Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Выделение главной мысли (тип урока ОНЗ)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

 Успенская

Данный конспект урока позволит учителю в творческой форме познакомить учащихся с  произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и разваить умение выделять главную мысль произведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 2 класс

Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Выделение главной мысли (тип урока ОНЗ)

(авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», часть 2)

Цель: Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», совершенствование умения определять главную мысль.

Задачи:

обучающие: формировать умение выделять главную мысль произведения;

развивающие: развивать речь обучающихся, умение анализировать текст, выделять главное и делать вывод;

воспитательные: воспитывать уважение и внимание к старшему поколению, определить, какие ценностные установки должны быть в семье, в которой есть пожилые люди.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», развивать умение выделять главную мысль произведения.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать и сопоставлять, выделять главное, обобщать, устанавливать логические связи между изучаемым материалом и материалом для речевых высказываний.
  • Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, выдвигать гипотезы и обосновывать их; контролировать и оценивать собственные действия.
  • Коммуникативные: формирование умений к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения на обсуждаемую тему, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.

Личностные: формирование осознанной ответственности за общее дело, следованию в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Средства:

#1058;екст произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» (учитель, учащиеся).

2. ТСО: интерактивная доска (панель).

3. Презентация (учитель).

4. Карточки для работы в группах (учащиеся).

Этапы урока и их продолжительность:

  1. Оргмомент 2 мин.
  2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 3 мин.
  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений пробного 3 мин.

учебного действия

  1. Выявления места и причины затруднения 3 мин.
  2. Физминутка 2 мин.
  3. Построение проекта выхода из затруднения 16 мин.
  4. Самостоятельная работа 3 мин.
  5. Рефлексия 3 мин.

Методы обучения:

  1. Технология деятельностного метода.
  2. Проблемный.
  3. Частично – поисковый.
  4. Исследовательский.
  5. Метод рефлексии.

Формы обучения:

  1. Фронтальная.
  2. Групповая.
  3. Индивидуальная.

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть!

- Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Надежда Степановна.

- Я очень надеюсь, что урок принесёт вам новые знания и положительные эмоции!

- Сегодня на уроке мы будем …

План урока.

- Развивать навыки чтения

- Познакомимся с новым произведением

- Подведем итог деятельности на уроке.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Ребята, чем вы любите заниматься в свободное время.

- А я в детстве очень любила читать. Моя мама тоже увлекалась чтением. Мы вечером садились рядом и читали, каждая свою книгу. Это было наше семейное увлечение.

- Ребята, а что такое семья? (мама, папа, я, сестра или брат, если есть)

- А какие у вас семейные увлечения?

- Очень интересно!

- Уверена, вы любите вспоминать эти моменты.

- Ребята, а что нам помогает сохранить на долгую память яркие моменты из жизни? (фотографии)

- А где живут все фотографии? Как называется это удивительное место? (фотоальбом)

- Поднимите руки, у кого дома есть семейный фотоальбом.

- Как это здорово, когда можно собраться семьей и полистать страницы фотоальбома!

- Ведь там собраны фотографии самых близких и дорогих. Не зря говорят, что семейный фотоальбом – это хранитель семейных ценностей. Глядя на снимки, мы можем сказать о семейных ценностях. Давайте вспомним, о каких семейных ценностях вы уже говорили на уроках литературного чтения, окружающего мира и на разговорах о важном? (любовь, уважение)

- О семейных ценностях писали художники (появляется фото картины на слайде), композиторы и поэты (появляется фото).

- Послушайте отрывок из одной известной песни.

- И, конечно же, о семейных ценностях говорили писатели (фото тех произведений, которые дети читали в этом разделе).

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений пробного учебного действия.

- Посмотрите на доску, какие слова мы можем отнести к семейным ценностям? (семья, незнакомцы, родные, согласие, вражда, ответственность, безразличие, любовь, обида).

- Ребята, вы такие молодцы, подобрали правильные слова. Так хочется их тоже оставить на память. А давайте создадим свой фотоальбом и наполним его тем важным, что узнаем на уроке?

- Итак, первая страница фотоальбома у нас получается вот такой (картинки со словами семейных ценностей).

- Перелистываем наш альбом. Что мы видим?

- Две необычные фотографии (лист календаря с датой 1 октября и деревянное корыто (лоханка).

- Вы знаете, что на них изображено? Странно. Мы начали составлять свой фотоальбом с семейными ценностями, а тут вдруг такое.

