Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме «Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева «Белая берёза»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пестерева Мария Владимировна

Данный материал можно использовать для подготовки к уроку литературного чтения по теме «Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева «Белая берёза».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Дата: 18.04.2025 г.

1

ФИО

Пестерева Мария Владимировна

2

Место работы

МОАУ «Гимназия №6»

3

Должность

учитель начальных классов

4

Предмет

Литературное чтение

5

Класс

2 «Б»

6

Тема и номер урока в теме

Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина «Салют» и С. А. Васильева «Белая берёза»

7

Базовый учебник

Литературное чтение, 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

8

Цель урока

формирование умения анализировать стихотворения С.А. Баруздина «Салют» и С.А. Васильева «Белая берёза»

9

Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД):

учить вдумчивому осознанному чтению стихотворений С.А. Баруздина и С.А. Васильева; формировать умение анализировать стихотворение, устанавливать связь названия с темой и его главной мыслью; формировать умение находить средства художественной выразительности.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

- здоровьесберегающие (формирование регулятивных УУД):

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

10

Тип урока:

Урок овладения новым материалом

11

Формы работы учащихся: 

Фронтальная, индивидуальная, парная.

12

Необходимое техническое оборудование: 

Компьютер, проектор.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОВЛАДЕНИЯ НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ        

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятель-ность ученика

Время в мин.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

I. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.   слайд (1)

-Тихонечко садитесь.

Приветству-ют учителя.

1 мин

обеспечение организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

- На прошлых уроках мы с вами продолжали знакомиться с творчеством Валентина Дмириевича Берестова.

- Какие его произведения мы изучили на прошлых уроках?

- Верно! А помните ли вы, какое его произведение мы изучали в прошлой четверти?

- Совершенно верно!

- Посмотрите на слайд (2): с какими авторами мы уже знакомы, а какие нам ещё не известны? Какие произведения они написали?

(  1) Эмма Эфраимовна Мошковская – «Я маму свою обидел»

2) Иван Алексеевич Бунин – «Матери»

3) Елена Александровна Благинина – «Посидим в тишине».

4) Сергей Алексеевич Баруздин

5) Фёдор Иванович Тютчев – «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

6) Алексей Николаевич Плещеев – «Весна», «Сельская песенка», «В бурю».

7) Сергей Александрович Васильев

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями двух авторов. Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, необходимо разгадать ребусы, внимание на слайд (3).

 

- Итак, какие же слова засекречены? Что могут означать эти слова?

- Совершенно верно!

Отвечают на вопросы.

- «Знакомый», «Путешественники» и «Кисточка».

- «Кошкин щенок»

Отвечают

- Салют и берёза, это названия произведений.

6 мин

работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символи-ческих средств.

принимать и сохранять учебную задачу

участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3

III. Постановка цели и задач урока.

Презента-ция

- Тема сегодняшнего урока «Стихотворения С.А. Баруздина «Салют» и С.А. Васильева «Белая берёза».   слайд (4)

- Какую цель и задачи мы поставим перед собой на этот урок?

Внимательно слушают

Ставят цель и задачи на урок

2 мин

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

идет управле-ние своей деятельностью, включается волевая саморе-гуляция, ученик контролирует свои действия.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

4

IV. Первичное получение знаний с проговарива-нием во внешней речи

Презента-ция

Презента-ция

- Итак, мы приступаем к нашей 1 задаче. Для её решения нам необходимо поработать в парах. Давайте вспомним, как мы работаем в парах?

- Верно, молодцы.

- У вас на партах лежит карточка «Биография авторов», в информации на карточке есть пропуски, их необходимо заполнить. Я рассказываю биографию автора, а вы внимательно меня слушаете и заполняете недостающую информацию.

Сергей Алексеевич Баруздин родился
22 июля 1926 года в Москве.

     С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте
17 лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне Москвы, во взятии Берлина и освобождения Праги.
    В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «
Пионер».

Сергей Александрович Васильев родился 30 июля 1911 года в Кургане.

