Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
статья по чтению
Аннотация. В статье рассматривается особенности формирования читательской компетенции как основы функциональной грамотности обучающихся. Даётся определение понятия «читательская компетенция». Авторы отмечают, что читательская компетенция начинает формироваться с 1 класса, когда дети учатся читать. Отмечают, что для формирования смыслового чтения нужно использовать различные виды работ. Знакомят с видами заданий по формированию читательской компетенции на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира. Формирование читательской компетенции относится к метапредметным действиям, и это метапредметная задача.
Ключевые слова: читательская компетенция, смысловое чтение, буктрейлер, изба – читальня, кластер.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЦЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дёмина О.В., Чибрикова Н.В.
(г. Ульяновск, р.п. Майна Ульяновской области)
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция. Особенно остро стоит вопрос о формировании читательской компетенции.
Читательская компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих ребёнку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. [4]
Читательская компетенция начинает формироваться с 1 – го класса, когда дети учатся читать. В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем, именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. В то же время, смысловое чтение – это универсальное учебное действие, которое необходимо не только на уроке чтения, но и на любом другом уроке. Для формирования смыслового чтения нужно использовать различные виды работ.
На уроке литературного чтения после прочтения текста для проверки его восприятия, можно использовать вопросы по содержанию текста. Дети ищут ответ на вопрос в тексте и читают его. Затем можно предложить составить свои вопросы по содержанию текста и задать их одноклассникам. Для определения последовательности происходящих событий можно предложить иллюстрации, из которых составляется диафильм или карты Проппа. [3] Данный вид работы очень нравится детям. Но не только иллюстрации помогут учащимся восстановить порядок событий, происходящих в тексте. В этом также помогут ключевые фразы или важные события, которые нужно расположить в соответствии с содержанием текста. Это задание ещё больше заинтересует детей и поможет им в игровой форме, располагая карточки на магнитной основе в нужном порядке, вспомнить ход событий.
Для пересказа текста учимся составлять план. Эта работа вызывает у детей особое затруднение. Ведь ребёнку необходимо разделить текст на смысловые части, определить главную мысль каждой части и дать им название. Для этого делаем пометки в тексте, выделяем ключевые слова, которые помогают из большого текста выделить главное и существенное.
Иногда в тексте встречаются незнакомые слова, которые затрудняют понимание текста. Для этого можно предложить работу со словарями. Дети могут обратиться как к книжному варианту, так и к электронному.
Ещё одним важным видом работы является составление характеристики героя. Дети дают характеристику герою произведения, исходя из описания его внешнего вида и анализа совершённых им поступков. Для успешного выполнения этого вида работы используются следующие задания: продолжить предложение;
выбрать слова, которые характеризуют личность героя произведения;
записать ещё несколько слов, которые с точки зрения ребёнка характеризуют личность героя; назвать героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем; подобрать пословицу, которая могла бы лучше всего передать характер этого героя. [1]
Для повышения интереса к чтению целесообразно проводить читательские минутки, на которых дети читают самостоятельно выбранные произведения. Затем ребята обмениваются книгами между собой, делятся друг с другом на переменах впечатлениями о прочитанном, рекламируют книгу устно, а также используя буктрейлер. Интерес к чтению повышает и посещение детьми библиотеки. На библиотечных часах ребята узнают о новых книгах, которые поступили в библиотеку, знакомятся с творчеством писателей и поэтов, расширяют круг чтения. Работа по формированию читательской компетенции ведётся и во внеурочное время. Это классные часы и внеклассные мероприятия. Например, проводится предметная неделя литературного чтения и родного языка. Можно предлагать традиционные задания или креативные, такие как составление мультфильмов или работа с интерактивным лэпбуком. [2]
На уроках русского языка тоже необходимо уметь работать с текстом. Дети учатся отличать текст от набора предложений, знакомятся с типами текстов, пишут сочинения и изложения. Последние виды работ вызывают существенные затруднения и требуют особого внимания. Возможно использование «избы – читальни», которая представляет собой избу из пазлов. Каждый пазл – это выполнение конкретной задачи: определение главной мысли и темы текста, выделение частей текста и их озаглавливание, характеристика главных героев.
На уроках математики смысловое чтение необходимо для успешного решения задач. Нужно учить детей извлекать из задачи искомые и данные, составлять план решения задачи. Для этого можно использовать пометки разного цвета.
На уроках окружающего мира проводится работа с научным текстом, где особое значение имеет работа с терминами. Чтобы заинтересовать детей, используется работа с кластерами. Помогают и задания в рабочих тетрадях.
Все эти виды работ над чтением можно выполнять не только на уроках в начальных классах, но и в дошкольных учреждениях.
Список литературы
1.Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения /А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа».2010. №3. С.67-75
2.Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2013.№11. С.38-42
3.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1988 г.
4.ФГОС начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...

Формирование читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования на уроках литературного чтения
Методический семинар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Презентация "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности"
Предлагаю готовую презентацию по теме "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности", в которой дается определение читательской грамотности, основные аспекты читательской гра...

Читательская грамотность как основа функциональной грамотности
Функциональная грамотность школьников является важным показателем качества образования. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где ...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Смысловое чтение является основой саморазвития личности. Грамотно читающий человек, обладающий высоким уровнем читательской компетенции, понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает ...
