СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".
статья

РЯБОВА  ОЛЬГА  АЛЕКСЕЕВНА

С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть внеурочная деятельность. Она создает прекрасные условия для развития потенциальных возможностей младших школьников, в результате которых  ребѐнок расширяет  свои знания в интересующих его областях, приобретает  исследовательские умения, обогащает  свой опыт. Исследовательская деятельность, как нельзя лучше, помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствует общему  развитию школьников и, без сомнения, является показателем мыслительной деятельности (умение классифицировать, обобщать, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а также составлять задания по предложенной теме).Главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно является учебным. Это означает, что его главная цель - это развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышлени, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. В основе исследовательской деятельности лежат : развитие познавательных умений и навыков учащихся,  умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания из различных областей наук, умение критически мыслить. Можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:1. Активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определѐнной темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. 2) Развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении  проведѐнного исследования; публично представлять результаты исследования. Младший школьник должен научиться   видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями для формирования исследовательских умений у младших школьников. Выполнение заданий исследовательского характера формирует у учащихся умение видеть проблему, умение структурировать материал, полученный в результате собственных изысканий, умение доказывать и защищать свои идеи, умение извлекать принципиально новую информацию . Для развития исследовательских умений нужно включать упражнения и задания следующих групп : развитие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, оценивать идеи и суждения, анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Педагог  организует и направляет деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. Потенциал внеурочной деятельности в формировании исследовательских умений младшего школьника проявляется в ее функциях: а) - образовательной: обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний из интересующих его областей;б) - воспитательной: приобретение и обогащение социального опыта, формирование положительного отношения к реалиям окружающего мира; создание условий для самоопределения ребенка в окружающем мире; в)- креативной: создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов ребенка; г)- компенсационной: восполнение ребенком умений, недостаточно сформированных в учебной деятельности;  д)-рансформативной: возможность переноса приобретенных умений на реальные жизненненные ситуации.Для более эффективной работы по повышению уровня развития младших школьников необходимо соблюдать ряд условий : возможность выбора вида деятельности , доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности, помощь детям, по возможности неявная, наводящая, ; внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор; решение творческих задач при изучении разных тем;  внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию (физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному), к его способностям;  высокий уровень духовного развития  учителя. Педагог  достигнет желаемого результата лишь в том случае, если сам он, как личность, не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. В рамках внеурочной деятельности представлены большие возможности для развития исследовательских умений учащихся: дети изучают различные свойства материалов, наблюдают, проводят опыты и эксперименты, делают проекты под руководством педагога, реализуют  широкий спектр возможностей для проявления познавательной инициативы и способности к решению исследовательских задач; самостоятельного поиска новых способов действий, форм представления результатов.Таким образом , можно сделать вывод, что  в формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть внеурочная деятельность, которая  становится равноправной, полноценной частью учебно-воспитательного процесса. Она  создает прекрасные условия для развития потенциальных возможностей младших школьников, в результате которых  ребѐнок расширит свои знания в интересующих его областях, приобретѐт исследовательские умения, обогатит свой опыт. Общеизвестно, что рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией, не способствуют в полной мере раскрытию способностей ребенка. Именно внеурочная деятельность, построенная на принципах свободного выбора, взаимодействия, психологической комфортности, позволит актуализировать исследовательские возможности детей, освоить способы совместной деятельности, сформировать  интерес к познанию и исследованию нового. 

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Развитие исследовательских умений у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Исследовательская деятельность в начальных классах, этапы, условия, методика развития исследовательских умений....

Развитие исследовательских умений у младших школьников

Развитие исследовательских умений у младших школьников...

Развитие исследовательских умений у младших школьников

В данной статье рассматривается методы и способы  стимулирования исследовательской активности младших школьников, Теоретический материал дополнен примерами из собственной деятельности по данному ...

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие исследовательских умений у младших школьников "

Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире ...

Развитие исследовательских умений у младших школьников.

    Для формирования у младших школьников исследовательских умений целесообразно использовать определенные приемы. Это, в частности, расширение педагогического поля, стимулирование лю...