Развитие речи младших школьников. Виды работы с текстом в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Кравченко Оксана Михайловна

На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи младших школьников. Виды работы с текстом в начальной школе»

 (Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СШ№22)

Без чтения нет учения. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.

На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС уметь учиться сегодня – это не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.     

Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, - одна из самых актуальных дидактических задач!

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 - это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Такое большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определило перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании начальной школы. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное обучение.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской  компетентности.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

 Поэтому большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с  текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия - УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания»

2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста:         начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс  - обучение детей работать с текстом:

  • смысловое чтение;
  • владение пересказом разного вида;
  • деление на        абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3-4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

  • самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
  • нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
  • выделение главной и второстепенной информации;
  • выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
  • прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
  • самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Основные виды работ с текстом в начальной школе:

Существуют разные виды работы с текстом (вы все их прекрасно знаете).        

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).

Чтение (пересказ) по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям видпересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видовпересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).

Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).

Чтение по группам - это длина группы, которую можем прочитать сразу, без движения взгляда слева направо.

Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель  – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).

Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Методы работы с текстом в начальной школе

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». 

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе и разными индивидуальными особенностями.

Технология работы с текстом на уроках чтения

Прежде чем говорить о технологии работы с текстом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим? Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, то есть ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Методисты предлагают формировать у детей правильный тип читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)». Методика формирования у детей правильного типа читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н. Светловской.

Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность "шагов". Рассмотрим технологию работы с прозаическим текстом.

I. Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

Т.е. детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а через текст, созданный, автором. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствуют интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи. Но в тексте есть знаки препинания, показать детям их смысловую роль необходимо. Также нужно показать и то, что сама последовательность высказываний в тексте может "накапливать смыслы", что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими, не уводящими далеко от читаемого. Таким образом, дети видят суть процесса "вчитывания" в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как "разворачиваются" перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно "накапливаются смыслы" в тексте

3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.

4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан ,то можно предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста может прочитать вслух учитель, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Главное, нужно систематически следовать данной технологии на этапе работы с текстом до чтения (антиципация) и во время чтения (чтение про себя, затем вслух, медленное движение "за автором'' по строчкам, "диалог с автором''). Опыт показывает, что дети понимают смысл такой работы, принимают ее и осваивают, то есть начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Хотелось бы обратить внимание на то, что данная технологию работы с текстом начинается использоваться уже в период обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука", как только на левой страничке появляется первый текст (для нечитающих детей), и сразу со стр. 43 - для читающих детей. Для этого на страницах азбуки есть все необходимое: сами тексты, иллюстрации к ним (до текста) и группы ключевых слов (на левых страницах в столбиках для чтения).

Теперь рассмотрим работу со стихотворным текстом на уроке чтения.

Технология работы в принципе будет той же, однако несколько оговорок нужно сделать, а именно:

1. До начала чтения дети могут высказать свои предположения о том, на какую тему будет стихотворение (если оно сюжетное - например, о лете, школе...) или с каким настроением оно написано. Предположить это они могут на основании заглавия и иллюстрации (ключевые слова, естественно, выписывать не нужно, тем более что чаще всего это сделать просто невозможно).

2. Первый раз прочитать стихотворение дети обязательно должны про себя. Не нужно, что бы учитель сразу давал все в готовом виде: свое понимание, свою интонацию и т.д.

3. В ходе чтения вслух по строчкам или по строфам нужно помочь детям представить картины, нарисованные автором; увидеть, какими словами созданы эти картины; почувствовать настроение, состояние автора, и как результат - найти нужную, верную интонацию, сделать пометки в тексте, которые помогут выразительно его прочитать.

Еще раз подчеркнем: выразительное чтение вслух всего стихотворения целиком должно стать результатом медленного чтения и "диалога с автором".

4. Авторы рекомендуют на одном уроке читать не одно стихотворение, а несколько (2-3) тематически близких (они именно так и даны в наших учебниках). Это избавит от необходимости излишнего "пережевывания" одного и того же и позволит сравнить видение разных поэтов, язык, ритм стихотворений и т.д.

Мы наблюдаем, как важно научиться вдумчиво читать, научить этому школьника.

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебной  работы, которые  нами используются,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение.

Приёмы технологии критического мышления при работе с тестом

• кластер,

• приём ЗХУ,

• метод “толстых и тонких вопросов”

• фишбоун

• «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

• Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д

 «Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Взаимоопрос» Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

В формировании смыслового чтения большое внимание уделяю упражнениям для расширения поля чтения.

«Кто быстрее?». У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти предложение, предложенное учителем.

Предлагаются и другие варианты этой игры.

1 вариант. По моему знаку учащиеся начинают искать в тексте указанное слово. Нашедший первым прочитывает слово, называя страницу и абзац, и читает предложение с этим словом, или строфу стихотворения, в которой находится это слово.

