Тема урока: Времена года в стихотворениях классиков.
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения "Времена года в стихотворениях классиков". Использованы художественные и музыкальные произведения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.71 КБ | |
| 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Времена года в стихотворениях классиков.
Цели: познакомить обучающихся с поэзией русских классиков, научить, самостоятельно, определять интонацию, подходящую лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, соотносить поэтические и музыкальные и художественные произведения, наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Задачи: развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Оборудование: цветные листы со стихами, презентация к уроку, фонотека из произведений А. Вивальди, репродукции русских художников.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята у нас на уроке присутствуют гости, Повернитесь к ним, улыбнитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь.
СЛАЙД 2
Я настрой себе нашёл,
Чтобы быть везучим.
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.
У меня всё хорошо – (3 раза)
А будет ещё лучше!
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
СЛАЙД 3
– Прежде чем начать работу, ответьте на вопрос:
Что общего у поэзии, музыки?
(Ответы детей)
– это виды искусства;
– воздействуют на чувства человека, его душу;
– можно определить настроение и темп.
– Ребята, на сегодняшнем уроке мы погрузимся с вами в мир поэзии и музыки, проследим созвучие этих двух видов искусства, научимся определять интонацию, подходящую лирическому и музыкальному произведению.
СЛАЙД 4
– Словарная работа.
Олицетворение, эпитет, рифма, строфа, пауза, логическое ударение.
– Какие слова вызывают затруднения? (Ответы детей)
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы человеческими качествами, характером
Эпитет – красочное, выразительное определение.
– Создаём настроение.
СЛАЙД 5
(Звучит отрывок из произведения «Времена года» А. Вивильди)
–Отгадайте загадку и вы узнаете как называется музыкальное произведение?
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
III. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с поэтами и композитором.
– Ребята, перед вами портреты поэтов, с произведениями, которых мы с вами изучим.
СЛАЙД 6
– Знакомьтесь, Иван Бунин, Евгений Баратынский, Фёдор Тютчев.
– Для лучшего восприятия стихотворений я предлагаю использовать цветные листы на которые вынесены из учебника стихотворения.
– Давайте, вместе определим цвета для стихов.
Синий цвет – зима;
зелёный цвет – весна;
жёлтый цвет – лето;
красный цвет – осень.
– Какие чувства вызывают у вас времена года?
Зима – застывшая красота, суровость.
Весна – пробуждение, возрождение.
Лето – буйство, радость.
Осень – грусть, торжественность.
– В ходе работы мы вместе будем рисовать очень красивое природное явление. А какое, мы увидим в конце урока.
– А какие чувства передают поэты в своих стихотворениях, нам поможет разобраться следующий план.
СЛАЙД 7
1. Настроение, чувства.
2. Цвета.
3. Звуки.
4. Движение или неподвижность.
5. Выразительные средства.
2. Учитель читает стихотворение Ивана Бунина «Листопад» ( для улучшения восприятия звучит музыка А. Вивальди)
СЛАЙД 8
– Опишите настроение стихотворения?
– С чем сравнивает автор осенний лес? ( С теремом)
– Как подчёркнутые слова помогают представить лес – терем?
– Какие цвета присутствуют в стихотворении? (Лиловый, золотой, багряный)
– Как во всяком доме есть свой запах, чем пахнет в лесном тереме?
– Почему именно сосной и дубом? (Символы долголетия и вечности)
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите олицетворения.
Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.
целый день играет ... последний мотылёк
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Фиолетовый, красный, оранжевый)
СЛАЙД 9 Появление цветов радуги
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди)
СЛАЙД 10
3. Евгений Баратынский «Где сладкий шёпот...» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
– Каково настроение стихотворения? (Грустное разочарование)
– Чем разочарован автор? ( Куда подевался весёлый шум леса, поля)
– Какой цвет у стихотворения? (Седой, белый)
– Какими словами автор описывает движение или неподвижность? (Ручей немеет, всё цепенеет, лишь ветер злой, бушуя, воет ...)
