Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему: В.А. Осеева «Хорошее».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Забелина Анастасия Олеговна

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по литературному чтению

во 2 классе  на тему: В.А. Осеева «Хорошее». 

Цели урока: Создание условий для формирования нравственных качеств личности.

Образовательные цели:

Формирование навыка осознанного чтения через анализ текста;

Развитие умения выделять главную мысль произведения и понимать его мораль;

Обучение правильному восприятию и пониманию лексического значения слов, встречающихся в тексте;

Закрепление знания о вежливых словах и их значении в общении между людьми.

Развивающие цели:

Развитие логического мышления через анализ поведения героев и их мотивов;

Стимулирование воображения и способности к прогнозированию событий через обсуждение возможных действий персонажей;

Развитие коммуникативных навыков через групповую работу и ответы на вопросы учителя;

Совершенствование навыка выразительного чтения вслух.

Воспитательные цели:

Воспитание чувства уважения к старшим и младшим, а также к животным;

Формирование представления о важности добрых дел и поступков;

Понимание необходимости совпадения слов и действий человека;

Воспитание внимательности и вежливости в отношениях с окружающими.

Ход урока.

!Выставка книг В.Осеевой до урока. На доске портрет В.А.Осеевой

На доске: «Жизнь дана на добрые дела!»

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Приветствие

-Добрый день, дорогие ребята!

Мы все немного волнуемся. К нам сегодня пришли гости, давайте покажем, как мы умеем дружно работать. Я предлагаю провести следующее упражнение

Глубокий вдох и медленный выдох: ученики делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на пару секунд, затем медленно выдыхают через рот.

А сейчас повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза

 

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

II. Мотивация к учебной деятельности. Речевая разминка

Наш урок мы начинаем с речевой разминки

На экране у нас скороговорка, прочитайте её шепотом ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме!

Вслух я попрошу прочитать Веру

А теперь я попрошу прочитать хором, чуть быстрее, чем Вера

Хорошо, спасибо

А теперь я попрошу Василису прочитать скороговорку уставшим голосом.

Почувствовали, что Василиса устала?

А теперь я попрошу прочитать _________ веселым голосом.

Молодец, хорошо!

III. Актуализация знаний учащихся.

1.Волшебные слова

-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок? (добрый день)

- Как называют это слово? Вежливым, волшебным

- Давайте вспомним, какие ещё  вежливые слова мы знаем?

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого...(спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит...(добрый день).

Когда бранят за шалости,

Говорим...(прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят...(до свидания)

-Почему мы называем эти  слова вежливыми? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям. Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).

IV.Проверка домашнего задания

И так, дома вы читали рассказ Осеевой «Волшебное слово»

Давайте вспомним, какова была главная мысль рассказа «Волшебное слово» (заключается в том, что доброта, внимание и проявление заботы могут изменить отношения с близкими людьми и привести к счастью и взаимопониманию.)

Этот рассказ учит нас чему? (Уважать людей, быть воспитанным)

Первый вывод:

«ВОСПИТАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКОВ»

(КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)

Викторина   «Волшебное слово»

А теперь давайте посмотрим, какими вы были внимательными  читателями. Ответьте на вопросы  теста

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик, сидя на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши                    

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

                       

Сейчас поменялись друг с другом листочками и проверим как  вы справились  с работой.

ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН ОТВЕТЫ

У кого 5 баллов поднимите руки

У кого меньшее количество балов, это значит, что дома нужно еще раз прочитать рассказ «Волшебное слово»

V. «Открытие» темы урока

Подготовленные ребята рассказывают о В. Осеевой

Ребята в одной из статей я прочитала такие слова

Один раз мама спросила:— Понравился тебе рассказ? Я ответила:— Не знаю. Я о нем не думала. Мама очень огорчилась:— Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать».

Эти слова принадлежат Валентине Александровне Осеевой

Согласны ли вы с утверждением, что нужно не просто читать, а еще и думать.

И новый вывод, который делает для нас Валентина Осеева, чтение должно быть для размышления. «ЧТЕНИЕ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ» (КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)

Дома у вас было дополнительное задание по желанию: перечитать биографию Валентины Александровны. Найти факты, о которых на предыдущем уроке мы с вами не говорили. Кто дома справился с этим заданием?

Спасибо девочки большое за дополнение, очень хорошо что вы нашли эту интересную информацию.

А вы мне скажите ребята, понравились ли вам рассказы Осеевой? (ДА)

Действительно, они учат нас нравственным поступкам, они учат нас, как поступать в той или иной ситуации.

Хотели бы вы познакомиться ещё с её рассказами (хором можно ответить)

Так чем же мы будем сегодня с вами на уроке заниматься?

Верно. Мы продолжим изучать рассказы Валентины Александровны Осеевой.

Внимание на экран, новый рассказ с которым мы с вами познакомимся, называется «Хорошее»

Давайте с вами подумаем, о чем может говориться в таком рассказе?

Сейчас мы прослушаем этот рассказ и посмотрим, подтвердились ли предположения ____?

