Виды работы с текстом в начальной школе
опыты и эксперименты (2 класс)

Ткачёва Светлана Анатольевна

Дана памятка  видов работы с текстом в начальной школе, которые можно использовать на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работ с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Восстановление деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Поисковое чтение.

Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

Кроссворд (игровая форма) погружения в текст



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 Я работаю в Лицее №1 города Тутаева. Работаю учителем начальных классов. Сегодня я представлю Вам опыт работы по шахматам нашего учебного заведения и свой. Шахматы- это средство интеллектуального развития младших школьников. Прежде всего, шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

С утверждением в 2023 году федеральных образовательных программ начального общего, основного общего образования: 1) В федеральные рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура» включены модули по виду спорта «шахматы» (их реализация рекомендуется за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов): • модуль «Подвижные шахматы» для обучающихся 1-4 классов (пункт 168.4.12 ФОП НОО, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372); • модуль «Шахматы в школе» для обучающихся 5-7 классов (пункт 163.10.16. ФОП ООО, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370). 2) В рамках внеурочной деятельности предполагается реализация проекта «Мир шахмат» (пункт 173.13.2.4 ФОП НОО, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.

Я являюсь участником регионального проекта «Увлекательные шахматы», который стартовал в декабре 2017 года в Тутаеве в ходе которого преподаватели восьми тутаевских школ-участниц проекта прошли соответствующее обучение, и  2 моих коллег из нашего учебного заведения получили сертификаты . Обучение было организовано Спортивной федерацией  шахмат Ярославской области.Спортивным Клубом "Буревестник - Верхняя Волга"

На втором этапе – в  январе – мае 2018 года – в школах, созданы клубы по интеллектуальным видам спорта, сформированы группы учащихся, детей начальных классов которые обучались основам игры в шахматы.

Суть проекта  заключалась в том, что учителя школ  были обучены правилам игры в шахматы, основам работы инструктора по шахматам, после чего  мы набрали группы школьников 1-4 классов, куда приглашались исключительно дети с нулевыми и самыми начальными знаниями основ игры.

Данные группы детей были сформированы на платной основе - здесь учитывалось желание и интерес родителей и детей. Проводилось оно в рамках дополнительного образования.

Надо сказать что Федерация шахмат ЯО предоставила нам преподавателям шахмат материал для работы В своей работе я использовала  учебно-методическое пособие В.Барского «Карвин в шахматном лесу»  «Шахматная тетрадь» (учебник и тетрадь для младших школьников)  и методическое пособие для учителя В.Л. Барский «Шахматы; первый год обучения. Методика проведения занятий».

В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения мл.школьников шахматной игре. При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали.   На занятиях с детьми и в свободной деятельности использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д. Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок».

Активно для работы использую  диск «Динозавры учат шахматам»Эта игра  радует не только увлекательными ачивками и качественным геймплеем, но и приятными музыкальными треками. Думаю многие  согласятся, что даже самый интересный уровень может испортить некачественное музыкальное сопровождение. Данная игра собрала в себе все самые лучшие моменты, которые могут быть в современных мини — играх.
Главный герой игры добрый и умный учитель — веселый Динозавр. Он сможет познакомить  ребенка с базовыми правилами игры в шахматы. Объяснит, какие функции несет каждая шахматная фигура, что такое пат и мат и что такое рокировка. А в дальнейшем обучит различным стратегиям игры в эту замечательную игру — шахматы
.ма

К концу 1 учебного года дети научились называть,   различать шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур, узнали что такое пат мат  рокировка.

Отмечу еще ряд трудностей с которыми пришлось столкнуться

  • Трудно усадить гиперактивного ребёнка
  • Необходима смена деятельности
  • Обиды если проиграл
  • Ищут слабого игрока

Положительно было то, что диск можно было дать взрослым домой, чтобы он был установлен на компьютер,  и можно было закреплять полученные знания

Уже в конце мая 2018 года дети отправились на турнир «Весёля пешка» среди школ города и заняли 4место.Это ребят и родителей воодушевило.

