Воспитательный потенциал урока Чтения в 5 классе.
материал по чтению
Духовно-нравственное обучающихся на уроках Чтения в 5 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения в 5 классе
Учитель: Молокова И.Ю.
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности.
Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающим миром, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.
Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться жизнью.
Школьники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Яркое тому подтверждение – направленность тематических разделов в учебнике чтения для учащихся 5 классов под редакцией З. Ф. Малышевой:
«О друзьях-товарищах» у обучающихся формируется начальные представления о моральных нормах и правилах духовно- нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
«Спешите делать добро» все произведения учат милосердию, состраданию, радости и переживанию за других.
«Из прошлого нашего народа» включены «Рассказы о войне 1812 года» по С. Алексееву, «На поле Куликовом» по О. Тихомирову, стихотворение Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» и др. Прочтение, анализ этих произведений служит формированию исторической памяти, гражданственности, чести, долга, патриотизма обучающихся.
«Картины родной природы» учат обучающихся замечать изменения, которые происходят в родной природе в разные времена года. Изучая произведения данного раздела, дети учатся замечать красоту природы в мелочах, любить свой край, свою малую родину. Обучающиеся знакомятся с такими авторами как Ф. Тютчев, К. Бальмонт, Г. Скребицкий, С. Есенин, А. Пушкин, А. Толстой, М.М. Пришвин, А. Блок, И. Соколов – Микитов, И. Бунин, К. Паустовский и др. Изучение произведений этих писателей духовно обогащает и развивает детей, формирует знания о том, что растительный и животный мир необходимо оберегать и преумножать.
«О животных» все произведения учат ответственному, заботливому отношению к животным, птицам. Например, изучая отрывок из повести «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского дети учатся выносливости, смелым поступкам, любви к своим питомцам, ответственности за их жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Моя задача как учителя состоит в том, чтобы обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения на уроке создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном становлении. На каждом уроке я уделяю внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Это происходит ненавязчиво, незаметно для обучающихся.
Любое литературное произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый в форме устных повествований
И одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, заложенные в произведениях русской и зарубежной литературы.
На уроках чтения использую следующие приемы, формы и методы:
- Словарная работа с духовно- нравственной лексикой (бессердечность, благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, лживость, мужество, отзывчивость, чуткость, и другие).
С детьми 1 варианта мы составляем слова из букв разрезной азбуки, разбираем значение слов, даем характеристику героям, используя данные слова, или выбираем из цепочки слов нужные.
С детьми 2 варианта по картинкам где изображены лица (по мимике) выбираем нужные (добрый человек, злой, жестокий), также составляем слова из букв разрезной азбуки, но на каждой букве пишу нужную цифру, так как дети не читающие и мы с ними повторяем буквы.
- Дидактические игры
Дидактические игры использую на этапе повторения изученного материала.
- Игра «Кто быстрее?», в которой ученикам каждого ряда необходимо вставить пропущенные буквы, при этом постараться не только сделать это быстро, но и правильно, чтобы не подвести своих товарищей использую здесь незнакомые слова.
- Игра «Кто больше составит слов?». Дается слово, например, «милосердие»
Из букв, входящих в него, надо составить как можно больше слов: сор, сом, дело, леди, соло
- Игра «Соедини вместе»: соедините слова нужной линией: пунктирной, если слова с противоположным значением, и сплошной, если слова близкие по значению.
1.бессердечность, доброта
2. жестокость, отзывчивость
3.равнодушие ,сердечность
4.верность измена
5.вежливость грубость
6.жадность, скупость
7.мужество, смелость
- перепутанные логические цепочки. Данный прием применяю при обобщении темы.
На отдельные листы выписываю 5-6 предложений из текста, которые демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи – для 1 варианта.
Для 2 варианта также использую картинки – расположи в правильном порядке согласно тексту.
- работа с тестами (1 вариант выбирает правильный ответ на вопрос, 2 вариант нужную картинку);
- работа с текстами;
Использую Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
на уроках чтения сопоставляю иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Знакомимся с портретами писателей, фотографиями, иллюстрациями, смотрим отрывки из фильмов, слушаем аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже бываем на экскурсии в музее.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.
Говорят, что, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Использованные материалы:
https://www.1urok.ru/categories/14/articles/14769
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитательный потенциал урока"
Презентация использовалась при выступлении на методическом семинаре в школе. Каждый урок должен нести воспитательный потенциал для развития личности младшего школьника....

Презентация на тему "Развивающий и воспитательный потенциал урока"
Прежде чем готовиться к выступлению, я задумалась над тем, что же включают в себя воспитательный и развивающий потенциал урока?Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе неза...

"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....

Воспитательный потенциал урока литературы в начальной школе
«Только книга и знания смогут сделать насдуховно сильными, честными, разумными людьми,которые способны искренне любить человека,уважать его труд и сердечно любоватьсяпрекрасными плодами его непрерывно...
Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Воспитательный потенциал уроков литературного чтения"
Цель - выявление воспитательного потенциала уроков литературного чтения в начальной школе....
Реализация воспитательного потенциала урока на уроках в начальной школе
Материал к выступлению на педагогическом совете...