– Выразительные средства
сладкий шёпот – эпитет;
Потоков ропот – олицетворение;
ковёр зимы – сравнение;
ручей немеет – олицетворение;
ветер злой, бушуя, воет – олицетворение;
седою мглой – эпитет.
– Какое время года будет следующим? ( Весна)
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Синий, голубой)
СЛАЙД 11 Появление цветов радуги
IV. Физкультминутка.
СЛАЙД 12
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди)
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Евгений Баратынский «Весна! Весна! как воздух чист!» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
Стихотворение анализируется по плану.
– Ребята, обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Как вы думаете, почему они так часто встречаются в стихотворении? (Звучит радость, и даже восторг)
– Прочитаете громко и четко 3-ю строфу, Что напоминает вам звуковой набор строчек? (Ломается и трещит лёд)
– А как звучит весна у композитора?
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Зелёный, голубой)
СЛАЙД 13 Появление цветов радуги
СЛАЙД 14 Видео «Гроза»
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди «Гроза»)
– Вы прослушали музыкальный отрывок.
– Какое природное явление так ярко прозвучало? (Гроза)
– После летней грозы небо украшается ...
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга —
Это…(Радуга)
СЛАЙД 15
2. Фёдор Тютчев «Как неожиданно и ярко...» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
– Какой цвет у стихотворения? (Разноцветный)
– Почему автор о «минутном торжестве» радуги? (Явление не долгое)
– Какое выразительное средство в словах «один конец в леса вонзила ... и высоте изнемогла..»? (Олицетворение)
– Зачем, как вы думаете, повторяется слово «лови»?
– С чем автор сравнивает радугу? (С мимолётностью жизни)
СЛАЙД 16 Появление цветов радуги
– Ребята, мы с вами познакомились только с несколькими стихотворениями о временах года, а проделали большую работу – зажгли радугу!
СЛАЙД 17 Появляется радуга
3. Игра «Юный поэт»
– Ребята, вы хорошо поработали со стихами великих русских поэтов. Я предлагаю вам попробовать свои способности в стихосложении. В этом нам поможет игра «Буриме»
– Для начала сгруппируйтесь по временам года, а для этого переверните листочки и найдите начальную букву времени года.
СЛАЙД 18 «Буриме»
– Найдите свою букву на слайде и прочитайте слова – рифмы для своего будущего стихотворения. Вам остаётся придумать строчки и сложить их в стихотворение.
О холод туман небо диван | З зима дома снег бег | В весна капель тепло апрель | Л лето до рассвета жара детвора |
– Прочитайте выразительно свои произведения. (Дети читают)
VI. Рефлексия
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Как вы оцениваете свою работу?
Если «отлично» – поднимите красный листочек;
если «мог бы лучше» – жёлтый листочек;
если «мне нужно постараться» – синий листочек.
– Я благодарю вас за отличную работу. Надеюсь, что знания, которые вы приобрели, закрепили на сегодняшнем уроке, сослужат вам отличную службу в дальнейшей учёбе.
СЛАЙД 19
VII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Фёдора Тютчева «Как неожиданно и ярко...»
Приложение
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...
Фёдор Тютчев
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Евгений Баратынский
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне...
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
«Буриме»
О холод туман небо диван | З зима дома снег бег | В весна капель тепло апрель | Л лето до рассвета жара детвора |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Времена года в стихотворениях классиков.
Цели: познакомить обучающихся с поэзией русских классиков, научить, самостоятельно, определять интонацию, подходящую лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, соотносить поэтические и музыкальные и художественные произведения, наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
Задачи: развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь.
Оборудование: цветные листы со стихами, презентация к уроку, фонотека из произведений А. Вивальди, репродукции русских художников.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята у нас на уроке присутствуют гости, Повернитесь к ним, улыбнитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь.
СЛАЙД 2
Я настрой себе нашёл,
Чтобы быть везучим.
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.
У меня всё хорошо – (3 раза)
А будет ещё лучше!
