Технологическая карта урока "Произведение Сергея Владимировича Михалкова «Если»"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока в 3 класс. Программа Школа России. Тема урока: произведение Сергея Владимировича Михалкова «Если»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

в 3классе по литературному чтению

Тема урока: Произведение Сергея Владимировича Михалкова «Если»

УМК: Школа России

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование читательских умений в процессе работы над произведением С. В. Михалкова «Если»

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях

  • Метапредметные (УУД):

Познавательные:

базовые логические:

- классифицировать предложенные объекты

- устанавливать причинно-следственные связи в рассматриваемых ситуациях

базовые исследовательские:

- с помощью учителя формулировать цель урока

- прогнозировать возможное развитие событий и их последствия

работа с информацией:

- соотносить текстовую и графическую информацию

Коммуникативные:

общение

- аргументированно высказывать свое мнение

- проявлять уважительное отношение к собеседнику

Регулятивные:

- самостоятельно проверять и оценивать выполненное задание

- оценивать результаты собственной деятельности на уроке

  • Предметные:

обучающиеся должны знать:
- содержание стихотворения С. В. Михалкова «Если»

- некоторые сведения о жизни и творчестве С. В. Михалкова

обучающиеся должны уметь:

- правильно читать текст произведения,

- анализировать произведение (отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания по тексту),

- определять главную мысль произведения,

- выразительно читать по ролям отрывок из стихотворения  

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя

- компьютер;

- проектор;

- презентация;

-Учебник УМК «Школа России» по литературному чтению 3 класс 2 часть;

  • Для обучающихся: 

- Учебник УМК «Школа России» по литературному чтению 3 класс 2 часть

- раздаточный материал с портретом С. В. Михалкова

- раздаточный материал с заданием на классифиацию

- раздаточный материал самостоятельная работа

Информационные источники:

1. https://histrf.ru/read/biographies/sergey-vladimirovich-mihalkov

2.  Литературное чтение : 3-й класс : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [ и др.]. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – {Школа России}.

3.   Игнатьева Т. В. Справочник. Литературное чтение. 1 – 4 классы. Теория и практика. ФГОС. – Москва : Экзамен, 2019. – 223 с.

Содержание урока

Этапы урока

Методы, приемы, ФОУПД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД по каждому заданию

Средства, оборудование

Организаци-онный этап

Фронтальная

- Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проверим наше настроение. Поднимите большой палец вверх, если чувствуете себя отлично и готовы трудится, а если чувствуете себя не особо хорошо, опустите большое палец вниз.

 Вижу, что большинство настроены отлично, а те, кто чувствует себя не особо, давайте поднимем ваш настрой!

 Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. У вас на партах должно быть все необходимое.

Ученики приветствуют,

слушают учителя.

Участвуют в рефлексии перед началом урока.

Проверяют свою

готовность к уроку.

Презентация (слайд 1)

Всесторонняя проверка домашнего задания

Фронтальная

Беседа

Ребята, кто мне подскажет, какое у вас было домашнее задание?

- Давайте сейчас проверим, как вы справились. Открываем учебники на страничке 92 и быстро пробегаемся глазками по стихотворению, чтобы его вспомнить и красиво выразительно прочитать. У вас есть две минутки.

Я думаю, что вы повторили. Начнем читать.

- Первый, кто выразительно прочитает это (имя учащегося), остальные следят.

 

- Хорошо, теперь слушаем внимательно. Я спрашиваю кого-то из вас и тот читает четыре четверостишия останавливается и называет того, кто будет дочитывать произведение до конца.

Все поняли, что мы будем сейчас делать?

Если да, тогда давайте определим на каком моменте нужно останавливаться читать.

- Кто мне ответит, где заканчивается четвертое четверостишие?

- Правильно, начинаем читать.

Отлично, давайте теперь ответим на вопросы?

О чем это стихотворение?

Как мальчик относится к разлуке с мамой?

Как мальчик проводит время без мамы?

Что делает папа мальчика?

Как бы вы себя чувствовали на месте мальчика?

Хорошо, давайте вспомним еще одно домашнее произведение. Кто назовет его?

Отлично, давайте также поступим пробежите глазками, у вас две минутки.

Время вышло, начинаем читать. Первый раз полностью выразительно читает (имя).

Хорошо, давайте прочитаем теперь также, как и читали по четверостишиям, только читаем по два четверостишия.

Начнет читать (имя)

Отлично! Давайте скорее ответим на вопросы и перейдем к теме нашего урока.

