Образовательная практика по читательской грамотности
методическая разработка по чтению (2 класс)
Образовательная практика по читательской грамотности "Учусь читать, видеть, слышать и понимать». Технологическая карта урока.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Территория Шарыповский район |
2.1 | Полное наименование образовательной организации (согласно Устава) |
2.2 | Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава) МБОУ Ивановская СОШ |
2.3 | Почтовый адрес (для позиционирования на карте): |
почтовый индекс | |
населенный пункт
| |
улица (без указания ул., просп., пер. и т.п | |
Дом | |
строение/корпус - | |
3 | Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику |
4 | Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику: |
рабочий телефон с кодом | |
е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)
| |
мобильный телефон (желательно) | |
5 | Ф.И.О. авторов/реализаторов практики Сагоякова Надежда Викторовна |
6 | Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных): образовательная практика |
7 | Укажите направление представленной практики: - читательская грамотность |
8 | Название практики«Учусь читать, видеть, слышать и понимать» |
9 | Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую):Начальная школа, смысловое чтение, групповая работа, парная работа, самопроверка, текст, предложение, слово, карандаш , рисунок, схема |
10 | На каком уровне общего образования, уровне профессионального Образования или подвиде дополнительного образования реализуется ваша практика -начальное общее образование |
11 | Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов: В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача для учителя и не только на уроках литературного чтения. От качества чтения, зависит успех ребёнка в целом. Точно и правильно прочитать задание, задачу, параграф увидеть важную и нужную информацию между строк. Учится, этому можно и нужно всю жизнь. Даже взрослые люди, читающие одинаковые тексты воспринимают их по-разному. Я вместе со своим детьми так же учусь понимать, видеть, слышать и слушать. Для этой науки недостаточно одного урока в 40 минут. Поэтому свою практику я реализую во внеурочной деятельности. А на уроках мы применяем свои навыки. В основу моей практике легла технология разработанная профессором Н. Светловской «Технологии продуктивного чтения». Я ее адаптировала под своих детей. В этом учебном году я работаю в классе комплекте. В классе есть дети ОВЗ. |
11.1 | Проблемы, цели, ключевые задачи на решение которых направлена практика Цель моей практике; - приобщить младших школьников к чтению в целом; -умение правильно прочитывать слова; -понимать смысл текста; -выразительно читать; -обучить их вдумчивому, аналитическому чтению Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. |
11.2 | Какова основная идея/суть/базовый принцип вашей практики? Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Основная идея - помочь научится максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. |
11.3 | Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется ваша практика? Данная технология включает в себя три этапа: Этап 1. Работа с текстом до чтения. Знакомство с новым произведением начинается с предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Все предположение учеников фиксируются на доске, или индивидуально каждый записывает на свой листок «Мои мысли» (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Этап 2. Работа с текстом во время чтения.(я его называю карандашное чтение) 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение , чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Выявление первичного восприятия текста, например: фиксации первичных впечатлений с помощью карандаша (пометки в тексте, схемы, пометки ответов на вопросы в тексте, или сразу фиксируют в таблицу вопросов). 2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Этап 3. Работа с текстом после чтения. 1.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся. 3. Творческие задания для обучающихся: - измени окончание текста; -сделай свою обложку; -придумай новый заголовок; -напиши письмо автору (3 предложения). Приемы технологии продуктивного чтения: 1) выделение ключевых слов; 2) беседа; 3) составление плана; 4) кластер; 5) комментированное чтение; 6) прерывания чтения 7)пометки на полях 8) диалог с автором через текст; 9) оценка текста; 10)"включение" воображения |
11,4 | Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает ваша практика? Данная технология обеспечивает умение: -разъяснять для себя или окружающих прочитанное; -формулировать и озвучивать свою позицию; -адекватно понимать собеседника (автора); -осмысленно читать вслух и про себя тексты учебников; -умения извлекать информацию из текста; -учатся задавать вопросы; -искать в тексте ответы. То есть на основании данной методики формируется ученик, обладающий основами читательской грамотности, которая будет совершенствоваться и в средней школе. |