VI. СЛУШАЕМ АУДИОЗАПИСЬ

________ предположила, что будут происходить хорошие поступки, подтвердилось ли это в рассказе? Хорошие поступки мы увидели? (НЕТ)

Но тогда почему же рассказ называется хорошее, мы с вами поймем в течение урока.

Прошу открыть вас учебники на стр.93, возьмите в руки простой карандаш, перечитайте рассказ еще раз и отметьте о чем мечтал Юра?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Ребята, вам в тексте встретилось слово ТРЕЗОРКА

-Как вы думаете, почему слово «Трезорка»  написано с заглавной буквы? (кличка собаки).

А еще в тексте встретились вот эти слова, (няня, колодец)

Кто сможет объяснить их лексическое значение? (Если не знают, то сама)

Няня - это  женщина, занимающаяся уходом, присмотром за ребенком, детьми в семье. 

Колодец - это укреплённая срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.

И так первая мечта, прочти, пожалуйста _______

Теперь скажите эта мечта хорошая или плохая?

Вторая мечта?

Эта мечта хорошая или плохая?

Третья мечта?

А эта мечта хорошая?

И так ребята, что же хорошего было в рассказе? (Он думал о хороших поступках)

Можно ли назвать эти поступки героическими? (отважный, решительный)

Герой – человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

А какие еще поступки вы считаете героическими? Т.е. мы должны делать, что-то хорошее.

А у Юры у нас пока только хорошие мечты.

Найдите диалог Юры и сестры, слова Юры читает,… а слова сестры ….. Скажите какой хороший поступок, он мог сделать для сестры? А как он ей ответил?

Когда мы говорим не мешай мне? (когда мы заняты). А Юра был занят? Нет

Найдите диалог няни и Юры, слова Юры читает… а слова няни ….. Скажите что хорошего для няни мог сделать Юра? А что он ей ответил?

Теперь давайте посмотрим что он мог сделать для Трезорки? Что ответил Юра?

А теперь давайте представим, что сестра бы тонула, на няню напали волки, Трезорка в колодец упал. Как вы думаете, что в этот момент чувствуют няня, сестренка и Трезорка. Они бы звали на помощь (испуг, страх).

Скажите, желаем ли мы это окружающим?

Конечно нет, для окружающих нужно делать только хорошее.

Это ещё один вывод которые делает Валентина Александровна Осеева. ДЕЛАЙ ХОРОШЕЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ (КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)

VII. ФИЗМИНУТКА

"Помогаем маме".

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

-Ребята, похожи ли дела Юрика на те дела, которые мы показывали на физминутке? (нет)

Присаживайтесь и включаемся в работу

VIII.  Характеристика героя

-  Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.

ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН качества

Ребята, все согласны?

IX. Давайте с вами подумаем, какова же главная мысль вашего рассказа, что Валентина Александровна Осеева хотела сказать?

Что бы вы посоветовали Юре?

А что мама посоветовала ему? Найдите

Действительно ребята, хорошее заключается не в фантазии, хорошее заключается в реальных поступках.

Обязательно нужно помогать людям и ваши дела и поступки не должны расходится друг с другом. Это ещё один вывод, который помогает нам сделать Валентина Александровна «ПОСТУПКИ И СЛОВА ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ» (КАРТОЧКА НА ДОСКЕ)

Так давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки, быть вежливым и добрым)

(Показываю, на доске портрет Осеевой с её книгами)

 «Читайте книги Осеевой»

- В.А. Осеева своими произведениями помогает понять, что такое настоящая дружба и верность, как можно с помощью доброго слова помочь человеку. Она подсказывает, как общаться с другими ребятами, как решать жизненные ситуации.    

  Читайте книги этой замечательной писательницы,  учите «волшебные» слова, совершайте хорошие дела просто так, будьте добрыми и воспитанными – и все у вас будет хорошо!

Итог урока. Рефлексия.

X. Рефлексия

-Оцените своё состояние  после урока.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

scale_1200

Информация о домашнем задании

-Ребята, дома у вас будет возможность прочитать рассказ ещё раз, подумать какие хорошие поступки вы можете совершить уже сегодня, помогая маме и папе.

СПАСИБО ЗА УРОК

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

смелый заботливый умный думающий о себе добрый грубый мужественный трусливый непослушный жадный вежливый внимательный к окружающим

Слайд 6

П А С И Б О С ЗА УРОК



Предварительный просмотр:

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши                    

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши          

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши                    

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши          

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши          

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок

В.А. Осеева «Волшебное слово»

1.Кто автор произведения «Волшебное слово»?

а) Ю. Ермолаев      б) В. Осеева             в) К. Паустовский

2. С кем беседовал мальчик сидя, на скамейке?

а) старушка         б)  девочка  в) старичок

3.Как звали мальчика?

а) Костик     б) Павлик       в) Ярик

4.Что просил мальчик у Лены?

а)  фломастеры           б) краски          в) карандаши                    

5.Что бабушка дала внуку?

а) морковку              б) оладушек          в) пирожок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс, УМК «Гармония» Тема: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Использовала на уроке различные средства: рассказ, объяснение, работа с учебником. Произведение «Живая шляпа» находится в разделе «В мире книг». Изучили произведение Н.Н.Носова «Затейники»,следующее п...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...