Методические работы в работе со сказкой
учебно-методическое пособие по чтению

Подготовительные мероприятия

Прежде всего, перед началом изучения новой сказки полезно провести небольшую вводную беседу. Учитель может задать вопросы, такие как:

- Какие виды сказок существуют?

- Какие сказки дети уже прочитали?

- Есть ли любимые персонажи?

Это позволит активизировать внимание учеников и подготовить их к восприятию нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_podhody.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

Работа над сказками в начальной школе проводится постоянно, расширяя кругозор детей и их литературоведческие понятия.

Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к чтению, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму, т.е. устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приемами. Так же хотелось бы отметить, что работа над сказкой может проходить в течение 2-3 уроков, когда изменяются цели, задачи, методы и приемы обучения детей, и способы работы с ними.

Перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных. Важно организовать наглядно-практическую деятельность детей или провести беседу, которая обеспечит адекватное восприятие учениками событий и проблемы сказки.

Также важно использование чтения-рассказывания при изучении сказки. При такой подаче текста сохраняется сказочная интонация — интонация разговорной речи, близкая и понятная детям. При использовании чтения-рассказывания важно избегать попыток объяснить своими словами содержание или мораль сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить и прочувствовать его. Использование интонации, мимики и жестов – приёмы, которые помогают детям представить «живой» образ сказочного персонажа. Чтение-рассказывание сказки необходимо сопровождать обращением к иллюстрациям.

Следующий этап - анализ языковых особенностей. Он помогает детям в характеристике действующих лиц, более глубокому пониманию текста. Анализ языковых особенностей сказки включает изучение того, как автор использует языковые средства для создания художественных образов и раскрытия идейно-художественного замысла.

Вопросов проблемного характера заставляют детей размышлять над поступками персонажей, помогают ученикам определить своё отношение к героям сказки и их действиям, проникнуть в суть произведения, понять основную мысль и научиться рассуждать. На уроках литературного чтения можно использовать приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства.

Использование другого приема – инсценирование, помогает ученикам зримо увидеть содержание произведения, развивает воссоздающее воображение. Инсценировка помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

Использование творческих заданий:

  • Создание альтернативных сюжетов или продолжений произведений. Такой подход позволяет школьникам проявить фантазию и лучше понять структуру произведения, а также логику поступков героев.
  • Создание визуальных образов, например: иллюстраций или карт. Это помогает визуализировать произведения и вовлечь учащихся в процесс творческого осмысления текста.
  • Создание современных адаптаций классических произведений. Например, ученикам предлагают представить, что бы могло произойти с персонажем в современном мире.
  • Написание писем персонажам. Ученики выражают мысли, эмоции и взгляды одного из персонажей к другому.
  • Продолжение цитаты. Ученикам предлагают начало цитаты из произведения и просят продолжить её своими словами, выразив своё понимание и интерпретацию текста.
  • Исследовательские работы по проблемным вопросам. Ученикам предлагают вопросы и темы для размышлений.
  • Составление текста по ключевым словам. Такие задания требуют прояснения взаимосвязи литературного произведения с историческим и культурно-эстетическим контекстом.

Работа над сказкой во многом проходит по определённому алгоритму, то есть устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приёмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.

Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению

Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данная презентация поможет обучающимся 4 класса создать свой проект по произведению А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Методическая разработка групповой работы по сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» УМК «Планета знаний» 4 класс

Данную работу мы проводили на уроке закрепления знаний по сказкам А.С Пушкина. Дети с критериями оценивания знакомы, так же правило работы в группе знакомы каждому участнику команд....