Первый вопрос

  1. Сколько лет было девочке, когда она пошла смотреть балет?
  2. С кем девочка пошла в театр?
  3. Что девочка забыла, когда оказалась в театре?

  1. Кого девочка хотела увидеть на сцене?
  2. Что девочка делала, пока шёл балет?
  3. Удалось ли ей найти номерок?
  4. Что девочка сказала после окончания балета?

Мы молодцы, давайте теперь закроем учебники и будем отгадывать, какое же произведение сегодня мы будем изучать!

- выразительно читать произведения Агнии Львовны Барто «Разлука» и «В театре»

- просматривают стихотворение перед выразительным чтением.

- выразительное чтение

На словах «на вечерние программы»

- выразительное чтение

- про маму, которая уехала в командировку, и мальчик с папой остались одни.

- мальчик скучает по маме,

- ему грустно без мамы

- отложил в сторонку гаммы, смотрел телевизор.

- читает газету и говорит, что нужно потерпеть

- было бы также грустно, как и мальчику

- «В театре» А. Л. Барто

Вспоминают произведение.

- выразительное чтение

- 8 лет было девочке, когда она пошла смотреть балет.

- с Любой

- она забыла все на свете, даже то, как умножить три на три.

- Она хотела увидеть фею в белом шарфе и венке.

- искала номерок под стулом.

- Да, она его нашла

- мне очень нравится балет

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

- подготовка к первичному восприятию текста

Фронтальная

 

Беседа

Показ презентации

Рассказ

Беседа

- Итак, ребята, посмотрите на доску, перед вами задание – зашифрованы имя, отчество и фамилия автора.

А также название произведения. Кто сможет их разгадать ребус первым?

- Замечательно! А теперь давайте подумаем, какова будет тема нашего

сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, а чем мы будем сегодня заниматься?

Молодцы, то, что вы перечислили можно назвать одним словом – изучение.

- Значит, какова будет цель нашего сегодняшнего занятия?

Кто поможет мне раздать материал?

- Отлично, ребята. Перед тем, как вспомнить биографию писателя, давайте вклеим его фотографию в рабочую тетрадь.

Слушайте внимательно, потом будем отвечать на вопросы.

Жил-был в Москве мальчик Сергей Михалков. Он родился 13 марта 1913 года в дружной семье. Уже в 9 лет Серёжа начал сочинять стихи — у него был настоящий талант! Когда он подрос, его стихи стали печатать в газетах и журналах. А в 22 года Сергей написал знаменитую поэму «Дядя Стёпа» — историю о добром и смелом великане, который всем помогал. Эта книга сразу полюбилась детям и взрослым. Когда началась Великая Отечественная война, Сергей Михалков стал военным журналистом, собирал и распространял информацию по определенной теме. Он ездил на фронт, писал статьи для солдат и даже сам был ранен. За свою храбрость он получил много наград. После войны Сергей Владимирович продолжал писать для детей. Он сочинял стихи, сказки, пьесы для театров и даже сценарии для мультфильмов. Его книги издавались миллионами экземпляров, и их читали дети по всей стране. Но самое удивительное — Сергей Михалков трижды становился автором гимна! В 2001 году создал текст гимна России, который мы знаем сейчас. Сергей Михалков прожил долгую и интересную жизнь. У него было двое сыновей — Никита и Андрей, которые стали знаменитыми кинорежиссёрами. А ещё в честь Сергея Владимировича назвали одну из планет в космосе!  Сергей Михалков был настоящим другом детей и оставил после себя огромное творческое наследие его стихи, книги и гимн остались с нами навсегда.

Давайте теперь ответим на вопросы:

  1. В каком городе родился Сергей Михалков?

Ответ: Сергей Михалков родился в Москве.

  1.  Когда родился Сергей Михалков?

 Ответ: Он родился 13 марта 1913 года.

  1. В каком возрасте Серёжа начал сочинять стихи?

Ответ: Он начал сочинять стихи в 9 лет.

  1. Какое знаменитое произведение Сергей Михалков написал в 22 года?

Ответ: В 22 года он написал поэму «Дядя Стёпа».

  1.  За что Сергей Михалков получил много наград?

Ответ: Он получил награды за свою храбрость во время войны.

  1. Что писал Сергей Михалков для детей после войны?

Ответ: Он писал стихи, сказки, пьесы для театров и сценарии для мультфильмов

  1. Что назвали в честь Сергея Михалкова?

Ответ: в честь него назвали одну из планет в космосе.

  1. Почему Сергея Михалкова называют другом детей?

Ответ: потому что он писал много стихов, сказок и книг для детей, которые стали очень популярными.