- Наверняка, это неспроста. Эти рисунки тоже нам говорят о какой-то семейной ценности.

- Но о какой?

- Вы догадались?

- А что нам может помочь ответить на проблемный вопрос? (знакомство с новым произведением)

-Тогда какой будет цель нашего урока? (познакомиться с произведением, в котором говорится о семейных ценностях)

4. Этап выявления места и причины затруднения.

Тренировка в технике чтения.

- Ребята, посмотрите на План урока. Что нас ждет на этом этапе? (развивать навыки чтения)

- Давайте выполним следующее упражнение: потренируем наши читательские навыки, ведь хорошее чтение помогает более точно понимать смысл произведения, чтобы потом лучше их читать.

- Прочитайте про себя необычный текст. В нем есть запутавшиеся слова. Нам нужно будет навести порядок.

1 ярбятко отмечается День пожилыхйедюл. Его ьлец – привлечение внимания к проблемам пожилых людей.В рамках это Дня проводятся бесплатные ытрецнок, выставки. В семьях пожилых людей окружают особоййотобаз.

- Сейчас на экране будут появляться слова, и нужно будет их хором читать. Уверена, у вас получится!

- Получившийся текст нам прочитает …..

- Что мы узнали из этого текста? 1 октября – День пожилого человека. - - Значит, одну из картинок мы разгадали.

5. Физкульминутка

- Ребята, а сейчас предлагаю отдохнуть.

6. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, первую картинку мы разгадали. Сейчас можно сказать, что связывает её со второй фотографией?

- Что нам ещё неизвестно? Где можно получить ответ? (предположения детей)

- Вы правы. Но, я предлагаю обратиться к известному русскому писателю Льву Николаевичу Толстому (фото на экране с годами жизни)

- А что вы о нем знаете? (ответы детей, а ты дополняешь)

- Он всегда помогал ребятишкам. Много делал для того, чтобы дети становились грамотными и добрыми. Так он построил школу для бедных крестьянских детей и даже сам преподавал в ней. Лев Николаевич написал много коротких детских поучительных рассказов, данный жанр литературных произведений называют баснями.

- На столах я приготовила для вас текст басни. Давайте познакомимся с ней.

- Прочитайте, как называется басня? («Старый дед и внучек»)

- О ком будет идти речь в повествовании?

- Как вы понимаете словосочетание «старый дед»? (Старый мужчина, дедушка)

- А кто из вас называет своего дедушку «старым дедом»?

- Почему? (Старый дед – так можно сказать о чужом, нелюбимом человеке)

- Как вы считаете, если бы название было «Дедушка и внучек» автор, Лев Толстой, настроил бы нас уже на другое отношение к герою? (Да)

- Почему? (дедушка звучит роднее, теплее)

- Давайте узнаем, подтвердится ли наше первое впечатление?

- Ребята, посмотрите на наш План урока. Следующий этап – знакомство с новым произведением. Сейчас я вам его прочитаю.

- Лев Николаевич Толстой «Старый дед и внучек»…. (слайд)

Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем.

Проверка первичного восприятия текста.

- Ребята, понравилась ли вам басня? Какие чувства и эмоции она у вас вызывает? (грусть, дедушка был старый и все портил)

- Но чтобы лучше понять текст, нам нужно хорошо понимать значение всех слов.

- Давайте разберем слова, расширим наш словарь.

- Кого называют «невестка»? (жена сына, брата)

- А что значит «бранить» (ругать)

- Кто-нибудь слышал про слово «Лоханка»? (деревянная чашка для отходов)

- А что значит «слаживать»? (складывать)

(на экране сначала появляется каждое слово, а затем его значение (после ответа детей)

Чтение по частям и анализ прочитанного текста.

- Ребята, теперь вы знаете значения непонятных слов.

- Изменилось ли у вас отношение к старому деду? (Да)

- Какие эмоции, чувства он теперь вызывает? (Жалость, сострадание)

- Почему? (его ругали, кормили из чашки для отходов)

- Как удалось Льву Толстому поменять наше отношение к старому деду? (как???)

- Предлагаю проследить за героями и сюжетом. И поможет нам в этом ваша командная работа в группах.

- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах (слайд)

- Ребята, послушайте внимательно задание (слайд)

План работы в группах

1. Прочитать свою часть басни.

2. Выбрать подходящий рисунок.

3. Выбрать слова, которые характеризуют героев.

4. Приклеить нужные слова около названия героя.

- Такой план у вас лежит на столах.

