Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
материал по чтению (3 класс)
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Слайд 2 .
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А.Сухомлинский
Проблема понимания текста до сих пор остается актуальной. В век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Наряду с бумажными изданиями источниками информации стали экраны компьютеров, смартфонов, структура и формат текстов изменились. Конечно же, педагогам надо готовить своих юных читателей к использованию абсолютно новых читательских умений. Слайд 3.
Задача учителя учить целенаправленному чтению, абсолютно разных текстов, в том числе и составных, разных жанров и форматов.
Слайд 4.
Если задаться вопросом, что такое читательская грамотность? -
Каждый из нас ответит на этот вопрос по-разному.
Слайд 5. Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметом измерения ЧГ является чтение как деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.
Слайд 6. Федеральная образовательная программа определяет, что чтение должно быть смысловым и эффективным.
Смысловое чтение — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию
Эффективное чтение — это когда прочитанное интересно, полезно, легко и запоминается надолго
Они между собой взаимосвязаны. Одно не может быть без другого.
Как же учителю надо провести урок, а вернее познакомить с текстом, чтобы он «зацепил» юных читателей, чтобы не ускользнуло от их внимания все самое важное.
Слайд 7. В своей практике мы столкнулись со следующими проблемами:
- Дети не любят читать
- имеют низкую скорость чтения;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, которую надо проанализировать, запомнить и научиться её использовать и применять, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе.
Слайд 8 Мы используем в своей работе разные технологии:
Технология продуктивного чтения
Игровые технологии
Технологии исследовательской деятельности
Технология развития критического мышления
Поскольку регламент нашего выступления небольшой, мы остановимся на технологии продуктивного чтения.
Слайд 9
Работа продуктивного чтения предполагает три этапа:
- работа с текстом до чтения
- работа с текстом во время чтения
- работа с текстом после чтения
Я хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которые мы используем на своих уроках на разных этапах.
Слайд 10 - работа с текстом до чтения
Прием Антиципации или Входная дверь - предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.
Любое чтение текста начинается cо знакомства с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Организуя работу над заголовком, мы делаем первый шаг к раскрытию идеи автора. Работая с ним мы может спросить: «О чем пойдёт речь», попробовать поработать над смысловой, тематической, эмоциональной направленностью текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте
Слайд 11 – - работа с текстом во время чтения
Лови ошибку
Начиная с первого класса мы работаем над безошибочным чтением. Как бы мы не старались не всегда получается ожидаемый результат.
В начале детей знакомлю с критериями безошибочного чтения:
- Читаем как написано, не угадывая слова.
- Не глотаем звуки, а чётко произносим.
Дальше продолжается работа, включая приём. «Лови ошибку»
Вешаем Табличка с названием « Лови ошибку» на доску. Один из ребят читает, а остальные внимательно следят и если замечают ошибку делают пометки. Мы используем для этого прозрачные липкие закладки-стикеры.
Дальше идёт взаимоанализ прочитанного. Ребята исправляют ошибки, указывают на причину этих ошибок, также дают советы для улучшения результата.
Детям очень нравится этот приём. Каждый ученик хочет поймать чужую ошибку и при этом сами стараются читать правильно. Всё это происходит непринуждённо, в игровой форме. Табличка с названием « Лови ошибку» всегда висит над доской.
Используется на каждом уроке, где встречается текст. Конец игры будет только тогда, когда не будет ошибок. Ребята очень стараются закончить эту игру, но к сожалению, она у нас длится все четыре года. Конечно, результат на лицо. Количество ошибок уменьшается.
Прием Маркировка или Инсерт (маркировка текста по мере чтения)
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Проводится словарная работа, используя те же самые стикеры-закладки. При чтении дети прикрепляют закладки красного цвета к словам, значение которых им непонятно. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
На этом же приеме можно на лист учебника с текстом надеть файл, одна из длинных сторон которого разрезана, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное.
Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием продуктивно действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста
Словарная работа
Способствует глубокому и детальному пониманию содержания текста. Можно не давать сразу детям готовое значение слова, а попробовать определить по содержанию текста значение незнакомого слова и проверить по словарю.
«Чтение с остановками». Основная цель данного приёма - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка. Это могут быть простые вопросы (что?, кто?, где?, когда?, как?) и сложные (почему?, зачем?, в связи с чем? и др.). На вопросы может отвечать, как читавший часть ученик, так и другие дети в классе
Приём «Ночь! День»
Учащимся дается установка: - Внимательно пробегите глазами текст.
По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.
Слайд 15 Работа с текстом во время чтения. Ведем диалог с автором
- Находим прямые и скрытые вопросы автора
- Задаем свои вопросы--«Какой вопрос вы зададите автору?
- Обдумываем предположения о дальнейшем содержании текста, проверяем совпадают ли они с замыслом автора
- Включаем творческое воображение
Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими. Чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него ,а наоборот, способствовать его глубокому пониманию.
Слайд 12 Визитная карточка героя
Находить в тексте информацию, данную в явном виде.
Сопоставлять её, делать выводы. Результат- может быть изготовлена сама визитная карточка, которую можно оформить художественно.
- Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
- Приём «Создание викторины». После изучения произведения, темы или нескольких тем дети
самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины. Я начинаю работать с этим приемом с начала 3 класса. По мере взросления увеличивается количество вопросов, которые дети составляют по содержанию текста. Обучающимся нравится задавать свои вопросы классу и их глаза горят, когда одноклассники затрудняются ответить на его вопрос. В этом случае дети ищут ответ в тексте. Можно предложить ученикам выбрать лучшего – «знатока», лучшие вопросы.
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
- Слайд 13
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников, и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся
Но как говорится в этой притче, хочется открыть детям тот неведомый мир, который находится на страницах книги.
Слайд 14 Закончить наше выступление хочется закончить словами Марины Цветаевой «А что есть чтение — как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»
В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл...
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Чтение – это основной и ничем незаменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально -значимой информации.Чтение ...