Хорошо, давайте теперь познакомимся с одним из произведений Сергея Владимировича Михалкова «Если». Открываем учебник на странице 96.

Давайте теперь подумаем, о чём может быть это произведение? по одному названию сложно понять, поэтому еще обращаем внимание на иллюстрации. Попробуйте сделать свои предположения.

Сергей Владимирович Михалков

«Если»

Произведение «Если» Сергея Владимировича Михалкова

Читать это произведение, отвечать по нему на вопросы, обсуждать его.

Изучение произведения «Если» Сергея Владимировича Михалкова

Учащиеся вклеивают портрет писателя в рабочую тетрадь

Учащиеся слушают рассказ учителя о писателе

- Сергей Михалков родился в Москве.

- Он родился 13 марта 1913 года.

- Он начал сочинять стихи в 9 лет.

- В 22 года он написал поэму «Дядя Стёпа».

- Он получил награды за свою храбрость во время войны.

- Он писал стихи, сказки, пьесы для театров и сценарии для мультфильмов

- В честь него назвали одну из планет в космосе.

- Потому что он писал много стихов, сказок и книг для детей, которые стали очень популярными.

- может про корабль или какое-то путешествие

- про погоду, ее изменение

П: с помощью учителя формулировать цель урока

П: прогнозировать возможное развитие событий и их последствия

Презентация (слайд 2 с зашифрованными фамилией и именем автора)

Презентация (слайд 3 с зашифрованным названием произведения)

Презентация (слайд 5 с темой урока)

Раздаточный материал (портрет С. В. Михалкова)

Презентация (слайд с портретом, 4)

Усвоение новых знаний

- первичное восприятие

-эмоционально-оценочная беседа

- чтение текста детьми

- анализ произведения

Фронтальная

Беседа

Чтение по карточкам

Показ презентации

Фронтальная

Индивидуа

льная

Показ презен

тации

- Интересные предположения. Давайте их проверим.

- Сейчас вы будете слушать стихотворение, глазками следите за текстом.

Давайте теперь его обсудим.

  1. О чем это стихотворение?

Ответ: это стихотворение о дождливом дне, когда на улице сыро, идут дожди, а солнца нет.

  1. Почему собаки на дворе не хотят лаять?

Ответ: Собаки не хотят лаять, потому что они мокнут под дождем, и им, вероятно, холодно и неприятно.

  1. Что автор предлагает сделать с лужами?

Ответ: Автор предлагает собрать все лужи в одну большую лужу и измерить её глубину.

  1. Чем лужа похожа на Черное море?

Ответ: Лужа похожа на Черное море тем, что она тоже глубокая, только немного уже и чуть менее глубокая.

  1. Что получится, если соединить все тучи в одну?

Ответ: если соединить все тучи в одну, то получится огромная туча без краёв, из которой в разных местах идёт разная погода: в Москве — дождь, а в Чите — снег.

  1. Что автор предлагает сделать с каплями дождя?

Ответ: Автор предлагает собрать все капли в одну огромную каплю и измерить её толщину ниткой.

  1. Какая капля получится, если собрать все капли вместе?

Ответ: получится такая огромная капля, которую никто никогда не видел и даже не мог представить.

  1. Почему автор говорит, что на улице такая сырость, что не выйдешь никуда?

Ответ: потому что на улице идёт сильный дождь, всё мокро, и из-за этого неприятно выходить на улицу.

  1. Где идёт дождь, а где идёт снег, согласно стихотворению?

Ответ: В Москве из тучи идёт дождь, а в Чите из тучи идёт снег.

  1. Какое настроение создаёт это стихотворение?

Ответ: это стихотворение создаёт настроение грусти и скуки из-за дождливого дня, но также в нём есть немного юмора и фантазии.

Давайте теперь пофантазируем и подумаем, чем же дети могли заняться в такой скучный и дождливый день?

Хорошо, теперь мы вместе прочитаем стихотворение. учебник открыт на страничке 96. Читаем пока я не остановлю, будьте внимательны.

Отлично! давайте теперь попробуем прочитать отрывок выразительно.

Предлагаю начать с первого четверостишия.

Сначала нужно прочитать про себя 5 раз, затем прочитаем вслух.

Кто прочитал – глазки на меня.

Сейчас нам прочитает (имя).

Хорошо, давайте теперь определим какие эмоции вызывает эта часть произведения?

Правильно, если у нас такое настроение, значит этот отрывок нужно читать спокойно и передать немного грустное настроение.