- На выполнение этой работы я вам даю 2 минуты. Время пошло.

(Ребята читают в группах про себя и составляют блок-схему. Показывают готовность)

- Предлагаю 1-й группе представить проект выполненного задания (у нас было начало басни, где говорится о том, какой был дед и как к нему относились)

- Предлагаю 2-ой группе… и т.д.

(Проверка получившихся схем. Делаем вывод по каждой части)

7. Самостоятельная работа (в группах)

- Ребята, а посмотрите, какой знак стоит в конце басни? (Многоточие)

-Что он обозначает? (Незаконченность мысли, возможное продолжение)

-Посмотрите, и на ленте у нас осталось место для ещё одной фотографии.

- Как вы считаете, почему заплакали мать с отцом?

- Ребята, а вот что произошло потом, вы попробуйте догадаться сами.

- Предлагаю вам снова объединиться в группы, придумать и записать конец басни в виде одного предложения.

- На работу 1 минута.

- Представьте свои творческие задания (ответы детей)

- Вы молодцы! Но, давайте узнаем, как закончил басню Лев Николаевич Толстой (слайд)

- Совпало ваше мнение с точкой зрения писателя?

Обобщающая беседа

- Как изменилось ваше мнение о героях?

- Для кого эта басня, для детей или для родителей?

- Ребята, басня – это поучительный рассказ.

- Какова же главная мысль этой басни? Чему она нас учит? (Уважать и заботиться о старых людях)

- О чем предупреждает нас автор? (Нельзя неуважительно относиться к старым людям)

- Ребята, а теперь мы можем сказать, что объединяет фотографии и о какой семейной ценности мы сегодня узнали? (Уважение к старшему поколению и забота о нём)

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

- Вот и подходит к концу наш урок.

- Посмотрите на План урока.

- Какой последний этап у нас остался? (итог урока)

- Давайте вспомним, какой была цель нашего урока? (познакомиться с произведением, в котором говорится о семейных ценностях) (слайд)

- Как вы думаете, мы достигли цели урока? О какой семейной ценности мы узнали? (уважение к старшему поколению)

- А как нам пригодится это знание в жизни? (будем ухаживать за бабушками и дедушками, а также за родителями, когда они станут старенькими)

- Молодцы, ребята! Действительно, у нас тоже есть бабушки и дедушки, которым требуется наше внимание и забота. К тому же вы знаете, что 2024 год – это Год семьи? Поэтому давайте поместим в наш альбом последнюю фотографию, на которой изображены не только дети и родители, но и бабушки с дедушками. Пусть наши семьи будут большими и крепкими! (слайд)

- Каждый из вас сегодня внес вклад в урок.

- А как вы оцениваете свою работу.

- У вас на столах лежит «Лесенка успеха» (слайд)

- Возьмите ее.

- Я вам предлагаю нарисовать смайлики на одной из ступенек.

- Если вам на уроке было сложно, неинтересно, и вы не смогли выполнить нужные задания, нарисуйте смайлик на 1 ступеньке.

- Если вам на уроке было легко, вы все задания выполняли с удовольствием, но вам нужно еще раз повторить, что же такое семейные ценности, нарисуйте смайлик на 2-ой ступеньке.

- Если вам на уроке было легко, вы все задания выполняли с удовольствием и сами можете дома рассказать родителям, о какой семейной ценности вы узнали, нарисуйте смайлик на 3-ей ступеньке.

- Поднимите руки, кто нарисовал смайлик на 1 ступеньке, 2-ой, 3-ей

- Ребята, я очень рада, что сегодня моими учениками были именно вы!

9. Домашнее задание

- А домашнее задание я бы хотела вам дать тоже творческое – дополнить свой семейный альбом еще одним новым фото, на котором были бы запечатлены все члены вашей большой семьи.

- И попрощаться я с вами хотела словами такой же душевной песни (отрывок из песни).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Материал содержит краткие биографические данные о писателе, вопросы и задания  по тексту....

Урок литературного чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Раработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек"

Сценарий урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек" во 2 классе.Учебник  «Литературное чтение» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Г...

Урок открытия новых знаний. Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:Образовательные:Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вер...

Урок литературного чтения Тема урока: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

Урок   литературного   чтенияТема  урока: Л. Н. Толстой «Старый  дед  и  внучек».Цели  урока: познакомить  учащихся  с  биографи...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».2 класс.УМК "Школа России".

КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтениюТема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с произведением Л.Н Толстого "Старый дед и внучек"...