12 | Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики Оценка уровня сформированности читательской грамотности: -проверка техники чтения -диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения -проверочные работы в конце изучения темы - итоговые контрольные работы - краевые контрольные работы |
13 | С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться? В своей практике я столкнулась со следующими проблемами: - дети имеют низкую скорость чтения; - зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; - затрудняются кратко пересказать содержание; - недостаточно сформированный словарный запас; - психологический барьер (стеснение высказать свое мнение). |
14 | Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы) При использовании данной практике необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Адаптировать данную технологию под обучающихся. Возможно замена или упрощение этапов работы с текстами. Для апробирования, рекомендую использовать тексты Е.Чарушина, В.Бианки, Л. Толстого. Небольшие по объему, легкие по содержанию и восприятию. |
15 | Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой На данный момент я не готова оказать методическую помощь. Данную практику я начала апробировать первый год. Так как сейчас работаю с обучающимися 2 класса. И результат работы будет виден на окончание учебного года. |
Технологическая карта урока по литературному чтению в 2 классе в технологии продуктивного чтения
Класс 2
УМК «Школа России»
Предмет Литературное чтение
Тема Е. Чарушин. «Страшный рассказ».
Тип урока ОНЗ
Технология продуктивного чтения
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- отвечать на вопросы по содержанию текста, - находить в тексте материал для характеристики героя, - относить произведение к одному из жанров, - пересказывать отдельные эпизоды произведения, - формулировать главную мысль. | -прогнозировать; -осуществлять оценку результатов деятельности; -осуществлять рефлексивную оценку | -формулировать познавательную цель; -извлекать необходимую информацию; -осознанно строить речевое высказывание | -задавать вопросы; -с полнотой и точностью выражать свои мысли с помощью учителя | - оценивать поступки героев |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
Мотивация к учебной деятельности | 1.Проверить общую готовность к уроку. 2.Сконцентрировать внимание учащихся 3.Эмоциональный (положительный) настрой на работу | Фронтальная | 1.Проверка готовности учащихся к уроку. 2.Использует прием для концентрации внимания. | 1.Самоконтроль внимания. 2. Дарят улыбки друг другу, желают удачи | Включенность обучающихся в работу, готовность к уроку. | Наблюдение за включенностью |
Работа с текстом до чтения | 1.Актуализация знаний, формулировка темы урока Задачи: 1.Создать условия для возникновения у учащихся потребности вовлечения в учебную деятельность 2. Сформулировать тему урока 2. Постановка целей урока Задачи: 1. Поставить цели урока. 3. Антиципация чтения Задачи: 1.Подготовить учащихся к чтению текста | фронтальная Индивидуальная | - Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ. -Предположите, о чём будет это произведение по названию. (Высказывания детей записываются на доске). - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь? (Высказывания детей записываются на доске). 2. Предлагаю прочитать текст, чтобы проверить возникшие предположения | Высказывают предположения. Записывание на листе «Мои мысли» Возможно, мнения могут разделиться. Актуализируют личный опыт. Задавать вопросы | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий | Наблюдение за действиями и ответами обучающихся. |
Работа с текстом во время чтения | 1.Первичное чтение текста 1. Познакомиться с содержанием текста; 2. Организовать составление совместного плана действий 2.Перечитывание текста и беседа по содержанию Задачи: 1.Организовать «вдумчивое» чтение 2.Поставить вопросы к тексту разной смысловой направленности | фронтальная | 1.Чтение вслух с остановками. После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. - Почему мальчики остались одни? - Для чего автор описывает место, где происходило событие? - Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? -Кто по стене может ползать? - Как вы думаете, дети сразу уснули? - Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? Прочитайте разговор мальчиков. - О чём говорили дети? - На самом деле им было страшно? - Какой вопрос хочется задать автору? 2.Словарная работа (по ходу чтения): - Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)
| Читают текст вслух по цепочке с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания Работа с содержанием текста Возможные ответы: Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков Работа с содержанием текста -Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки. Возможные ответы: -Разговаривать Работа с содержанием текста Возможные ответы: -Что случилось вдруг? Пометки карандашом | Решают учебную задачу Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Наблюдение, сравнение с ответами одноклассников. |