Мы сидим и смотрим в окна. (видим точку, значит делаем паузу)

Тучи по небу летят. (точка — значит пауза)

На дворе собаки мокнут, (запятая также делаем паузу)

Даже лаять не хотят. (пауза)

Где же солнце? (пауза) 

Что случилось? (пауза)

Целый день течёт вода. (пауза) 

На дворе такая сырость, (пауза) 

Что не выйдешь никуда. (пауза) Теперь давайте попробуем прочитать вместе. Я начну, а вы продолжайте за мной, делая паузы.

Отлично!

"Теперь давайте поработаем над интонацией. Обратите внимание на вопросы: где же солнце? Что случилось?

В вопросах голос должен немного повышаться, чтобы передать недоумение. Давайте попробуем все вместе: Где же солнце? (голос повышается) Что случилось?(голос повышается)

Молодцы! А теперь давайте прочитаем строку:

Целый день течёт вода. Её нужно читать медленно, растягивая слова, чтобы передать ощущение долгого, нудного дождя. Попробуем: Це-е-елый день те-е-чё-ёт вода.

На дворе такая сырость, (пауза, интонация разочарования)

Что не выйдешь никуда. (тише, с интонацией грусти)

Представьте, что вы хотите выйти на улицу, но не можете из-за дождя.

Читайте медленно, передавая это настроение.

Попробуем вместе:

На дворе такая сырость, (пауза)

Что не выйдешь никуда.

А теперь давайте разделим текст на части и прочитаем его по ролям.

Первый читающий: 

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

Второй:

На дворе собаки мокнут, 

Даже лаять не хотят.

Третий: 

Где же солнце?

Что случилось?

Четвёртый:

Целый день течёт вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда.

Первый – (имя)

второй – (имя)

третий, четвертый – (имя)

ребята, кто сейчас будет читать слушайте внимательно.

Первый ученик (наблюдатель):

 Мы сидим и смотрим в окна. (спокойно, с лёгкой грустью)

Тучи по небу летят.

(медленно, с паузой)

Второй ученик (сочувствующий):

На дворе собаки мокнут

 (с жалостью) 

Даже лаять не хотят.

(тише, с грустью)

Третий ученик (удивлённый):

Где же солнце?

(голос повышается, с удивлением)

Что случилось?

(голос повышается)

 Четвёртый ученик (разочарованный):

Целый день течёт вода.

 (медленно, с разочарованием) 

На дворе такая сырость,

 (тише, с грустью)

«Что не выйдешь никуда.

(с паузой, смирившись)

Давайте попробуем. Все внимательно слушаем.

Все здорово получилось! Кто хочет попробовать прочитать полностью этот отрывок?

Хорошо, все внимательно слушаем.

У тебя отлично получилось, давайте теперь выполним задание.

Сейчас я его раздам вам.

Как выполнили задание, руку на локоток.

Вижу, что вы справились давайте теперь проверим. Табличка сейчас появится на слайде. Каждый сам себя проверяет, если допустили ошибку – исправяете.

Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения

— Это стихотворение о дождливом дне

- Собаки не хотят лаять, потому что они мокнут под дождем

- Автор предлагает собрать все лужи в одну большую лужу и измерить её глубину.

- Лужа похожа на Черное море тем, что она тоже глубокая, только немного уже и чуть менее глубокая.

- если соединить все тучи в одну, то получится огромная туча без краёв

- Автор предлагает собрать все капли в одну огромную каплю и измерить её толщину ниткой.

- Получится такая огромная капля, которую никто никогда не видел и даже не мог представить.

- Потому что на улице идёт сильный дождь, всё мокро

- В Москве из тучи идёт дождь, а в Чите из тучи идёт снег.

— Это стихотворение создаёт настроение грусти и скуки из-за дождливого дня

- они могли поиграть в игрушки.

- дети могли почитать книги

- поиграть в настольные игры

- чтение стихотворения

- грусть

- печаль

- скука

- чтение отрывка с паузами.

.

- чтение отрывков с интонацией

- выразительное чтение по ролям.

- учащийся выразительно читает отрывок

К: проявлять

уважительное

отношение

П: классифицировать

предложенные объекты

К: самостоятельно проверять и оценивать выполненное

задание

Презентация (слайд с аудиозаписью, 5)

Раздаточный материал (карточки с числами от 1 до 30)

Презентация (слайд с толкованием слова «Брынза»)

Презентация (слайд с толкованием слова «самосвал»)

Презентация (слайд с толкованием слов «Гватемала», «Барбадоса»)

Презентация (слайд со светлячком)

Раздаточный материал (задание на классификацию)

Презентация

(слайд 8)

Проверка понимания нового материала

Беседа

- Давайте теперь обсудим, о чём это стихотворение и какую главную мысль хотел передать автор.

