"Что читают современные подростки?»
проект по чтению
ПРОЕКТ
« Что читают современные подростки?»
(тип проекта социальный)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 731.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уральская школа»
ПРОЕКТ
« Что читают современные подростки?»
(тип проекта социальный)
Проект выполнила:
ученица7 класса
Новотаева Джамиля
Руководитель проекта:
Мамбеткулова Токжан
Джамбуловна
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ СТР.
1.ВВЕДЕНИЕ. Цель проекта.---------------------------------------------- 3
2.АКТУАЛЬНОСТЬ._______________________________________ 4
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. История создания книги ______________ 5-7
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ________________________________ 8-9
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Вывод.____________________________________10
6..ПРИЛОЖЕНИЕ.._________________________________________ 11
7.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.______________ 12
Чтение хороших книг — это разговор с самыми
лучшими людьми прошедших времен, и притом
такой разговор, когда они сообщают нам только
лучшие свои мысли.
Введение
Буквально полвека назад было неудивительно встретить в автобусе или трамвае человека с книгой, ведь чтение было самым распространённым досугом. Сейчас же такое зрелище потрясает. Подростки загруженные учебной программой читают лишь из-за нужды, дабы не получить неудовлетворительную отметку. Подростки все больше свободного времени стали тратить на компьютеры и телевизоры, совершенно забыв о книгах.
Но все же остались и те, кто любит читать. Разнообразие книжного мира потрясает. Но как из всего этого выбрать то, что действительно нужно и интересно? Мне стало интересно, что читают учащиеся нашей школы и что может предложить современная литература нам и нашим сверстникам. Для этого я провели анкетирование среди учащихся 5-11 классов. ( Приложение №1).
Цель проекта: выявить степень заинтересованности подростков в чтении Задачи:
-провести анкетирование среди учащихся школы для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;
-исследовать вопрос о читательских интересах учащихся .
- основываясь на предпочтениях учащихся, составить примерный список художественных произведений, позволяющих расширить кругозор ребят и привить любовь к чтению.
Объект исследования: читатели в возрасте от 10 до 18 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Россию считают одной из самых читающих стран мира, несмотря на то, что интерес к чтению падает, т.к. на замену книгам пришли планшеты, ноутбуки и другие электронные игрушки. Мы все умеем читать, но не хотим этого делать. Великий французский философ Дени Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать". И наша задача не заставлять читать, а возрождать интерес к книгам.
Гипотеза. Роль чтения остается непоколебимой в современной жизни подростков.
План сбора информации:
1.Посещение библиотеки для выбора книг, которые смогут заинтересовать читателя.
2.Анкетирование учащихся.
Выбор продукта
Продуктом моего проекта станет буклет: «Что читать современным подросткам?».
История создания книги
Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелке.
История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной для нас бумаги – папирус. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб.
В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках
На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой.
В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал.
Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.
Современное книгопечатание
Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр. Страницы последовательно распечатываются на рулонной бумаге, которая впоследствии разделяется на отдельные листы, таким образом, что в итоге книга сразу будет собрана в правильном порядке. Такой станок, соответственно, называется рулонным. После сбора листов с оттисками осуществляются переплётные работы.
В современном обществе появился такой термин, как «электронная книга». Этот термин применяется по отношению к книге, содержащей информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе.
Современные социологические исследования в области подросткового чтения
В наше время приобретает выраженный характер тенденция обращения подростков к чтению с практической целью - «деловое» или прагматическое чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям, - лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов. Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения подростков в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой. Настоящими бестселлерами стали «Поттериана», «Властелин колец». Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать? Ответить на эти вопросы помогут данные наших исследований «подросткового» чтения.
Современные книги для подростков
В подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с проблемами неразделенной симпатии, разногласием с другом, конфликтом с учителем – всё кажется важным! Современная подростковая литература отражает всё то, что может происходить в жизни юных читателей; именно из книг они узнают о том, как в такой же ситуации вели себя литературные герои, как они смогли пройти подобные «испытания».