2 вариант. Работа в парах или в группах. Детям раздаются конверты с полосками, на которых написаны предложения. Каждой группе (паре) предлагается отыскать предложенное предложение. Та группа (пара), которая первой найдет свое предложение – победитель.

«День! Ночь!». Учащимся дается установка: - Внимательно пробегите глазами текст.

По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

Молчаливое чтение

1. Чтение «Спринт». Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту. Во время чтения детей поторапливаю: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом: «Читать нужно все!»

Подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «Спринт» используем памятку:

1). Плотно сожми губы и зубы.

2). Читай только глазами (читай как можно быстрей).

3). Ответь на вопросы к тексту.

2. Чтение «Разведка». Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

Цель: обучение молчаливому и вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.

3. «Буксир». Учитель читает детям текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать. Учитель внезапно останавливается на каком-либо слове и повторяет его. Дети останавливаются на этом месте, показывают слово.    

Большое внимание уделяется упражнениям для развития выразительности речи:

  1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
  2. Чтение по ролям, в лицах.
  3. Чтение, передавая чувства (радость, возмущение, печаль, гордость), в зависимости от текста.

Большую роль в формировании навыка смыслового чтения играет беглое  чтение.

Использую следующие виды упражнений:

  1. «Эхо»
  2. «Считаем слова».
  3. «Слалом».
  4. «Финиш».
  5. Чтение с простукиванием ритма.
  6. Чтение с речевыми помехами и чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки)

Заключение

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Используя современные методы, делаю уроки литературного чтения интересными, а процесс чтения для детей увлекательным. Всё большее количество детей приобщается к дополнительному чтению (высокий процент посещения библиотеки, обсуждение прочитанных книг на уроках), выполняют творческие задания, задают вопросы на интересующие темы и готовят сообщения по ним, а это позволяет сделать вывод о развитии любознательности и творческой активности.

Надо всегда помнить, что главная задача учителя – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень понимания и осмысления, а всё это начинается именно со смыслового чтения.

   

Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. М. Вентана Граф, 2013

4. Пентин А.Ю. Что нам делать с PISA? // Методист. 2010. №4.

5. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.

6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2014

7. http://www.prodlenka.org Автор материала: Баранова Ирина Владимировна.

Приложение 1.

Упражнения для понимания смысла текста

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  15. Распространение предложений. В 1-2 кл. по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

  1. в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
  2. Составление кроссвордов по тексту.
  3. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  4. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  5. Подбор загадок к словам из текста.
  6. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  7. Составление ребусов к словам из текста

Приложение 2.

Типы вопросов для осмысления текста

Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.

Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.

Объясняющие вопросы. Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы. Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Приложение 3.

Приёмы по формированию навыков смыслового чтения

1. «Мозговой штурм». Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

2. «Глоссарий». Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

3. «Рассечение вопроса». Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

4.«Алфавит за круглым столом». Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.

5. «Соревнуемся с писателем». Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.

Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

6. «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

 Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

7. «Чтение про себя с вопросами». Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

8. «Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».

9. «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

10. «Читаем и спрашиваем». Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует   выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

11. «Чтение с пометками». Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V - знакомая информация, + - новая информация, - - я думал (думала) иначе

? - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

12. «Синквейн». Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Развитие речи младших школьников. Виды работы с текстом в начальной школе Кравченко О. М. учитель начальных классов МБОУ «СШ №22»

Слайд 2

Как научить младшего школьника смысловому чтению на уроках литературного чтения Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании умений работать с текстами.

Слайд 3

Внедрение системы работы с текстом 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия 2 класс – обучение детей работать с текстом 3 класс обучение находить информацию, интерпретировать тексты и 4 класс рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

Слайд 4

У ровни работы с учебным текстом: Конструктивный созидание нового – вопросы, рисунки, схемы и пр., а потом новые идеи Мета-уровень осознание и самостоятельное формулирование целей чтения учебного текста Познавательный уровень восприятие и понимание в готовом виде Критический уровень обозначает анализ, оценку учебного материала

Слайд 5

Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения умение работать с текстами знанием книг и умением их самостоятельно выбирать сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Слайд 6

Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка Применение знаний при работе с текстом

Слайд 7

Разные виды работы с текстом в начальной школе: Сплошное чтение (первичное, ознакомительное). Выборочное чтение (с определенным заданием). Восстановление деформированного текста. Комментированное чтение (сопровождается пояснением). Чтение по ролям (с элементами сценической игры). Чтение по предложению, абзацами, с пометками. «Жужжащее чтение». Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.

Слайд 8

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия: Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении – основная черта современного начального образования.

