Формирование математических, языковых и читательских компетенций во внеурочное время.
статья

Боровская Надежда Ивановна

Статья содержит теоретический материал о формирование основных учебных компетенциях и работе педагога по формированию данных компетенций  во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование математических, языковых и читательских компетенций во внеурочное время.

Подготовила

Боровская Н.И.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.

Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций.

По одной из них (автор Андрей Викторович Хуторской) ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции.

В учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. Во внеурочной деятельности решаются поисково-творческие задачи для развития способностей ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках внеурочной деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения.

Таким образом, данная система работы интегрирует урочную и внеурочную деятельность.

Интеграция отображена на схеме. Внеурочная деятельность осуществляется через работу кружков, факультативов, различных видов мероприятий и конкурсы.

Рассмотрим формирование предметных компетенций по математике, русскому языку и чтению во внеурочное время, которые реализуются следующими методами

Математическое образование – это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Такое развитие обеспечивается принятым в качественном математическом образовании систематическим, дидактическим изложением теории в сочетании с решением хорошо подобранных задач. С одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.
         Решение проблемы развития математической компетенции учащихся предполагает учёт и введение в обиход системы специальных средств активизации.

Математические компетенции возможно формировать ни только на уроке математики, а также на занятиях во внеурочной деятельности. Эти занятия не должны ограничиваться приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а должны выходить на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению предмета. Это даёт возможность ввести учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать математическую компетенцию учащихся.

На базе своего класса я веду кружок «В мире чисел»

Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Конструировать несложные задачи. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Формы работы: «Математический КВН», квесты «В страну Математики», выпуск математических газет, участие в проектной деятельности, олимпиадах и различных конкурсах, использую в работе ресурсы «УЧИ.РУ».

        Поэтому ведущая идея педагогическая идея опыта –  создание во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

     

 Языковая компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности жизни для решения практических и теоретических задач.

 При обучении младших школьников русскому языку на первый план выходит задача развития младшего школьника как личности, владеющей русским языком как средством общения в различных сферах жизни, воспринимающей язык как эстетическую и культурную ценность.

                    Перед учителем начальной школы стоят  трудные задачи :

– показать, что уроки родного русского  языка, языка, который они знают с самого рождения, но который бывает такой трудной наукой,  могут и должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми;

 - показать детям, что система  русского языка не менее красива и интересна, чем устройство Вселенной. В нашем языке сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно – он неисчерпаем.

            Как познакомить младших школьников с чудесными превращениями, происходившими с русским языком на протяжении многовековой истории, заинтересовать предметом, дать ответы на сложные вопросы: «Что такое язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как связан язык с деятельностью человека?».

Теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой  и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно  и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило,  не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

С введением ФГОС НОО появилась возможность в рамках  внеурочной деятельности организовать систематическую работу над формированием основ языковой  компетенции у младших школьников через  работу кружков и факультативов. Тем самым  удовлетворяются  запросы обучающихся с различным уровнем интереса к изучению русского языка;  их  родителей -  людей, заинтересованных не только в знаниях, но и в общем развитии ребенка, воспитании культурного человека; учителя, т.к. появилась реальная возможность реализовать свои профессиональные наработки в данной области.

 Мои ученики занимаются в кружке «Занимательный русский язык».

Программа кружка «Занимательный русский язык» направлена на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

        На  занятиях предусматривается обучение школьников решению лингвистических задач – языковых (выявляются существенные свойства языковой системы), текстовых (языковые знаки как единицы художественного текста), информационных (умение применять лингвистические знания и навыки в нестандартных языковых ситуациях).

Дети разгадываю морфологические шарады,  с удовольствием получают знания о значении, истории и происхождении слов.

     Лингвистические рассказы и сказки о языке, о возникновении букв, фонем, очень полезны для ребят, потому что пробуждают любознательность, интерес и любовь к языку, развивают языковое чутье. Ведь маленькие школьники очень эмоциональны, чутки, восприимчивы к слову, образу, все им интересно.

    Элементы занимательной фразеологии составляют «стройматериал» нашего языка, но не простой, а один из лучших украшений речи. Многие устойчивые обороты обогащают книжную, газетную речь, не говоря уже о разговорной.  

Данная работа способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Кроме работы кружка, дети принимают участие в олимпиадах, конкурсах, работают над проектами, активно занимаются на портале «УЧИ.РУ»

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически "ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.

Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д.

Формировать читательские компетенции так же возможно через систему внеурочной деятельности, через использование современных форм, методов и приемов.

Я реализую формирование читательской компетенции через

•        дискуссии;

•        коллективное чтение;  

•        беседы -"приманка";

•        состязание чтецов;

•        рекламу книги;

•        литературный праздник;

•        литературную игру;

•        литературную гостиную;  

•        час "тихого чтения".

Важны проектная и общественно- полезная деятельность:

1. Проект « Читательский дневник»

2.День проектов «Сочини загадку».

3. Рейд «Береги учебник».

4.Книжкина больница

5.Проект «В гостях у сказки».

Нельзя сбрасывать со счетов  и проведение тематических классных часов:

1.« Книга в нашей жизни»

2.« Мои любимые сказки»

3.« Как хорошо уметь читать!»

4.« Моё любимое занятие»

5.« Что читать летом»

Сотрудничество с библиотекой:

1.Библиотечные часы

2. Конкурсы сочинений и рисунков

3. Конкурсы чтецов стихотворений

И конечно же работа с родителями:

1.Круглый стол «Секреты для взрослых, или как стать родителями     читающего ребёнка». Обмен опытом работы по совершенствованию чтения своих детей.

2. Семинар «Как бы мы жили без книг»  

1) Работа по формированию читательской  компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически;(на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями).

 

2) Учитель и библиотекарь работают со списком рекомендованной литературы в каждой возрастной категории учащихся.

 

3) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Каждый из современных педагогов проделывает огромную работу по формированию предметных компетенций школьников. Как же отследить плоды своего труда и усилия ученика по достижению главной цели: «Быть успешным». В прошлом учебном году ученики моего класса принимали участие в независимом тестировании Оценивание базовых навыков учащихся 3-х классов начальной школы iPIPS+.

Общая информация об исследовании

Результаты исследования базовых навыков учащихся третьих классов начальной школы с помощью инструмента iPIPS+.

Процедура исследования

Исследование проводилось дважды – в октябре 2018 и мае 2019 г.

Часть «Математическая грамотность» - 5 тематических блоков:

1. Пространственные представления

2. Закономерности

3. Моделирование

4. Измерение величин

5. Работа с информацией

На слайде представлено распределение учащихся класса по уровням.

На конец учебного года уровень

Выше среднего (повышенный базовый) – 36 % учащихся

  • Умеет формально выражать (с помощью чисел) модели, репрезентированные с помощью текста или геометрических последовательностей.
  • Умеет решать текстовые задачи, в которых последовательность необходимых действий не дана в явном виде.
  • Умеет мысленно оперировать плоскими и объемными фигурами в пространстве.

Средние (базовые) - 47% учащихся

  • Умеет продолжать сложные геометрические последовательности и арифметические последовательности с пропущенным элементом.
  • Умеет использовать информацию, представленную в виде таблиц и гистограмм, для решения задач.
  • Умеет оперировать числами, как мерой геометрических объектов.
  • Может вычленить математическую модель из простых текстовых задач.

Ниже среднего – 7 % учащихся.

  • Умеет продолжать простые арифметические и геометрические последовательности.
  • Понимает информацию, представленную в виде таблиц и гистограмм.
  • Может использовать мерку для измерения, если найти величину можно простым наложением.

Часть «Языковая грамотность» позволяет оценить владение учащимися

лексическими средствами русского языка. Тест состоит из заданий, разбитых на четыре

1) работа по выбору из пары слов-паронимов (слово, которое нужно

употребить в предложении);

2) работа с синонимическими рядами (поиск слова, которое

не входит в заданный синонимический ряд);

3) работа по поиску ошибок, связанных с

неуместным употреблением слова;

4) работа по выбору фразеологического оборота, адекватного смыслу предложения.

Общие результаты класса

Выше среднего (повышенный базовый) – 57 % учащихся

  • Распознает значения нечастотных паронимов, определяет

уместность их употребления в предложениях; распознает слова, которые не входят в синонимические ряды, знает значение фразеологических оборотов и умеет подобрать адекватный контексту нечастотный фразеологический оборот;

  • обнаруживает речевые ошибки, связанные с неуместным употреблением слов.

Средние (базовые) – 47 % учащихся

  • Распознает значения частотных паронимов, распознает частотные синонимы. умеет найти речевые ошибки, связанные с неудачным употреблением слов; знает значение только очень частотных фразеологических оборотов.