Мир чтения подростков
Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объёмными произведениями. Это неплохо. Однако зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. На то, что интересно, остается мало времени. И в свободное время подростки отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям.
Всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии.
В гостях у библиотеки
Я посетила школьную библиотеку с целью выяснения посещают ли учащиеся библиотеку и что читают). Библиотекарь сказала, что учащиеся посещают библиотеку и даже есть постоянные посетители .
Оказалось, что спросом у них служит классическая литература, изучаемая программой .
Стоит отметить, что большинство подростков читают книги не по своей возрастной категории.
Это и классическая литература, изучаемая по школьной программе, литература универсального содержания (энциклопедии, словари), произведения на историческую тему.
Можно отметить следующие книги, пользующиеся особым спросом: фантастика, фэнтези, детективы, научно – популярные.
Практическая часть.
Чтение в жизни подростков нашей школы.
Мною было проведено анкетирование с 5 по 11 классы Уральской школы. Анкета состояла из 6 вопросов:
1. Любите ли вы читать?
а) да
б) нет
2)Что вы читаете чаще всего?
а) газеты
б) журналы
в) художественную литературу
3)Как часто вы посещаете школьную библиотеку?
а) не посещаю
б) 1-2 раза в месяц
в) 1-2 раза в неделю
4)Какие литературные жанры предпочитаете?
1)роман
2)повесть
3)рассказ
4)очерк
5)сказка
6)былина
5)Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?
а) да б) нет
6)Хотели ли получить книгу в подарок?
А) да б) нет
Опрос показал, что из 20 опрошенных учащихся - 40 % любят читать книги,
85 % опрошенных любят читать художественную литературу, в то же время библиотеку посещают всего 35 % учащихся, предпочитают литературные жанры: романы – 30%, повести – 20%, рассказы -60%, интересуются новинками в сетях интернета- 40%, хотели бы получить в подарок книгу – 55%.
Вывод:
Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты учащихся, я пришла к следующим выводам:
Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению. Среди любимых авторов и книг есть произведений классической литературы. Учащиеся отдают предпочтение традиционной книге. На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
Наши подростки сегодня отводят меньше времени на чтение.
Предпочтение подростки отдают таким жанрам, как фэнтези, приключения, мистика. Литература сегодня заметно уступает телевидению и интернету.
Но тем не менее, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих детей к умственной деятельности.
В ходе исследования я пришла к следующему выводу. Хоть интерес современных подростков уменьшился, некоторые из них все также посвящают себя книгам, пусть даже не тем, которые проходят в школьном курсе. Подростки больше предпочитают книги, позволяющие познавать себя и окружающий мир. Это дает надежду на то, что современное поколение вновь возродит моду к прочтению книг.
Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как появление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы - важнейшее условие успешности человека в обществе. Ведь в книгах заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.
Приложение №1 Анкета.
1. Любите ли вы читать?
а) да
б) нет
2)Что вы читаете чаще всего?
а) газеты
б) журналы
в) художественную литературу
3)Как часто вы посещаете школьную библиотеку?
а) не посещаю
б) 1-2 раза в месяц
в) 1-2 раза в неделю
4)Какие литературные жанры предпочитаете?
1)роман
2)повесть
3)рассказ
4)очерк
5)сказка
6)былина
5)Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?
а) да б) нет
6)Хотели ли получить книгу в подарок?
А) да б) нет
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии.
Электронный ресурс http://metodisty narod.ru
Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте, М: «Академия», 1997.
Ивашина М.Чтение в XXI веке.//Литература №18/2008.
Линкова И.Я.Ты и твоя книга.- М.:1994.
Рыжкова Т. Не боимся Интернета!//Литература №18/2008
Электронные ресурсы:
https://fanfanews.livejournal.com/229917.html
https://journal.litres.ru/luchshie-knigi-dlya-podrostkov/
.https://externat.foxford.ru/polezno-znat/books-teens
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.
Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...
Современный бальный танец в жизни современного человека
Описание значимости бальных танцев в воспитании школьников...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...