Слайд 9

Виды работы с текстом: чтение всего текста чтение, деление на смысловые части. Составление плана чтение по готовому плану чтение, после чтения пересказывание чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома восстановление деформированного текста инсценирование текста или отрывка выборочное чтение чтение в лицах

Слайд 10

Виды работы с текстом: «жужжащее чтение» чтение цепочкой по предложению чтение абзацами чтение с пометками чтение с остановками чтение по группам поисковое чтение комбинированное чтение «живая картинка» чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

Слайд 11

Виды работы с текстом: чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста нахождение и чтение образных слов и описаний нахождение и чтение слов с логическим ударением вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило нахождение самого длинного слова в тексте

Слайд 12

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

Слайд 13

Работа с текстом до чтения И. А.Крылов «Любопытный» Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании . Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Слайд 14

Работа с текстом до чтения Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинок На выдумки природа таровата – богата, изобретательна 2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Слайд 15

Работа с текстом во время чтения Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. Вопросы: - Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. Какие чувства испытали? - Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста? Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами. 1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» - «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Всё видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа таровата! Вопрос: почему три часа ходил человек по музею?

Слайд 16

Во время чтения текста: 2. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» Вопрос: какого цвета были насекомые? 3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. 4. Чтение всего текста , деление на смысловые части.

Слайд 17

Во время чтения текста: Постраничный анализ текста; Деление текста на смысловые части; Выделение главного в прочитанном; Выбор ключевых слов; Выбор незнакомых слов и выяснение их значений; Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить; Составление плана главы, части; Составление вопросов к тексту; Поиск ответа на поставленные вопросы; Чтение про себя; Чтение вслух; Чтение по ролям;

Слайд 18

«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Приёмы текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Слайд 19

«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Приёмы текстовой деятельности «Чтение про себя с пометками» Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Слайд 20

Соотнесение собственной точки зрения на заданную проблему с текстом учебника; Подтверждение основных положений текста собственными примерами; Работа в парах по разбору обоснования основных утверждений и доказательства.

Слайд 21

После прочтения текста: Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме; Составление заданий аналогичных тем, которые встречались в тексте (например, заданий А,Б,С как в ВПР) Пересказ содержания; Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей и т.д. Цель –достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Слайд 22

Работа с текстом после чтения: 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». Вопрос: каким был человек, посетивший кунсткамеру? Вопрос: какова мораль этой басни? 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Вопрос: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? (А может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Вопрос: точен ли художник в изображении фрагмента?

Слайд 23

Составление контрольных вопросов к прочитанному тексту; Восстановление текста по рисункам; Придумывание своих заголовков к тексту; Написание рецензии к выбранному фрагменту учебника.

Слайд 24

Работа с текстом после чтения: 3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Слова «Слона-то я и не приметил» стали использовать как поговорку. Как вы думаете, какой смысл вкладывают в неё люди? Придумай историю, в которой можно использовать эти слова.

Слайд 25

Копилка приемов формирования умения читать учебник Выбор стратегии чтения; Экскурсия по книге; Определение цели чтения, вида чтения, уровня работы с текстом; Прогноз содержания главы, книги с помощью заголовка.

Слайд 26

- постраничный анализ текста; - деление текста на смысловые части; - выделение главных, основных мыслей в тексте; - выбор (подчеркивание, выписки) ключевых слов, - словосочетаний, фраз; - выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений; - выбор слов-сигналов, помогающих обратить внимание на то, что нужно запомнить; - составление вопросов к тексту; - поиск ответов на поставленные вопросы; - соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника; - подтверждение основных положений текста собственными примерами; - работа со справочной литературой. Приемы, помогающие вести диалог с текстом:

Слайд 27

Постраничный анализ Учитель привлекает внимание учащихся к фрагментам текста (объемом не более абзаца каждый), в которых раскрываются наиболее важные аспекты изучаемого материала. Проводится фронтальное обсуждение этих фрагментов, основные выводы записываются в тетрадях Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (не более одного – двух абзацев), который содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается содержание текста. Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные с точки зрения содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте (подчеркиваются), или в кратком виде фиксируются в тетради. Затем результаты этой работы необходимо обсудить.

Слайд 28

«Читаем и спрашиваем» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе. Приёмы текстовой деятельности «Дневник двойных записей» Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 29

«Составление вопросного плана» Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом. Приёмы текстовой деятельности «Антиципация» это предвосхищение, предугадывание содержания. ребёнок учится по начальным словам угадывать фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения текста плана с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт

Слайд 30

«Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов. Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?

Слайд 31

« Чтение с остановками» 1 стадия – вызов Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия - осмысление Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия – рефлексия Заключительная беседа

Слайд 32

Условия обучения работе с текстом для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию ведётся работа над развитием речи учащихся при работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся

Слайд 33

В помощь учителю

Слайд 34

В помощь учителю

Слайд 35

В помощь учителю

Слайд 36

Заключение Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Виды работы с текстом в начальной школе

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

Виды работы по развитию речи младших школьников

"Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка"Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упраж...

« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...

Виды работы с текстом в начальной школе

Дана памятка  видов работы с текстом в начальной школе, которые можно использовать на уроках...

Буклет на тему: "Виды работ с текстом в начальной школе".

Данный буклет адресован учителям начальных классов. В нём раскрыты некоторые виды работ с текстом на уроках в начальной школе....