ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Статья о  коммуникативных умениях у младших школьников и виды деятельности для их формирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативные умения формируются и совершенствуются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Составляющими коммуникативных умений являются:

– умение слушать;

– умение понимать и принимать мнение другого;

– умение решать конфликт;

– умение адекватно оценивать себя и других.

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности.

«Изобрази предмет»

Цель: знакомство с приемами общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Ход упражнения: ребенок движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой – то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т.п.

«Групповой рассказ»

Цель: сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Ход упражнения: все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

«Комплимент»

Цель: развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность, формирование значимости для ребенка мнения окружающих.

Ход упражнения: детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению – не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время".

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время"....

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".

С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...

«Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности».

laquo;Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности»....