     После окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.     слайд (5-6)

- Давайте проверим, что у нас получилось. Какая пара хочет прочитать свои ответы?

- Умнички! Поднимите руки те пары, у которых данное задание не вызвало затруднений.

- Дружно, активно, советоваться, не мешать другим

Работают в парах

Проверяют задание

Анализируют свою дея-сть

5 мин

работа с информацией, выполнение логических операций сравнения. Анализа, обобщения, использование знако-символических средств.

осмысляют материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

6

V. Включение в систему знаний и закрепление

Учебник

-А мы приступаем к нашей следующей задаче. У вас на столах лежат карточки с текстом стихотворения С.А. Баруздинова «Салют».

- Есть ли в данном стихотворении слова, которые вам показались непонятными?

- Я начинаю читать стихотворение, а вы внимательно меня слушаете и следите по тексту.

(Вопросы по стихотворению, значению слов и фраз)

- Молодцы! Теперь такую же работу проделаем со стихотворением С.А. Васильева «Белая берёза».

Отвечают

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Работают со стихотворе-нием.

15 мин

умеют коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений.

Включение компетенции «Я могу применять свои   знания!»

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5

 Физминутка

Ребята, давайте встанем рядом со своими партами и проведем физминутку.

Выполняют физминутку

2 мин

уметь перек-лючать внима-ние, снять утом-ление мышц.

7

VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Итак, а теперь приступаем к нашей 3 задаче, то есть к нахождению средств художественной выразительности. Какие средства присутствуют в данных стихотворениях?

- Вы большие молодцы!

Отвечают на вопросы, работают с текстом.

Взаимопро-веряют друг друга в ходе обсуждения

7 мин

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

уметь коррек-тировать текст, составлять текст из разрозненных предложений.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений.

Записывают дом. задание в дневниках

1 мин

9

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, оцените свою работу.

- Если на уроке все получилось, и было интересно, поднимите правую руку, если были сложности, то левую.

Спасибо за работу.

Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока

3 мин

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Биографии авторов

     Сергей Алексеевич Бару́здин родился _____________ 1926 года в Москве.

     С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте _____ лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне _________, во взятии Берлина и освобождения Праги.
    В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «_____________».

     Сергей Александрович Васи́льев родился __________ 1911 года в Кургане.

     После окончания школы Сергей Васильев переехал в ________, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал _________, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение ___________ оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

Биографии авторов

     Сергей Алексеевич Бару́здин родился _____________ 1926 года в Москве.

     С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте _____ лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне _________, во взятии Берлина и освобождения Праги.
    В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «_____________».

     Сергей Александрович Васи́льев родился __________ 1911 года в Кургане.

     После окончания школы Сергей Васильев переехал в ________, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал _________, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение ___________ оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

Биографии авторов

     Сергей Алексеевич Бару́здин родился _____________ 1926 года в Москве.

     С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте _____ лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне _________, во взятии Берлина и освобождения Праги.
    В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «_____________».

     Сергей Александрович Васи́льев родился __________ 1911 года в Кургане.

     После окончания школы Сергей Васильев переехал в ________, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал _________, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение ___________ оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

Биографии авторов

     Сергей Алексеевич Бару́здин родился _____________ 1926 года в Москве.

     С началом Великой Отечественной войны, оставив школу, пошел работать рабочим типографии, вместе со взрослыми копал траншеи. В возрасте _____ лет его взяли в армию рядовым артиллерийской разведки. Участвовал в боях в обороне _________, во взятии Берлина и освобождения Праги.
    В 1938 году опубликовал первые рассказы в детском журнале «_____________».

     Сергей Александрович Васи́льев родился __________ 1911 года в Кургане.

     После окончания школы Сергей Васильев переехал в ________, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал _________, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение ___________ оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта по уроку литературного чтения в 3 классе.Тема. М. М. Пришвин. Лимон

Задачи:создать условия развития внимания к состоянию рассказчика;способствовать формированию умений объяснять действия персонажей,аргументировать сделанные выводы;содействовать формированию умения соз...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».

Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук  [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....