Олимпиада по литературному чтению для учащихся четвёртых классов
олимпиадные задания по чтению (4 класс)

Черезова Лариса Анатольевна

Предложены олимпиадные задания по литературному чтению для четвёртых классов в двух вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературному чтению

для обучающихся 4 классов

Вариант 1

Дата проведения __________________

Ф.И._____________________________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во баллов

Всего

Задание 1.  Соедини стрелками название средства художественной выразительности  (2-я таблица)  с его определением (1-я таблица).

Образное художественное определение предмета или действия.

Тонкая, скрытая насмешка.

Перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

Ирония

Олицетворение

Сравнение

Эпитет

Задание  2. Запиши, какое слово надо вставить на месте пропуска.

Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения называется      __________________________________________________________.

а) завязка             б) развитие действия             в) развязка            г) кульминация

Задание  3. Определи вид текста, выбрав ответ.

Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами… Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу… (А. Куприн)

а) текст-описание             б) текст-повествование              в) текст-рассуждение

Задание  4. Сказочная викторина.

1.Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? ________________________________________________________________________

2. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

_____________________________________________________________________

3. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей: Винтика и Шпунтика?

______________________________________________________________

4. В 17 лет он преподавал в младших классах, сочинял сказки вместе с учениками. Ныне его сказки включены в итальянские учебники. Кто он?

_____________________________________________________________________

5. Одной хорошей шведской учительнице предложили написать учебник географии родной страны для ребят. Она решила написать совершенно особый учебник - в виде сказки. Под каким названием этот сказочный учебник стал известен детям всего мира?

_____________________________________________________________________

Задание  5. Соедини  линией слова  с их значением:

                               

 нива                                        небольшой, чаще лиственный лес    

 роща                                        идущая от берега низкая и узкая полоса земли

  коса                                        стебель с  листьями и почками

  побег                                      пашня, засеянное поле

Задание  6. Составь и запиши пословицы:

Прожить,  раз,  слово,  отмерь,  перейти,  жизнь,  отрежь, не поймаешь,  не  поле,                       раз,  не воробей,  вылетит,  семь, один.

  _____________________________________________________________________

 ______________________________________________________________________

   

 ______________________________________________________________________

Задание 7. Соедини линиями название произведения и его жанр.                                                                                           

Ш. Перро «Рике с хохолком»                                          басня          

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»                                рассказ

Н. Носов «Федина задача»                                              стихотворение  

Н. Некрасов «Славная осень!»                                былина

«Добрыня Никитич»                                                        сказка

                                                                                                                                                     

Задание  8. Напиши названия произведений, заменяя слова антонимами. Укажи авторов.

Например: «Жара – розовые щёчки» означает «Мороз – Красный нос».

«Найденная луна»__________________________________________________

«Прекрасный лебедь»_______________________________________________

«Быль о живой крестьянке и одном слабаке»___________________________

«Умник на солнце»________________________________________________

Задание  9. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:

Дождь лил                                                            как  снег на голову

Гости  свалились                                                 как сивый мерин

Я знал городские переулки                                 как рыба в воде

Он врёт                                                                  как из ведра

У себя во дворе Мишка был                               как свои пять пальцев

Ответы к заданиям

Вариант 1

№ п/п

Ответ

Количество баллов

1.

Эпитет, ирония, олицетворение, сравнение.

4 б.

2.

Кульминация.

       1 б.

3.

Текст-описание.

       1 б.

4.

«Три толстяка».

«Чёрная курица, или Подземные жители».

Н. Н. Носов.

Джанни Родари.

 «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф.

5 б.

5.

Нива -  пашня, засеянное поле.

Роща -  небольшой, чаще лиственный лес.    

Коса - идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

Побег - стебель с  листьями и почками.

4 б.

6.

Жизнь прожить -  не поле перейти.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

3 б.

7.

Ш. Перро «Рике с хохолком»         - сказка.                                  

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» - басня.                

Н. Носов «Федина задача» - рассказ.                                            

Н. Некрасов «Славная осень!» - стихотворение.        

«Добрыня Никитич» - былина.                                                      

5 б.

8.

К.Чуковский «Краденое солнце».

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Н.Носов «Незнайка на Луне».

8 б.

9.

Дождь лил как из ведра.                                                          

Я знал городские переулки  как свои пять пальцев.                            

Гости свалились  как снег на голову.                                                

Он врёт как сивый мерин.                                                                

У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.                              

5 б.

ВСЕГО

36 б.