Ниже среднего – 0 % учащихся.

  • Может распознать разницу значения и употребления только самых употребительных паронимов; может работать только с очень распространенными синонимическими рядами и определяет слова, которые не входят в данные синонимические ряды.

Часть «Смысловое чтение» состоит из двух блоков и включает 24 задания.

Первый блок создан в формате текста с пропусками и выбором пропущенного слова из нескольких предложенных (всего учащемуся предлагается заполнить 15 пропусков).

Второй блок заданий представляет собой художественный текст и 9 заданий к нему.

Вопросы имеют формат заданий с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, а также заданий с кратким свободно-конструируемым ответом.

Общие результаты класса

Выше среднего (повышенный базовый) – 100 % учащихся

Работает с текстом как во время, так и после прочтения, умеет повторно обращаться к тексту, демонстрирует владение различными типами и стратегиями чтения.

Работает с текстами сложной структуры (с включением монологов, диалогов, элементов других жанров)

Часть «Словарный запас» состоит из двух блоков и включает 40 заданий в формате выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Первые 20 заданий созданы в форме графического теста и представляют собой выбор одного изображения из пяти, соответствующего заданному слову; оценивается знание имен существительных и глаголов. Следующие 20 заданий представляют собой вербальный тест, где учащемуся

предлагается найти среди предложенных пяти слов то слово, значение которого дано; оценивается знание имен существительных, имен прилагательных и глаголов. При выборе слов для обоих блоков предпочтение было отдано книжной, а не разговорной лексике: были отобраны слова, встречающиеся в художественных и научно-популярных текстах.

При выборе слов был принят во внимание такой параметр, как частотность: кроме часто употребляемых слов были выбраны и редко употребляемые.

Общие результаты класса так же представлены на слайде.

Выше среднего (повышенный базовый) – 57 % учащихся

  • Имеет богатый запас, отражающий разговорный и книжный пласты

лексики.

  • Знает значение нечастотных по употреблению слов, например, названий редких явлений природы, научных и литературных терминов.

Средние (базовые) – 14 % учащихся.

  • Имеет широкий запас общеупотребительных слов, а также слов, относящихся к книжному пласту лексики, которые часто встречаются в учебных текстах по предметам.
  • Способен как напрямую визуализировать значения слов, так и опираться на определение лексического значения слова. Определяем значение не только имен существительных, но и имен прилагательных и глаголов.

Если вы заметили, не везде совпадает количество испытуемых учеников. Это связано с тем, что тестирование проводится в 2 дня. Некоторые дети отсутствовали, некоторые не успели приступить к выполнению заданий.

Оценивание социального и эмоционального развития ребенка

Удовлетворённость школой и мотивация

Низкий

(1-4 балла)

Средний  

(5-7 балла)

Высокий

(8-10 балла)

осень

весна

осень

весна

осень

весна

Удовлетворённость школой

2

0

8

11

3

2

Математика

Внутренняя мотивация

2

0

7

6

4

7

Внешняя мотивация

- Ценность учёбы

2

0

11

13

0

0

Внешняя мотивация

-Поощрение

5

2

3

7

5

4

Русский

язык

Внутренняя мотивация

3

2

7

10

3

1

Внешняя мотивация

- Ценность учёбы

2

1

7

12

4

0

Внешняя мотивация

-Поощрение

3

3

6

7

4

3

Выводы

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

По всем предметным линиям на конец учебного года учащиеся улучшили свои показатели, что можно считать определенным успехом в работе учителя и несомненно самих детей.

    Когда-то в древности Великий учитель решил испытать своих учеников, предложив им выбрать для себя мечи. Один из них выбрал легкий меч, надеясь сохранить силы в долгом походе. Другой выбрал длинный меч надеясь поразить им больше противников с безопасного расстояния. Но самым мудрым оказался третий ученик, который выбрал для себя самый удобный меч, ставший продолжением его руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской позиции у младших школьников во внеурочное время

      В статье рассматривается вопрос формирования гражданской позиции младших школьников во внеурочное время. Представлены формы, условия, структура, познавательный компонент фо...

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время".

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время"....

Формирование творческого воображения детей с ОВЗ во внеурочное время

Формировние творческого воображения детей с ОВЗ во внеурочное время...

Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула.  «На...

Педагогический проект «Читаем вместе» как средство формирования читательской компетенции во внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание и...