Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности
    статья

    Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл f.docx38.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

    Исследовательские умения: понятие, особенности развития у младших школьников

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. В арсенале педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская деятельность – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

    Согласно ФГОС НОО дети должны овладеть различными видами исследовательской деятельности. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения, у детей должны сформироваться умения самостоятельного поиска информации [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193503#0http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 13.12.19)].

    Проблема формирования исследовательских умений возникла в 60-х годах XX века в Отечественной педагогике. Она связана с разработкой теории и методики развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков) и теории проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов). Также связана с проблемой познавательной самостоятельности (П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова), проблемой развития творческих способностей (А. М. Матюшкин, Н. С. Лейтес, Л. А. Венгер).

    Рассмотрим понятие «умение». В толковом словаре С. И. Ожегова умение – это навык в каком-нибудь деле, опыт [Умение // Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – Москва: ООО «ИНФОТЕХ», 2010. – С. 773].

    Е. А. Милерян анализирует умение, как основанную на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательно поставленную цель [Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. – Москва: Педагогика, 1973. – 90 с.]. К. К. Платонов под умением обозначает способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях [Платонов К.К. Структура развития личности / К. К. Платонов. – Москва: Наука, 1987. – 255 с.]. Мы видим, что определения близки друг к другу, но К. К. Платонов обращает особое внимание на то, в каких условиях проявляются умения.

    Рассмотрим понятие «исследовательские умения». Анализ различных определений и классификаций позволил выделить основные черты определения «исследовательские умения». Большинство учёных считают, что исследовательские умения – это, во-первых, результат и мера исследовательской деятельности, т.е. способность к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемая в процессе решения различного рода исследовательских задач; во-вторых, способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.

    А. И. Савенков подчеркивает, что в фундаменте исследовательского действия заложена психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, он дает следующее определение: «Исследовательские умения нужно рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Они логически включает в себя стимулирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».

    Формирование исследовательских умений наиболее успешно происходит в исследовательской деятельности.

    Шашенкова Е. А. считает, что исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [Исследовательская деятельность // Исследовательская деятельность: Словарь / Е. А. Шашенкова. – Москва: УЦ «Перспектива», 2010. – С. 28].

    Гладкова А.П. выделяет четыре группы исследовательских умений, формируемых в процессе обучения:

    – организационно-практические (умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умения, связанные с применением общелогических приемов; умение использовать различные формы представления результатов исследования);

    – поисковые (умение выбрать тему исследования; видеть проблему и ставить цель; умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение выбирать и применять доступные методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи; умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    – информационные (умение находить источники информации, пользоваться ими; внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами; понимать и интерпретировать любой текст; фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у педагога);

    – оценочные (умение оценить свою работу, определить её достоинства и недостатки; оценить работу, представленную другим исследователем; формулировать оценочные суждения, рекомендации, отзывы; обосновывать свою оценку) [Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности / А.П. Гладкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 91-94].

    Н. А. Семенова утверждает, что исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

    • включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
    • учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
    • формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности;
    • кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются [Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. – 2006. – №2. – С.45-49].

    По мнению А. И. Савенкова, в организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

    Первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

    Второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

    Третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение [Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – Москва: Просвещение, 2006. – 434 с.].

    Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

    Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

    1. поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
    2. развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
    3. формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

    Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности; игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

    Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

    Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

    Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

    На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [8].

    Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

    • Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 
    • Необходимо помогать учащимся осознавать смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
    • Необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
    • Следует поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
    • Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
    •  Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным [Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников / Н. С. Огурцова, М. В. Тарабуева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 9. – С. 48-51].

    ФГОС НОО ставит задачи овладения различными видами исследовательской деятельности. В связи с этим четко прослеживается необходимость развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста. Исследовательские умения помогают школьникам выполнять необходимые действия, относящиеся к исследовательской деятельности, а также показывают результат исследовательской деятельности. Исследовательские умения можно классифицировать по количеству участников, по месту проведения, по времени, по теме, по проблеме. Исследовательские умения младших школьников имеют свои специфические характеристики и особенности, такие как включение ученика в исследовательскую деятельность на познавательном интересе, учёт небогатого собственного опыта младшего школьника, формирование исследовательских умений, необходимых для успешного обучения, взаимодействие с родителями учеников. Формирование исследовательских умений проходит в три этапа: первый этап соответствует первому классу начальной школы, где формируются первоначальные представления о деятельности исследователя, второй этап соответствует второму классу начальной школы, здесь развиваются умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования, третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы, где в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. Большие возможности для развития исследовательских умений младших школьников имеет проектная деятельность.

    Специфика проектной деятельности во внеурочной работе

    ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены в нем как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание учебных предметов и внеурочной деятельности. Актуальность использования проектной деятельности в современном образовании определяется её многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности [Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193503#0http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 15.12.19)].

    В современных условиях проектно-исследовательская деятельность может быть успешно реализована в рамках внеурочной деятельности.

    Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

    Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

    Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

    Основные направления внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно- нравственное, социальное.

    ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к условиям реализации ООП НОО, к структуре ООП НОО, в том числе к организации внеурочной деятельности обучающихся:

    • внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений;
    • объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования должен составлять до 1350 часов за четыре года обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Также требования к реализации внеурочной деятельности указаны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.17 о направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе и части проектной деятельности:

    • формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно;
    • при реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер;
    • формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий, переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность.

    В данном письме подчёркивается, что учебный проект является эффективной формой внеурочной деятельности [Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827\ (дата обращения: 15.12.19)].

    Обратимся к сущности понятия проектная деятельность. По мнению А.В. Горячева, проектная деятельность – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ [Горячев А. В., Иглина Н. И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в нач. школе: 2-4 кл. / А. В. Горячев, Н. И. Иглина. – Москва: Баласс, 2011. – 64 с.]. Н.А. Семенова говорит в своих работах, что проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, нацеленная в приобретение предварительно ожидаемого [Семенова Н. А. Вопросы проектной деятельности в начальной школе / Н. А. Семенова. – Томск, 2012. – 116 с.].

    Н. В. Матяш, определяя проектную деятельность как интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности, особо подчеркивает, что проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества и является творческой по своей сути [Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. В. .Матяш. – 3-е изд., стер. – Москва: «Академия», 2014. – 160 с.].

    Таким образом, проектная деятельность – это специально организованный комплекс действий, имеющий определённую цель, структуру, включающий элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной деятельности, завершающийся созданием творческого продукта.

    По мнению Е. С. Полата, М. Ю. Бухаркиной, М. В. Моисеевой проекты могут быть разных видов: исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, игровой проект, практико-ориентированный проект. Информационный и творческий проект может быть практико-ориентированным [Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева – Москва: «Академия», 2002. – 272 с.].

    Также возможны классификации проектов по предметно-масштабной области (монопроекты, которые вытекают из содержания 1 учебного предмета и межпредметные проекты, предполагающие интеграцию знаний из 2-3 областей), срокам реализации (мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (1-2 недели), средние (от 1 до 2 месяцев) и долгосрочные (годовые) проекты; числу участников (индивидуальные, парные, групповые). Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

    Например, во внеурочной деятельности могут быть реализованы такие проекты, как «Забытые игры старого двора», который направлен на сбор информации о старых играх (информационный, межпредметный, краткосрочный, индивидуальный); «Портрет моего города», направленный на создание виртуальной экскурсии по городу (информационный (творческий), межпредметный, долгосрочный, индивидуальный); «Мы иллюстрируем произведения С. Я. Маршака» (творческий, межпредметный, краткосрочный, групповой).

    Рассмотрим структуру проектной деятельности. Начинается всё с подготовительного этапа. На данном этапе учитель создает ситуацию, посредством которой учащиеся приходят к необходимости заняться проектной деятельностью. Например, столкнувшись с нехваткой информации об истории своей семьи, решают создать родословное древо. Педагог знакомит с технологией  проектного подхода, ученики обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, совместно определяют цели проекта.

    Следующий этап – планирование. Выполнение проекта для ученика начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Согласовываются способы совместной деятельности с учителем, устанавливаются критерии оценки результата и процесса работы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца. Учитель создаёт проблемную ситуацию, в ходе которой ученики предлагают варианты, высказывают предположения, учитель может сам выдвигать идеи. Педагог наблюдает за работой учащихся, при необходимости оказывает помощь.

    Далее – исследование. Ученики поэтапно выполняют задачи проекта. Деятельность учителя заключается в наблюдении, советах, косвенном руководстве деятельностью учащихся.

    Следующим этапом является представление (защита) проекта. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп.

    Последним этапом является оценка результатов проекта. На этом этапе педагог помогает оценить полученный продукт и проанализировать результаты деятельности в проекте. Ученики предлагают проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Учитель слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа, оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.

    Для того чтобы проектная деятельность носила эффективный самостоятельный творческий характер, необходимо:

    1.        Провести подготовительную работу.

    Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся сформированные до определённой степени специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

    Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (метапредметные) В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

    2.        Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническим и учебно-методическим оснащением, кадровым обеспечением (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационными ресурсами (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологическими ресурсами (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационным обеспечением (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).

    3.        При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

    4.        Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом – мотивацию.

    Мотивация является важным условием для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

    5.        Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

    Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

    6.        Создавать группу не более 5 человек.

    Для работы над проектом класс может разбиваться на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из-под вопросов, так называемым «проблемным вопросом».

    7.        Учесть опасности при выполнении проектов.

    Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

    Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

    Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта [Разагатова Н. А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно?  / Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом «Агни»: Самара, 2007. – 88 с.].

    Таким образом, проектная деятельность – это деятельность, включающая элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде продукта. Она может осуществляться как во время урока, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность имеет свою структуру: она состоит из этапов – подготовительного, планирования, исследования и предоставления продукта. Проектная деятельность в младших классах имеет свою специфику, которая касается, прежде всего, длительности выполнения, выбора темы, включения в процесс работы различных видов деятельности, количества проведения проектов в том или ином классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

    Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования...

    Метод проектов как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

    ФГОС предъявляет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одним из них является требование к результатам обучающихся: личностным, ...

    Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования мотивационных интересов у младших школьников"

       Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников  основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе фор...