         

Вариант 2

Дата проведения __________________

Ф.И._____________________________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во баллов

Всего

Задание  1.  Замени фразеологизмы одним словом.

1. Рукой подать -                 ______________________    

2. Во что бы ты ни стало - ______________________    

3. За тридевять земель -     ______________________    

4. Ломать голову -              ______________________

5. Повесить нос-                 ______________________    

Задание  2. Допиши пословицы.

1. Год кончается, а_________________________________

2. Собирай по ягодке, _________________________________

3. Любишь кататься, ________________________________

4. Маленькое дело лучше ____________________________

5. Жизнь дана на ___________________________________

Задание  3. Составь из слов стихотворение и продолжи его:

по  морю,  кораблик,  подгоняет,  ветер,  и,  гуляет

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание  4. Установи соответствие. Соедини  линиями  фамилию автора  с  именем отчеством и его произведением.

1. Есенин                          Аркадий Петрович                       «Белолобый»

2. Гайдар                          Антон Павлович                           «Тимур и его команда»

3. Чехов                            Сергей Александрович                «Мой щенок»

4. Толстой                        Сергей Владимирович                 «Поёт зима, аукает»                                                                                              

5. Михалков                     Лев Николаевич                           «Прыжок»                                                                    

Задание  5. Преврати слово  боль в слово пыль, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений).

  БОЛЬ - __________________- ПЫЛЬ

Задание  6.  Какие  художественные приёмы  использовали авторы:            сравнение, олицетворение, эпитет? Напиши.

  1. Ещё природа не проснулась      ______________________________

  1. Просветы в небо, что оконца    _____________________________

  1. Как вышки, ёлочки темнеют      _____________________________

  1. Прощальная  краса                      _____________________________

  1. А воздух уж весною дышит         _____________________________

  1. Золотая осень                       _____________________________

 Задание  7. Соедини линией  произведение и его жанр.

  1.  С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»                               былина

  2. «Житие  Серафима Саровского»                                       басня                                                                                                                            

  3. «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»                            житие                                                                                  

  4. И. А. Крылов « Кукушка и Петух»                                    сказка

  5. Л. Н. Толстой « Акула»                                                       рассказ

                                                                                                                                                                                                                                                                       

 Задание  8. Подчеркни слова с переносным значением.

 золотое  украшение                            стальные  нервы

 железный  характер                             золотое  слово

  железный  гвоздь                                чёрные  мысли

  стальная  дверь                                    чёрный  карандаш

 ледяное  сердце                                   ледяная  горка

   

Ответы к заданиям

Вариант 2

№ п/п

Ответ

Количество баллов

1.

Рукой подать -  близко (рядом).    

Во что бы ты ни стало - обязательно.  

За тридевять земель -  далеко.  

Ломать голову  -   думать.          

Повесить нос -  огорчиться. 

5 б.

2.

Год кончается, а зима начинается.  

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.  

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Маленькое дело лучше большого безделья.  

Жизнь дана на добрые дела.

5 б.

3.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.  

      4 б.

4.

Сергей Александрович Есенин «Поёт зима, аукает».                                                                                                                        Аркадий Петрович  Гайдар  «Тимур и его команда».

Антон Павлович Чехов  «Белолобый».

Лев Николаевич Толстой «Прыжок».                          

Сергей Владимирович Михалков  «Мой щенок».

       5 б.

5.

Боль – быль - пыль.

1 б.

6.

Олицетворение, сравнение, сравнение, эпитет, олицетворение, эпитет.

6 б.

7.

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек» - сказка.                  

«Житие  Серафима Саровского» -  житие.                                                                                                                            

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» - былина.                                                                                                              

 И. А. Крылов « Кукушка и Петух»- басня.                      

Л. Н. Толстой « Акула» - рассказ.                                          

5 б.

8.

Железный характер, ледяное сердце, стальные нервы, золотое слово, чёрные мысли.

5 б.

ВСЕГО

36 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов

Олимпиады по литературному чтению для 2-4 классов школьный тур...

Олимпиады по литературному чтению для 2 - 4 классов 2012 год

Олимпиады по литературному чтению для 2 - 4 классов составлены на основе методических разработок с учетом индивидуальных особенностей младших школьников....

Олимпиада по окружающему миру для учащихся четвёртых классов.

Цели: - развивать мышление и сообразительность; - воспитывать любовь к родной природе....

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 2 класса

Олимпиада по литературному чтению для учащихся 2 класса с ответами на задания....

Олимпиада по русскому языку для учащихся четвёртых классов

Предложены задания олимпиады с ответами по русскому языку для учащихся четвёртых классов....