Физминутка | Сменить вид деятельности. | Групповая | Вот свернулся еж в клубок, | Повторяют движения за учителем. -дети садятся на корточки, обхватывают колени руками -поднимают руки вверх, потягиваются -руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть -ладони складывают черпачком | Снятие эмоционального и физического напряжения | Переключаются с одного вида деятельности на другой |
Работа с текстом во время чтения (продолжение) | фронтальная | 3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. -Как бы вы повели себя на месте мальчиков? - Как повели себя мальчики? Прочитайте. - Почему мальчики спрятались? -Почему же детям было страшно? Какой вопрос хочется задать автору? Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос. - Кто испугал ребят? - Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) - Что вы знаете о ежах? - Чем полезны ежи? - Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой. Прочитаем вслух цепочкой. - Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему? - Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
- Как бы вы поступили с ежом? Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
- Какие непонятные слова встретились? Словарная работа ЧУЛАН Чтение теста вслух с остановками до конца …, прочитай текст до конца. - Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему? -Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком) - Как поступили с ежом мальчики? - Почему его уже потом никто не боялся? - Почему ёж остался жить с ребятами на даче? - Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы? | Работа с содержанием текста с карандашом Возможные ответы: -Они не знали, кто топает - Кто напугал мальчиков? -Ёжик Ответы детей Соотносят личный опыт и ранее изученный материал Работа с текстом с карандашом Соотносят личный опыт и ранее изученный материал Возможные ответы: Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить Ответы детей Пометки карандашом Работа с текстом Ответы детей Пометки карандашом Сравнение своих предположений с фактами с рассказа | Решают учебную задачу Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Наблюдение за действиями и ответами обучающихся. | |
Работа с текстом после чтения | 1.Подвести учащихся к главной мысли произведения 2.Установить связь между заглавием, иллюстрацией и главной мыслью рассказа 3.Организовать творческую работу | фронтальная Индивидуальная | - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые ? - Как же автор относится к своим героям? - Что такое смелость? - Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? Творческое задание. - Я предлагаю вам стать художниками оформителями. Придумайте свою иллюстрацию к любому эпизоду рассказа. | Ответы детей -Они храбрятся, не показывают страх. - Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми. Выполнение творческого задания | Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Наблюдение за высказываниями и позицией обучающихся. |
Рефлексия | Оценивают самостоятельно результат своей деятельности на уроке и соотносят самооценку с оценкой учителя и одноклассников. | Фронтальная Индивидуальная | Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Я понял, что …. Меня удивило …. Мне захотелось …. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на итоговые вопросы урока | Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка читательской культурно - образовательной практики.
Данная разработка поможет создать иллюстрации через анализ художественного произведения....

Практика по формированию языковой и читательской грамотности
Приоритетная цель образования в современной школе - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое раз...

Статья_Потенциал образовательных порталов для развития функциональной читательской грамотности первоклассников
В статье раскрывается потенциал образовательных порталов для развития функциональной читательской грамотности, в первую очередь, первоклассников. Материал подготовлен в рамках районного круглого стола...

Образовательный проект «Эффективные приёмы и методы для формирования читательской грамотности младших школьников»
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых значительных параметров готовности учащегося начальной школы к обучению в основной школе. Одним из основных умений метапредметных униве...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.
В сборнике представлены тренировочные, диагностические и оценочные материалы для формирования читательской грамотности, метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом обучающихся начал...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть2.
Часть.2. Используя разнообразные приёмы и методы формирования читательской грамотности, учитель создаёт ситуацию на уроке, которая помогает обучающимся осознанно воспринимать, оценивать содержание и с...
Методическая копилка приемов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса.Часть3.
Часть.3. В 3 части рассматривается алгоритм работы с читательским дневником, работа с таблицей по диагностике техники чтения и осознанности при ответе на вопросы после текста. Совместная деятель...
