Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал по математике на тему

Ломакина Анна Сергеевна

Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула.  «Настоящая математика – самая сухая из всех наук, она открывает широкое поле для творческой фантазии и спекулятивных взглядов; сухость предмета зависит, так сказать от веток, которыми по мировому дереву поднимаются и спускаются» –  сказала  С.В. Ковалевская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._semenar.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как –  сказала  С.В. Ковалевская: «Настоящая математика – самая сухая из всех наук, но при этом она открывает широкое поле для творческой фантазии и спекулятивных взглядов; сухость предмета зависит, так сказать от веток, которыми по мировому дереву поднимаются и спускаются». Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула. Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. [СЛАЙД 2]

Когда я пришла работать в школу, классе, который я взяла, уровень знаний поматематике оставлял желать лучшего. Как известно, способности человека развиваются не одинаково, соответственно, не все ученики имеют хорошо развитые математические способности. Таким детям точная наука дается нелегко, поэтому, у учащихся пропадает интерес к предмету. Этим ребятам необходимо больше времени для усвоения информации, индивидуальный подход и изменения в подаче материала.[СЛАЙД 3]

Родителям, у детей которых трудности с математикой, я посоветовала записать их в математический кружок «Юный математик», где я смогла бы больше уделять внимание каждому ребенку.

До того как отметить главные понятия, которые встретятся в семинаре, я хочу обратить внимание, что математические способности могут иметь свое определение на различных уровнях умственного труда. Понятие  «математические способности» я трактую в двух аспектах:

  • как творческие (научные) способности – направленность ребенка к научной математической деятельности, которая дает новые и объективно важные для человечества итоги, востребованный в социальном отношении продукт;
  • как учебные способности – способности к исследованию (обучению, усвоению) арифметики (в данном случае школьного курса математики), скорого и удачного овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками.[СЛАЙД 4]

Деятельность учащихся после уроков можно определить как деятельностную организацию на основе вариативной составляющей базового учебного (образовательного) плана, организуемую участниками образовательного процесса, отличимая от урочной системы обучения.[СЛАЙД 5]

Не развивая способность, не используя ее на практике, человек постепенно теряет сформированную способность. Только благодаря постоянным выполнениям упражнений, связанными с системными занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и так далее, мы поддерживаем в себе и развиваем соответствующие способности.

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

 «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

  • Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!
  • Внеурочная деятельность направлена на:
  • Планируемые результаты
  • Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
  • Универсальные учебные действия (УУД)

 Формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества. Занятия по направленностям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. .[СЛАЙД 7]

Примерные программы внеурочной деятельности детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, прокладываемый по определённым направлениям с учетом того, что каждая программа представляет собой «мешок с подарками», из которого дети выбирают то, что их в данный момент заинтересовало, а не  как некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности.       Особенно важно обратить внимание на рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей:

– первый метод –  прямое внедрение примерной программы в качестве рабочей, при данном соответствии числа часов на проведение теоретических и практических занятий нужно соотнести в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога;

– второй метод – создание рабочей программы на базе примерной, при этом разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен определить для себя цели и задачи, обозначить требования к структуре программы, к её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности детей. .[СЛАЙД 8]

Я выбираю второй метод, так как он дает поле для  реализации внеурочной деятельности, которая осуществляется посредством ведущей идеи заключающуюся в совокупности ресурсов социума направленных в интересы ребенка, для его определения и саморазвития. Программа вытекает из особенности развития учебного учреждения,  интегрирования основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определяет стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности.

   Свою программу я разрабатывала на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой: «Занимательная математика», которая  реализует такие цели: 

- развитие математических способностей учащихся;

-формирование элементов логической и алгоритмической грамотности;

-коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. [СЛАЙД 9]

Ознакомить с программой можно на моем персональном сайт.[СЛАЙД 10] 

Основной целью кружка является создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников, развитие математических способностей.

 Задачи внеурочной деятельности по математике заключаются в  первом и последующем знакомстве учащихся с математическими истинами, которое бы порождало любопытство к предмету, развивало в учащихся способность  правильно мыслить, формировало острый ум и смекалку, не носило сухой характер и тем самым добавляло оживление в преподавание предмета. Занятия по математике помогают развивать вычислительное, логическое, творческое мышление. Воспитывать внимание, настойчивость, навыки самостоятельной творческой работы. Еще одна цель занятий –  воспитывать стремление учащихся к развитию здорового образа жизни. Формировать и развивать у детей различные понятия, которые влияют на состояние их математического развития.

При составлении рабочей программы внеурочных занятий по математике основными формами я выбрала:

  • игровую и практическую деятельность учеников;
  • использование дидактических игр;
  • создание проблемных ситуаций, решение задач-стихов, ребусов, придумывание математических загадок, сказок, и так далее. .[СЛАЙД 11]

Также следует иметь ввиду, что внеурочная работа по математике в начальной школе организуется с учетом возрастных особенностей младших школьников. Поскольку дети 7-летнего возраста проявляют большой интерес к игре и коллективной деятельности, на внеклассных занятиях с ними следует отдавать предпочтение игровым формам работы, таким как математические игры, соревнования, эстафеты и другое, что позволит обеспечить массовое участие детей. В играх и соревнованиях дети пополняют свои знания по математике, развивают свой интеллект.

Еще Л.С. Выготский рассматривал игру как благоприятное условие для зарождения познавательных сил ребенка и как основу преобразования игровых действий в умственные, назвав ее основным способом обучения и воспитания. [СЛАЙД 12]

Для решения этой задачи отлично подходит такая форма внеурочной деятельности как выпуск математической стенгазеты. Мы с кружковцами выпускали стенгазету раз в два месяца, чтобы у ребят было время для подбора информации.  Из многочисленных рубрик вариантом стенгазеты останавливались на тех, которые в той или иной формируют математические способности и повышают интерес к предмету. Обязательным было направление в поиске информации или заданий для газеты, часто оно определялось пройденной ранее темой. Тем самым мы закрепляли полученные знания. Иногда при поиске материала учащиеся встречали похожие, но вызывающие вопросы задания, которые впоследствии мы разбирали на кружке. [СЛАЙД 13]

Особое внимание уделяю работе с задачами, так как на таких заданиях математические способности развиваются в комплексе. Например, «Задачи с экономическим содержанием».

Поощрение во внеурочной деятельности проходит не вербальным способом, поэтому каждое занятие требует мотивации. Оно из занятий я решила провести в форме акции «Заработай деньги своим умом», где обучение проходило на  задачах экономического характера. Каждое задание стоило определенное количество денег в зависимости от сложности. Каждый вид задач развивает математические способности как отдельный компонент. Так, например, сюжетная задача развивает способность анализировать, мыслить свернутыми структурами, формирует абстрактное мышление и тому подобное. .[СЛАЙД 14]

Я для развития вычислительных навыков в планирование внеурочной деятельности  взяла темы: «магические квадраты», «логические цепочки», «игры с числами», «математические рамки». .[СЛАЙД 15]

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе внеклассных мероприятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. .[СЛАЙД 16]

Следует отметить, что математические олимпиады младших школьников имеют пропедевтический характер. Олимпиады проводятся  на  муниципальном, городском (районном) и областном уровнях. Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. .[СЛАЙД 17]

В результате нашей с детьми совместной работы, совместного творчества повысился интерес у ребят к предмету. При проведении контрольных работ учащиеся стали показывать хороший результат. А также занимать призовые места на математических конкурсах и олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".

Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Приёмы развития пространственных представлений, как способа формирования математических способностей у младших школьников.

Формирование пространственных представлений учащихся способствует выработке сложных и простых математических понятий. На основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления начинает формировать...