 

Так как дети и родители проявили интерес к знакомству с шахматами, работа по данному направлению была продолжена с детьми

Вместе с коллегами разработали программу на второй год обучения и стали продолжать занятия

Занятия проводились 1 раз в неделю.

Каждая новая тема даётся на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой  было начато со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ.

Играть с шахматными фигурами можно даже тогда,   когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т.

На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе

Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что   повышает эффективность обучения

Один раз в месяц проводилась шахматная викторина по пройденному материалу, где дети демонстрировали знания о шахматах, решали несложные логические задачи на шахматных диаграммах

В группе для детей, которые занимаются шахматами,   были заведены индивидуальные папки, в которые дети складывали выполненные задания на шахматных диаграммах. Педагог,   изучая материал папок, может понять на каком этапе ребенок, испытывает трудности и за тем провести индивидуальную работу с ним.

Дети,   так же по желанию,   могли брать задания домой, и выполнять   его совместно с родителями. Таким образом, родители становились   невольными участниками процесса при обучении детей шахматной игре

Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом: - папка с подборкой иллюстраций «История шахматных фигур»; папка с портретами чемпионов по шахматам;

Положительно

  • Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию
  • Высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился ( видно по учебе).
  • Дети стали играть в шахматные партии.
  • Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы.
  • Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника.

Стало доброй традицией проводить турниры по шахматам в школе, потом и участие в районных турнирах были даже на областном турнире один раз, но ничего там не заняли 1) сначала брали тех,  кто ходит на занятия и играет в шахматы и выяляли сильнейшего от параллели, затем он соревновался среди ребят из других классов

а прошлом   учебном году в декабре и январе 2023года провели декаду шахмат в 2 этапа для начальной школы. Так как я еще и руководитель мо нач.кл оформили стенды –известные великие шахматисты интересные факты, провели информационные минутки с участием ребят старшего звена. Играли в шахматы в классе, кто как умеет, определи тех кто будет защищать честь класса вышли на турнир по параллелям,  ребята старшего звена были привлечены в качестве жюри , привлекли профессионалов из дополнительного образования которые являются мастерами. Вышли на муниципальный  турнир и заняли призовые места. В этом учебном году все педагоги начальной школы ведут шахматы. Количество часов увеличено Мы планируем данную работу продолжить.

 А в 2018-2019 принимали участие, где заняли 3место  в высшей лиги.

Высокие показатели интеллектуального развития детей младшего школьного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются   шахматной игре не только младшие школьники, но и члены семьи, в которых в семье появился новый досуг.

А в 2018-2019 принимали участие, где заняли 3место  в высшей лиги.

2019-2020 Школьный  новогодний шахматный турнир «Белая ладья» (школьный турнир)

2020-2021 Районный шахматный турнир «Белая ладья» - ноябрь (Участники 5класс,3-4классы) -3место

2021 -2022 Районный шахматный турнир «Белая ладья» - ноябрь (Участники 7класс,6класс, 2 класс) -1место

2022-2023 Районный шахматный турнир «Белая ладья» - ноябрь (Участники 8класс,7класс, 6 класс) -1место

2022-2023 Командные соревнования «Кубок Земского по шахматам» -март –(участники 4-5 классы)-1место

2022-2023 (Канев Личное первенство по шахматам1февраль 2023

Главный резерв повышения качества преподавания шахмат – это совершенствование научно – методического обеспечения процесса обучения этому предмету

Обучение младших школьников шахматам, безусловно, даёт положительный эффект, но от использования межпредметных связей этой игры можно ожидать дополнительного эффекта за счёт целостного представления знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Игра в шахматы имеет достаточно тесные межпредметные связи со всеми дисциплинами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе

- У нас вводятся обязательные уроки шахмат с 1 сентября во всех школах, таких видов спорта, которые развивают голову, их не очень много. Самый, наверное, главный - это шахматы. Это не для того, чтобы все стали великими шахматистами, а для того, чтобы наши мальчики и девочки росли здоровыми и умными. Умными, чтобы все были.
- Это отдельный какой-то урок будет? 
- Да, отдельный урок будет «шахматы» в каждом классе, и мы для этого покупаем шахматы в 357 школ. Другими словами, во все школы Ярославской области, во все без исключения. 

