Практика по формированию языковой и читательской грамотности
статья на тему

Жабина Татьяна Владимировна

           Приоритетная цель образования в современной школе - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности возможно лишь при особых требованиях ко всем ступеням образования. Согласно требованиям к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование языковой и читательской  грамотности младших школьников

Жабина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Надыма

Формирование языковой и читательской грамотности младших школьников 
                   Приоритетная цель образования в современной школе - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности возможно лишь при особых требованиях ко всем ступеням образования. Согласно требованиям к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Цукерман Г.А. трактует читательскую грамотность следующим образом:[1]

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни;

- способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

Справедливо подметила Цукерман Г.А. – это способность понимать, обсуждать, что весьма актуально в современном мире. Сегодня учащиеся не стремятся проникнуться текстом, размышлять над ним, выделять главное, интерпретировать. Именно поэтому языковая и читательская компетенция является одним из наиболее часто встречающихся затруднений учащихся. С этой проблемой столкнулась и я несколько лет назад. Проанализировав реестр затруднений своих учеников, я пришла к выводу, что необходимо менять сам подход к прочтению и пониманию текста. На помощь пришла технология критического мышления. Результаты класса выровнялись, а вместе с тем пришло осознание,  чтобы научить школьников понимать и интерпретировать текст, необходимо больше работать с живым словом, приучать к внимательному прочтению произведения.

Так в современных образовательных условиях все более актуализируется чтение не обычное, при котором книги не читаются, а проглатываются, а  статарное (с задержкой на отдельных местах  (акцентом) во время чтения и с оглядкой назад после чтения). Таким образом учащиеся лучше представляют содержание, так как это элемент нестандартного чтения, вызывающий интерес и желание понять.

Вызывает интерес у учащихся книжная минутка, на которой учащиеся делятся знаниями о любимых прочитанных книгах, что способствует формированию информационной культуры учащихся, повышению познавательной активности учащихся, воспитанию культуры чтения, развитию коммуникативных навыков. По мере взросления книжную минутку можно заменить пятиминуткой жужжащего чтения, на которой дети читают интересную им книгу, а на  уроках внеклассного чтения  использовать рекламу прочитанной книги.

Нет необходимости выстраивания уроков по шаблону. Практика показывает, что лучше начинать урок не с «предкоммуникативных фраз», а с погружения в текст. И только после прочтения задавать вопросы, отталкиваясь от реакции и настроения ребят. Ученики должны находить, подбирать слова. Когда вместе с ними мучительно ищешь истину, они привыкают, что это нормальная форма работы.

Использую на  уроках литературы  «погружение» в стихию родного языка, так как предметы «русский язык» и «литература» - это звенья одной цепи. И задача общая: научить свободному владению русским литературным языком. А этого можно достичь, работая с образцами русской словесности. Поэтому на уроках русского языка целесообразно использовать художественные произведения. Таким образом мы во 2 классе учимся ставить ударение, делить слова на слоги, подбирать однокоренные слова и т.д. на отрывках из текстов, с которыми знакомимся на уроках литературного чтения. Это также позволяет использовать свой социальный опыт, формирует универсальные учебные действия.

Важно отметить, что уже в начальных классах плодотворным будет обучение созданию собственных текстов. Я предлагаю ученикам создать свою "Копилку (или дневник) мудрых мыслей и выражений", куда они могут записать любое понравившееся высказывание, цитату или собственные мысли. Собранный материал используем при составлении текстов.

 Один из главных критериев при оценивании сочинения – опора на литературный материал. Для предупреждения фактических ошибок  использую прием "тонкие и толстые вопросы". Для более глубокого понимания текста хорошо подходит упражнение "придумай свой вопрос".Заранее оговариваем, что "тонкие" вопросы на данном этапе не принимаются. Заставляет творчески мыслить и говорить, а также быстро проверить домашнее задание составление "легенды”, “рассказа от имени героя”, “истории" по ключевым словам, защита проекта

В урочное и внеурочное время периодически можно проводить выставки иллюстраций по произведениям, например, «Любимый герой», «По дорогам сказок», «Любимая книга». Такие выставки я провожу в форме игры "Картинная галерея", где каждый автор представляет свою работу, рассказывает о книге (или герое), которой посвящена она посвящена. Этот вид работы расширяет словарный запас учащихся, учит выстраивать живую монологическую речь, не бояться публичных выступлений.  

Большой интерес у детей вызывают литературные игры, основанные на развертывании игровой  деятельности участников, стимулирующие высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. Активно участвовать в них могут как все дети из класса, так и их родители, что создает атмосферу праздника. Соревновательные литературные игры – это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений. Литературные игры, викторины и т.д. хорошо зарекомендовали себя на уроках обобщения и рефлексии.

В заключение уместно будет привести высказывание Д.Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Действительно только читающий человек думает. Поэтому сегодня важно начинать формирование языковой и читательской грамотности уже с дошкольного, младшего школьного возраста, используя при этом различные формы: живое слово - устную речь, статарное чтение, нетрадиционную форму урока, межпредметную связь (русский язык и литература), создание собственных текстов, ведение читательских дневников, проведение выставок иллюстраций по произведениям, литературных игр и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации"// Consultant.rudocument/cons_doc_LAW_140174.
  2. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - М.: РАО, 2015. - 67 с.

 


[1] Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. - М.: РАО, 2015. - 67 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности.

Статья "Роль семьи и школы в формировании у учащихся читательской грамотности." предназначена для учителей начальных классов. учитель описывает совместную работу семьи и школы по формированию чит...

Пути формирования и развития читательской грамотности.

Чтение и умение работать с информацией - развитие читательской компетентности.Читательская грамотность. Группы умений. Пути формирования и развития читательской грамотности....

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Формирование математических, языковых и читательских компетенций во внеурочное время.

Статья содержит теоретический материал о формирование основных учебных компетенциях и работе педагога по формированию данных компетенций  во внеурочное время....

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...