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
СЛАЙД 3
– Прежде чем начать работу, ответьте на вопрос:
Что общего у поэзии, музыки?
(Ответы детей)
– это виды искусства;
– воздействуют на чувства человека, его душу;
– можно определить настроение и темп.
– Ребята, на сегодняшнем уроке мы погрузимся с вами в мир поэзии и музыки, проследим созвучие этих двух видов искусства, научимся определять интонацию, подходящую лирическому и музыкальному произведению.
СЛАЙД 4
– Словарная работа.
Олицетворение, эпитет, рифма, строфа, пауза, логическое ударение.
– Какие слова вызывают затруднения? (Ответы детей)
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы человеческими качествами, характером
Эпитет – красочное, выразительное определение.
– Создаём настроение.
СЛАЙД 5
(Звучит отрывок из произведения «Времена года» А. Вивильди)
–Отгадайте загадку и вы узнаете как называется музыкальное произведение?
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
III. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с поэтами и композитором.
– Ребята, перед вами портреты поэтов, с произведениями, которых мы с вами изучим.
СЛАЙД 6
– Знакомьтесь, Иван Бунин, Евгений Баратынский, Фёдор Тютчев.
– Для лучшего восприятия стихотворений я предлагаю использовать цветные листы на которые вынесены из учебника стихотворения.
– Давайте, вместе определим цвета для стихов.
Синий цвет – зима;
зелёный цвет – весна;
жёлтый цвет – лето;
красный цвет – осень.
– Какие чувства вызывают у вас времена года?
Зима – застывшая красота, суровость.
Весна – пробуждение, возрождение.
Лето – буйство, радость.
Осень – грусть, торжественность.
– В ходе работы мы вместе будем рисовать очень красивое природное явление. А какое, мы увидим в конце урока.
– А какие чувства передают поэты в своих стихотворениях, нам поможет разобраться следующий план.
СЛАЙД 7
1. Настроение, чувства.
2. Цвета.
3. Звуки.
4. Движение или неподвижность.
5. Выразительные средства.
2. Учитель читает стихотворение Ивана Бунина «Листопад» ( для улучшения восприятия звучит музыка А. Вивальди)
СЛАЙД 8
– Опишите настроение стихотворения?
– С чем сравнивает автор осенний лес? ( С теремом)
– Как подчёркнутые слова помогают представить лес – терем?
– Какие цвета присутствуют в стихотворении? (Лиловый, золотой, багряный)
– Как во всяком доме есть свой запах, чем пахнет в лесном тереме?
– Почему именно сосной и дубом? (Символы долголетия и вечности)
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите олицетворения.
Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.
целый день играет ... последний мотылёк
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Фиолетовый, красный, оранжевый)
СЛАЙД 9 Появление цветов радуги
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди)
СЛАЙД 10
3. Евгений Баратынский «Где сладкий шёпот...» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
– Каково настроение стихотворения? (Грустное разочарование)
– Чем разочарован автор? ( Куда подевался весёлый шум леса, поля)
– Какой цвет у стихотворения? (Седой, белый)
– Какими словами автор описывает движение или неподвижность? (Ручей немеет, всё цепенеет, лишь ветер злой, бушуя, воет ...)
– Выразительные средства
сладкий шёпот – эпитет;
Потоков ропот – олицетворение;
ковёр зимы – сравнение;
ручей немеет – олицетворение;
ветер злой, бушуя, воет – олицетворение;
седою мглой – эпитет.
– Какое время года будет следующим? ( Весна)
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Синий, голубой)
СЛАЙД 11 Появление цветов радуги
IV. Физкультминутка.
СЛАЙД 12
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди)
V. Продолжение работы по теме урока.
1. Евгений Баратынский «Весна! Весна! как воздух чист!» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
Стихотворение анализируется по плану.
– Ребята, обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Как вы думаете, почему они так часто встречаются в стихотворении? (Звучит радость, и даже восторг)
– Прочитаете громко и четко 3-ю строфу, Что напоминает вам звуковой набор строчек? (Ломается и трещит лёд)
– А как звучит весна у композитора?