Куча мала с завязанными глазами отгадывает фигуру  

Посоветуйте ребенку на белую ладью поставить черную и наоборот есть ли еще фигуры из которых можно построить пирамиду

Прятки когопрячут фигуру по типу холодно горячо её ищем

  • 2010-2020г.  65обучающихся
  • 2020-2021г.- 46 обучающихся
  • 2021-2022г.-42 обучающихся
  • 2022-2023г.- 28обучающихся

Войти через

 (на слайд)

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности

(На слайд)

.

желают их родители.
Мы предлагаем вам скачать эту мини — игру , где динозавры обучают игре в шахматы. Для вашего ребенка это будет отличный старт для развития интеллектуальных способностей

 

.

При проведении занятий по шахматам надо учитывать три ключевых момента: во-первых, занятия должны проходить в игровой форме и доброжелательной атмосфере

Во-вторых, чтобы обучение носило развивающих характер, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом

В третьих, на уроке надо использовать сказку. (пособия)

В соответствии с «Шахматно-задачной технологией» каждый шахматный урок – это одновременно: 1) урок-сказка (использование сказочного материала); 2) урок-театр (использование элементов театрализации); 3) урок-игра; 4) урок-смех; 5) урок-тайна (создание атмосферы тайны, секретов, загадочности); 6) урок-удивление (без удивления нет обучения); 7) погружение в решение забавных и занимательных заданий; 8) урок без неуспевающих; 9) урок-сотворчество; 10) урок-здоровьесбережение.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, который играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Если шахматам обучать всех, то и ведущей становится «учебная» установка, связанная с пониманием того, что именно дает игра в шахматы всем детям, безотносительно к тому, будут ли они далее играть в шахматы или нет.

Учебный предмет шахматы имеет четкие цели:

- побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

- введение в мир логической красоты и образного мышления;

- расширение представлений об окружающем мире;

- развитие памяти, внимания, усидчивости;

- обеспечение креативной функции знаний;

- воспитание других положительных качеств личности.

Постоянно играющие в шахматы школьники смогут повысить свою успеваемость по всем предметам, а их преподаватели отмечали улучшение памяти, проявление отличных организаторских способностей и креативности при выполнении разных задач.

Материал второго обучения поможет закрепить и углубить ранее полученные знания расширят свой арсенал тактических приёмов  познакомятся с основными принципами игры в дебюте миттельшпиле эндшпиле научатся планировать свои действия. Самое главное  благодаря шахматам школьники улучшают своё умение  лействовать в уме при этом расчитывая варианты и учитывая не только свои желания но и противодействия соперника.

.Шахматный кодекс.

Игра в шахматы требует соблюдения правил. Для этого существует «Шахматный кодекс» - свод правил игры и проведения шахматных соревнований. (Рис.15) Я назову некоторые из них.

  1. Перед началом партии и после её окончания партнёры пожимают друг другу руки. Проиграл - пожми партнёру руку и поздравь его с победой.(рис.16)
  2. «Взялся за фигуру – ходи».(рис17)
  3. «Отпустил руку-ход сделан, (рис.18)
  4. Во время партии запрещается разговаривать с партнёром, отвлекать его и беспокоить. Не шуми и не мешай думать!(рис.19)
  5. Во время обдумывания своего хода запрещается передвигать фигуры по доске. Все варианты нужно считать в уме. (Рис.20)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Виды работы с текстом в начальной школе

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...

Буклет на тему: "Виды работ с текстом в начальной школе".

Данный буклет адресован учителям начальных классов. В нём раскрыты некоторые виды работ с текстом на уроках в начальной школе....