Тема урока Времена года – осень.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Талдыкина Татьяна Андреевна

Цель урока: Обобщить знания учащихся об осенних явлениях природы.

Задачи урока:

Обучающие

  1. Обобщить, систематизировать знания о времени года – осень.
  2. Уметь обобщать сведения об изменениях явлений природы по картине.
  3. Уметь составлять описательный рассказ по картине.

Коррекционно-развивающие

  1. Корригировать и развивать тактильно-двигательное восприятие на основе работы с разрезными картинками.
  2. Корригировать и развивать вкусовые ощущения на основе игровой деятельности.
  3. Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в сравнении, умозаключении, классификации.

Воспитательные

  1. Воспитывать эстетические чувства – умение замечать красоту осеннего пейзажа.

Оборудование: картинки о природе, карточки с заданиями, разрезные картинки, детские книжки о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_vremena_goda_osen.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Времена года – осень.

Цель урока: Обобщить знания учащихся об осенних явлениях природы.

Задачи урока:

Обучающие

  1. Обобщить, систематизировать знания о времени года – осень.
  2. Уметь обобщать сведения об изменениях явлений природы по картине.
  3. Уметь составлять описательный рассказ по картине.

Коррекционно-развивающие

  1. Корригировать и развивать тактильно-двигательное восприятие на основе работы с разрезными картинками.
  2. Корригировать и развивать вкусовые ощущения на основе игровой деятельности.
  3. Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в сравнении, умозаключении, классификации.

Воспитательные

  1. Воспитывать эстетические чувства – умение замечать красоту осеннего пейзажа.

Оборудование: картинки о природе, карточки с заданиями, разрезные картинки, детские книжки о природе.

Ход урока.

1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения.

  1. Подготовка учащихся к активности усвоения знаний

Работа с календарём природы

- Какое сегодня число? Время года?

(ребята подойдите к окну и понаблюдаем за погодой сегодняшнего дня)

- Какая сегодня погода на дворе? (пасмурно, идёт мелкий снег).

- Какое настроение вызывает такая природа? (грустное, печальное)

Результаты сегодняшнего дня занесём в таблицу «Календарь природы».

(все тихонечко садимся за парты и приступим к работе)

Мы с вами уже сказали, что у нас время года: осень.

- А как вы думаете, почему в народе говорят: «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт»?

(вывешивается картинка)

Сеет – идёт мелкий дождь, первый снег

Веет – дует ветер

Мутит – вода в водоёмах

Рвет – сильный ветер

Кружит – осенние листочки

Сверху льёт – идёт сильный дождь

Снизу летит – листья летают.

- Назовите осенние месяцы?

3. Обобщение и систематизация изученного материала

Перед вами на партах лежат разрезные картинки, ваша задача собрать их и сказать какому месяцу относится ваша картинка.

Сентябрь – Это какая осень? (ранняя осень)

- Какие рисунки можно отнести к ранней осени?

- По каким явлениям природы вы смогли определить?

* идут дожди;

* дети идут в школу;

* мало тепла;

* листья меняют цвет;

* собирают грибы;

* стали дни короче;

* небо хмурится.

(вывешивается картинка – ранняя осень)

Октябрь – это какая осень? (золотая осень)

- Какие рисунки можно отнести к золотой осени?

- По каким явлениям природы вы смогли определить?

* опадают листья с деревьев (листопад)

* улетают перелётные птицы

* дует сильный ветер

* насекомые впадают в зимнюю спячку: прячутся под кору деревьев, кустов, под опавшие листья, зимуют в сухих пнях.

(вывешивается картинка – ранняя осень)

Молодцы, ребята.

- Ребята, скажите какой сейчас месяц? (ноябрь)

- Кто знает, как называется последний месяц осени? (поздняя осень)

Сегодня мы с вами поговорим о поздней осени.

(вывешивается картина – последняя осень)

- Опишите природу, изображённую на этой картине.

- Какое настроение вызывает эта картина?

(рассказ учащихся по картине)

Физкультминутка

Наклонитесь низко-низко,

Будто гладите вы киску,

А теперь вы потянитесь,

До жирафа дотянитесь.

Теперь давайте поиграем. Игра «Угадай-ка»

Мы знаем, что осенью созревают овощи и фрукты. А вот какие давайте мы с вами угадаем их по вкусу.

Отдохнули, продолжаем наш урок.

Мы составили рассказ о поздней осени. Давайте назовём явления природы поздней осени по картинке.

* небо затянуто тучами;

* моросит мелкий дождь;

* деревья стоят голые;

* трава засохла;

* вода в реках потемнела.

Молодцы, ребята.

А теперь сравним картинки ранней и поздней осени.

- В чём есть отличия?

4. Закрепление

* Проведём небольшую викторину.

1. Назовите осенние месяцы?

2. Какое время года предшествует осени?

3. Какое время года наступает после осени?

4. Как можно назвать осеннюю погоду?

5. Какие краски природы дарит ранняя осень?

6. Что созревают в саду осенью?

7. Что созревает осенью на огородах?

8. Какую одежду люди носят осенью? Почему?

9. Какую обувь носят люди осенью? Почему?

Молодцы справились с заданием.

* Я знаю, что вы очень любите сказки. Для вас приготовила вопросы по осенним сказкам, то есть по тем сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы.

1. Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. (Сказка «Теремок»)

2. В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? (Сказка «Дюймовочка»)

3. Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас его мёда да его же в этом обвинила» (Сказка «Медведь и лиса»).

4. Она уродилась большая – пребольшая? (Сказка «Репка»)

5. Вспомните и назовите сказку, где три весёлых братца осенью решили построить себе домик» (Сказка «Три поросёнка»).

Молодцы!

5. Подведение урока

Осень – очень важная пора для наблюдений.

- Какие изменения в природе происходят осенью?

- Какое время года вы больше любите?

Умники, очень активно работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение Тема урока "Времена года. Климатические особенности Краснодарского края."

        - познакомить учащихся с характерными особенностями смены времен  года;           - расширить знания детей о климатических о...

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".

Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему: "Времена года. Осень".Внеклассное мероприятие во 2 классе.Праздник  « Осенины».Цели: 1) сформировать представление о времени года; о...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

Окружающий мир.УМК «Ритм»,1 класс,тема урока:"Времена года"

Предмет: Окружающий мирНазвание учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта:  УМК «Ритм»Класс:1 класс Тема: Времена годаТип урока...

Конспект коррекционно-развивающего интегрированного обобщающего занятия по теме «Времена года. Осень» в 1-х классах.

Повторение и закрепление ранее изученного материала, стимулирование учебных навыков с использованием театральной игры....

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР). Тема: «Времена года. Осень».

Цели:закрепление знаний о временах года.Систематизирование представления о цикличности времён года;осень, признаки осени....

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....