–Какие цвета мы возьмём из этого стихотворения? (Зелёный, голубой)
СЛАЙД 13 Появление цветов радуги
СЛАЙД 14 Видео «Гроза»
(Звучит музыкальный отрывок А. Вивальди «Гроза»)
– Вы прослушали музыкальный отрывок.
– Какое природное явление так ярко прозвучало? (Гроза)
– После летней грозы небо украшается ...
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга —
Это…(Радуга)
СЛАЙД 15
2. Фёдор Тютчев «Как неожиданно и ярко...» (Стихотворение наизусть читает подготовленный учащийся)
– Какой цвет у стихотворения? (Разноцветный)
– Почему автор о «минутном торжестве» радуги? (Явление не долгое)
– Какое выразительное средство в словах «один конец в леса вонзила ... и высоте изнемогла..»? (Олицетворение)
– Зачем, как вы думаете, повторяется слово «лови»?
– С чем автор сравнивает радугу? (С мимолётностью жизни)
СЛАЙД 16 Появление цветов радуги
– Ребята, мы с вами познакомились только с несколькими стихотворениями о временах года, а проделали большую работу – зажгли радугу!
СЛАЙД 17 Появляется радуга
3. Игра «Юный поэт»
– Ребята, вы хорошо поработали со стихами великих русских поэтов. Я предлагаю вам попробовать свои способности в стихосложении. В этом нам поможет игра «Буриме»
– Для начала сгруппируйтесь по временам года, а для этого переверните листочки и найдите начальную букву времени года.
СЛАЙД 18 «Буриме»
– Найдите свою букву на слайде и прочитайте слова – рифмы для своего будущего стихотворения. Вам остаётся придумать строчки и сложить их в стихотворение.
О холод туман небо диван | З зима дома снег бег | В весна капель тепло апрель | Л лето до рассвета жара детвора |
– Прочитайте выразительно свои произведения. (Дети читают)
VI. Рефлексия
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Как вы оцениваете свою работу?
Если «отлично» – поднимите красный листочек;
если «мог бы лучше» – жёлтый листочек;
если «мне нужно постараться» – синий листочек.
– Я благодарю вас за отличную работу. Надеюсь, что знания, которые вы приобрели, закрепили на сегодняшнем уроке, сослужат вам отличную службу в дальнейшей учёбе.
СЛАЙД 19
VII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение Фёдора Тютчева «Как неожиданно и ярко...»
Приложение
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной...
Фёдор Тютчев
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Евгений Баратынский
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне...
Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
«Буриме»
О холод туман небо диван | З зима дома снег бег | В весна капель тепло апрель | Л лето до рассвета жара детвора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."
- познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен года; - расширить знания детей о климатических о...

Презентация к уроку по теме "Погода. Времена года".
Презентация к уроку по теме "Погода. Времена года". В презентации используются фото из личного архива....

Урок-закрепление изученных лексических единиц по английскому языку на тему "Цвета, времена года"
Урок разработан по учебнику Верещагиной И.Н, Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А. "Enjoy English 2". Урок английского языка предназначен для закрепления лексического материала, проводится в виде пут...
Урок английского языка в 3 классе по теме “Seasons”(« Времена года»)
Урок английского языка в 3 классепо теме “Seasons”(« Времена года»)УМК Enjoy English (Биболетова М.З. и др.)...

Окружающий мир.УМК «Ритм»,1 класс,тема урока:"Времена года"
Предмет: Окружающий мирНазвание учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта: УМК «Ритм»Класс:1 класс Тема: Времена годаТип урока...

Тема урока Времена года – осень.
Цель урока: Обобщить знания учащихся об осенних явлениях природы.Задачи урока:ОбучающиеОбобщить, систематизировать знания о времени года – осень.Уметь обобщать сведения об изменениях явлени...

Тема урока: «Времена года. Три состояния воды». в 1 классе.
Вашему вниманию предлагаю конспект урока по окружающему миру. "Путешествие капельки по временам года" 1 класс....
