Технологическая карта урока по литературному чтению на тему " Иллюстрации как отражение сюжета сказки П.П. Бажов «Серебряное копытце». Картинный план."
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Четина Марина Николаевна

Технологическая карта  урока по литературному чтению на тему " Иллюстрации как отражение сюжета сказки П.П. Бажов «Серебряное копытце». Картинный план."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение. Класс 4.

Тема урока: Иллюстрации как отражение сюжета сказки П.П. Бажов «Серебряное копытце». Картинный план.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Учебник: Литературное чтение: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. 14 изд. - Москва: Просвещение

Цель: формировать навык пересказа  отрывка произведения с опорой на иллюстрации.

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения на основе характеров главных героев;

- развивать умения работать с текстом, находить нужный отрывок, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь;

            - способствовать воспитанию умения работать в мини-группе, в парах, развивать навык самоконтроля, объективной самооценки.

Методы обучения: системно-деятельностный, решение проблемных ситуаций, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Личностные результаты

1. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2. Умение доносить (объяснять) свою точку зрения

3. Умение выражать свои эмоции

УУД

Регулятивные:

4. Умение прогнозировать предстоящую работу

5. Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность

6. Умение высказывать предположения на основе материала учебника

7. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные:

8. Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы

9. Умение выявлять сущность, особенности объектов

10. Умение ориентироваться в учебнике

11. Умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, текста учебника

Коммуникативные:

12. Умение слушать и понимать других

13. Умение работать в паре (группе)

14. Умение строить свое высказывание в соответствии с задачей

15. Умение оформлять свои мысли в устной форме

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- К какому уроку приготовились?

- Что необычного будет в его проведении?

1, 7

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднений в пробной деятельности

Учитель обращает внимание обучающихся на доску

(на доске: Павел Петрович Бажов – сказитель земли уральской)

 -Как вы думаете, почему П.П.Бажов сказитель, а  не сказочник?

- Почему сказитель земли уральской?

- А вот сборник, в который вошли многие сказы П.П. Бажова получил название «Малахитовая шкатулка»  (на столе)

- А что же может хранить в шкатулке писатель? Что для П.П. Бажова является драгоценностями?

- Сам писатель говорил: «Пиши да пиши сказы да в шкатулку укладывай». Чем же драгоценен сказ Бажова?

Смотрят на доску.

Отвечают на вопрос.

Выдвигают предположения в парах.

Рассматривают шкатулку.

Отвечают на вопрос.

Выдвигают предположения, объясняют.

6, 10

13, 14

2, 11

2, 11

7, 9, 13

Формулирование цели и задач урока (постановка учебной задачи)

- Ребята, как вы думаете, интереснее сказ слушать или смотреть?

Докажите свою точку зрения.

- Иллюстрации (картинки) помогают нам увидеть место, где происходит действие сказа и его героев.

Отвечают на вопросы.

Формулируют задачи урока.

Уточняют тему урока.

5, 4, 14

Включение системы знаний в учебную деятельность. (Построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного  проекта)

1) - С каким  произведением писателя мы работали на прошлых уроках?  

-Чем интересно произведение?

-Что в произведении реального и что волшебного.

Отвечают на вопросы.

8, 11, 4

2) Учитель предлагает восстановить  последовательность событий, поставить  номер по порядку перед каждой частью плана. 

 (Приложение 1)

Взаимопроверка.

План к сказке "Серебряное копытце"

План к сказке "Серебряное копытце"

1 Кокованя уговаривает Даренку пойти к нему жить.

2 Кокованя рассказывает сказку про особенного козла.

3 Возвращение Коковани из леса.

4 Кокованя и Даренка собираются в лес.

5 Кокованя не вернулся домой.

6 Даренка одна.

7 Даренка увидела Серебряное копытце.

8 Богатство от Серебряного копытца.

Задание: восстановите  последовательность событий, поставьте  номер по порядку перед каждой частью плана. 

Работают в паре.

Обсуждают последовательность плана.

1, 6, 12

1, 5

3) -У вас было домашнее задание нарисовать рисунки к произведению П.П.Бажова «Серебряное копытце».

– Проверим, какое общее чудо у нас получилось. 

( Учитель собирает страницы по порядку)


– Я сейчас все эти страницы скрепляю степлером, и у нас получается книга.
Оказывается, чудеса на самом деле бывают.


– Как вы думаете, кому мы можем подарить нашу книгу в качестве подарка к Новому году? 

Учащиеся представляют свою работу (рисунок) по составленному плану  и пересказывают отрывок произведения, к которому нарисована иллюстрация.

Рисунки вешают на доску.

Обсуждают. (Младшим детям в детский сад, школьную библиотеку)

11, 14, 9

8, 7, 12

Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.

–Обратимся к тем словам, которые мы оставили на доске в начале урока.

-Почему Бажов говорил о том, что он сказы в шкатулку, как драгоценности, складывает?

-Чем сказы были столь драгоценны для писателя?

Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

- Какой урок мы можем вынести из сказа?

-Какими хочет нас видеть П. Бажов?

Отвечают на вопросы.

(Язык произведений П.П.Бажова близок к народному, сказочному. В нём используются и диалектные, и просторечные, и устаревшие слова. Всё это позволяет создать картины народной жизни, показать их глазами простого человека, мастера).

Отвечают на вопросы.

(Добрыми, милосердными, отзывчивыми, бескорыстными, внимательными друг к другу. чтобы нам захотелось беречь природу, несущими добро ближнему)

15, 7

Рефлексия деятельности

- Над какой темой работали?

- Какое задание вызвало затруднение? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу на уроке. На ваших столах три хризолита. Если  понравился урок, покажите красный камень, если было трудно, то зеленый, а если хотите узнать еще

что-то новое о творчестве П. П. Бажова и прочитать его другие произведения, то желтый.

Потренироваться в пересказе и нахождении новой информации, выполнив задания:

1. Подготовить пересказ сказа.

2. Подготовить материал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Отвечают на вопросы. Формулируют вывод, проводят самооценку:

- Я научился…

- Я хотел бы…

- Оказывается, что…

Записывают домашнее задание (по выбору)

3, 12, 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Серебряное копытце»

Задание: восстановите  последовательность событий, поставьте  номер по порядку перед каждой частью плана. 

 Возвращение Коковани из леса.

 Даренка увидела Серебряное копытце.

 Кокованя рассказывает сказку про особенного козла.

 Даренка одна.

 Кокованя не вернулся домой.

 Кокованя уговаривает Даренку пойти к нему жить.

 Богатство от Серебряного копытца.

 Кокованя и Даренка собираются в лес.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Задание: восстановите  последовательность событий, поставьте  номер по порядку перед каждой частью плана. 

 Возвращение Коковани из леса.

 Даренка увидела Серебряное копытце.

 Кокованя рассказывает сказку про особенного козла.

 Даренка одна.

 Кокованя не вернулся домой.

 Кокованя уговаривает Даренку пойти к нему жить.

 Богатство от Серебряного копытца.

 Кокованя и Даренка собираются в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Урок чтения по теме "Правда и вымысел в сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» 4 класс

Конспект урока по теме "Правда и вымысел в сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» 4 класс...

Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читат...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности: знакомство учащихся с биографией Д.Н. Мамина-Сибиряка и его произведением «Сказка про Воробь...