Чтобы это определить давайте подумаем:

"Какое настроение у стихотворения? Почему автор описывает дождь?"

"Как автор относится к дождю? Он только грустит или ещё что-то замечает?"

Можно еще сказать, автор замечает, что даже в дожде есть своя красота и загадка. Например, лужа может быть как море, а туча - бескрайней.

"Почему автор сравнивает лужу с морем? Что он хотел этим показать?"

Автор сравнивает лужу с морем, чтобы показать, что даже в обычных вещах можно увидеть что-то необычное, если включить фантазию.

Давайте с вами пофантазируем. В стихотворении автор предлагает представить, что лужа может быть как море, а туча - бескрайней. Давайте представим, что дождь - это не просто вода, а что-то волшебное. Например дождь из конфет. какой бы дождик у вас был бы?

Вот если бы мой дождик был бы из конфет, то я бы взяла зонтик и пошла собирать их. А потом устроила бы праздник и угостила ими своих друзей. А как бы вы поступили со своим дождиком?

- Какой у всех интересный дождик, я думаю, что автору понравились бы ваши идеи. Давайте теперь подумаем, что же хотел сам автор до нас донести. на улице грустно, дождливо, вы сидите дома и не знаете, чем же заняться и как поднять себе настроение. что вы будете делать?

(Может вы будете что-нибудь придумывать?)

Хорошо, значит автор хотел нам показать, что  можно и нужно находить для себя занятие в любой обстановке. Вы согласны со мной? или кто то думает по- другому?

- настроение грустное, спокойное

- скучное

- автор описывает дождь, чтобы передать ощущение сырости и то, что нельзя выйти на улицу.

- автор не только грустит из-за дождя, но и находит в нём что-то интересное.

- он хотел показать, что обычная лужа может стать морем.

- дождь из звезд

- дождь, который исполняет желания

- я бы тоже хотел дождб из конфет и поступила бы также.

- придумывать разные увлечения дома.

- я думаю, что автор это и хотел показать, не важно где ты, ты можешь всегда себя развлечь.

Закрепление нового материала

Индивидуа

льная

Сейчас я раздам вам самостоятельные работы, будьте внимательны, она не сложная, вы со всем справитесь! выполняем самостоятельно!

 

Раздаточный материал (самостоятельная работа)

Подведение итогов урока

Фронтальная форма

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Давайте подведём итоги того, что мы

изучили.

- Итак, ребята, какое произведение мы

изучали на уроке?

- Правильно! А кто помнит, кто автор

этого произведения?

- Молодцы! А теперь давайте подумаем, какая же главная мысль этого произведения? Что хотел сказать автор?

Вы большие молодцы! мы отлчино с вами поработали, давайте теперь себя оценим, кто все понял и был активен большой палец вверх, кто ленился, палец вниз.

- «Если»

- Сергей Михалков

- Главная мысль стихотворения С. В. Михалкова «Если» — научиться находить для себя занятие в любой обстановке

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Р: оценивать результаты собственной

деятельности

на уроке

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Фронтальная

- А теперь давайте обсудим

домашнее задание.

Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения и напишите 3 интересных факта о Сергее Владимировиче Михалкове.

Молодцы! Урок окончен!

Дети внимательно слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра " В гостях у Сергея Владимировича Михалкова"

Данный материал подобран по произведениям С.В.Михалкова к 100- летию со дня его рождения...

Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»

сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Если бы у меня был цветик-семицветик..." (УМК "Система Л.В. Занкова", 2 класс)

Учащиеся научатся сочинять рассуждение на тему, подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению; оформлять сочинение...

Технологическая карта урока литературного чтения «Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока:«Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворени...

Презентация биографии Сергея Владимировича Михалкова

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения в начальных классах, когда проходит знакомство с творчеством С.В. Михалкова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Произведение М. Пляцковского «Однажды утром». Чтение. Речь и альтернативная коммуникация (2 вариант СИПР)

Комбинированный урок для детей с ОВЗ. По чтению В1 и речевой практике 4 класс по произведению Пляцковского Однажды утром. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ...

Технологическая карта урока информатики по теме "Правило «если-то». Составление алгоритмов. Исполнитель Перемещайка" (4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с правилом «если-то» и с новым исполнителем алгоритмов «Перемещайка»Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить обучающихся с правилом «Е...