй фотографией?
- Что нам ещё неизвестно? Где можно получить ответ? (предположения детей)
- Вы правы. Но, я предлагаю обратиться к известному русскому писателю Льву Николаевичу Толстому (фото на экране с годами жизни)
- А что вы о нем знаете? (ответы детей, а ты дополняешь)
- Он всегда помогал ребятишкам. Много делал для того, чтобы дети становились грамотными и добрыми. Так он построил школу для бедных крестьянских детей и даже сам преподавал в ней. Лев Николаевич написал много коротких детских поучительных рассказов, данный жанр литературных произведений называют баснями.
- На столах я приготовила для вас текст басни. Давайте познакомимся с ней.
- Прочитайте, как называется басня? («Старый дед и внучек»)
- О ком будет идти речь в повествовании?
- Как вы понимаете словосочетание «старый дед»? (Старый мужчина, дедушка)
- А кто из вас называет своего дедушку «старым дедом»?
- Почему? (Старый дед – так можно сказать о чужом, нелюбимом человеке)
- Как вы считаете, если бы название было «Дедушка и внучек» автор, Лев Толстой, настроил бы нас уже на другое отношение к герою? (Да)
- Почему? (дедушка звучит роднее, теплее)
- Давайте узнаем, подтвердится ли наше первое впечатление?
- Ребята, посмотрите на наш План урока. Следующий этап – знакомство с новым произведением. Сейчас я вам его прочитаю.
- Лев Николаевич Толстой «Старый дед и внучек»…. (слайд)
Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем.
Проверка первичного восприятия текста.
- Ребята, понравилась ли вам басня? Какие чувства и эмоции она у вас вызывает? (грусть, дедушка был старый и все портил)
- Но чтобы лучше понять текст, нам нужно хорошо понимать значение всех слов.
- Давайте разберем слова, расширим наш словарь.
- Кого называют «невестка»? (жена сына, брата)
- А что значит «бранить» (ругать)
- Кто-нибудь слышал про слово «Лоханка»? (деревянная чашка для отходов)
- А что значит «слаживать»? (складывать)
(на экране сначала появляется каждое слово, а затем его значение (после ответа детей)
Чтение по частям и анализ прочитанного текста.
- Ребята, теперь вы знаете значения непонятных слов.
- Изменилось ли у вас отношение к старому деду? (Да)
- Какие эмоции, чувства он теперь вызывает? (Жалость, сострадание)
- Почему? (его ругали, кормили из чашки для отходов)
- Как удалось Льву Толстому поменять наше отношение к старому деду? (как???)
- Предлагаю проследить за героями и сюжетом. И поможет нам в этом ваша командная работа в группах.
- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах (слайд)
- Ребята, послушайте внимательно задание (слайд)
План работы в группах
1. Прочитать свою часть басни.
2. Выбрать подходящий рисунок.
3. Выбрать слова, которые характеризуют героев.
4. Приклеить нужные слова около названия героя.
- Такой план у вас лежит на столах.
- На выполнение этой работы я вам даю 2 минуты. Время пошло.
(Ребята читают в группах про себя и составляют блок-схему. Показывают готовность)
- Предлагаю 1-й группе представить проект выполненного задания (у нас было начало басни, где говорится о том, какой был дед и как к нему относились)
- Предлагаю 2-ой группе… и т.д.
(Проверка получившихся схем. Делаем вывод по каждой части)
7. Самостоятельная работа (в группах)
- Ребята, а посмотрите, какой знак стоит в конце басни? (Многоточие)
-Что он обозначает? (Незаконченность мысли, возможное продолжение)
-Посмотрите, и на ленте у нас осталось место для ещё одной фотографии.
- Как вы считаете, почему заплакали мать с отцом?
- Ребята, а вот что произошло потом, вы попробуйте догадаться сами.
- Предлагаю вам снова объединиться в группы, придумать и записать конец басни в виде одного предложения.
- На работу 1 минута.
- Представьте свои творческие задания (ответы детей)
- Вы молодцы! Но, давайте узнаем, как закончил басню Лев Николаевич Толстой (слайд)
- Совпало ваше мнение с точкой зрения писателя?
Обобщающая беседа
- Как изменилось ваше мнение о героях?
- Для кого эта басня, для детей или для родителей?
- Ребята, басня – это поучительный рассказ.
- Какова же главная мысль этой басни? Чему она нас учит? (Уважать и заботиться о старых людях)
- О чем предупреждает нас автор? (Нельзя неуважительно относиться к старым людям)
- Ребята, а теперь мы можем сказать, что объединяет фотографии и о какой семейной ценности мы сегодня узнали? (Уважение к старшему поколению и забота о нём)
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
- Вот и подходит к концу наш урок.
- Посмотрите на План урока.
- Какой последний этап у нас остался? (итог урока)
- Давайте вспомним, какой была цель нашего урока? (познакомиться с произведением, в котором говорится о семейных ценностях) (слайд)
- Как вы думаете, мы достигли цели урока? О какой семейной ценности мы узнали? (уважение к старшему поколению)
- А как нам пригодится это знание в жизни? (будем ухаживать за бабушками и дедушками, а также за родителями, когда они станут старенькими)
- Молодцы, ребята! Действительно, у нас тоже есть бабушки и дедушки, которым требуется наше внимание и забота. К тому же вы знаете, что 2024 год – это Год семьи? Поэтому давайте поместим в наш альбом последнюю фотографию, на которой изображены не только дети и родители, но и бабушки с дедушками. Пусть наши семьи будут большими и крепкими! (слайд)
- Каждый из вас сегодня внес вклад в урок.
- А как вы оцениваете свою работу.
- У вас на столах лежит «Лесенка успеха» (слайд)
- Возьмите ее.
- Я вам предлагаю нарисовать смайлики на одной из ступенек.
- Если вам на уроке было сложно, неинтересно, и вы не смогли выполнить нужные задания, нарисуйте смайлик на 1 ступеньке.
- Если вам на уроке было легко, вы все задания выполняли с удовольствием, но вам нужно еще раз повторить, что же такое семейные ценности, нарисуйте смайлик на 2-ой ступеньке.
- Если вам на уроке было легко, вы все задания выполняли с удовольствием и сами можете дома рассказать родителям, о какой семейной ценности вы узнали, нарисуйте смайлик на 3-ей ступеньке.
- Поднимите руки, кто нарисовал смайлик на 1 ступеньке, 2-ой, 3-ей
- Ребята, я очень рада, что сегодня моими учениками были именно вы!
9. Домашнее задание
- А домашнее задание я бы хотела вам дать тоже творческое – дополнить свой семейный альбом еще одним новым фото, на котором были бы запечатлены все члены вашей большой семьи.
- И попрощаться я с вами хотела словами такой же душевной песни (отрывок из песни).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания по тексту....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"
Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"
Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...

Урок открытия новых знаний. Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели:Образовательные:Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вер...
Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Урок литературного чтенияТема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».Цели урока: познакомить учащихся с биографи...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".
КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...

