Рабочая программа предмета «Литературное чтение.
рабочая программа по чтению (3 класс)

Немченко Татьяна Петровна

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой,В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_3.docx76.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ульяновская СОШ»

Принята педагогическим советом МКОУ «Ульяновская СОШ»

Протокол  № 1 от 28 августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы:  Кугультинова Е.В. /__________/

Пр.№ 58/ 2от 28 августа 2021 г.

Рассмотрено:

на заседании ШМО

начального цикла

протокол № 1 от 25 августа 2021 г

Руководитель  ШМО :Дрей И.Н./            /                                                                                                                                                    

Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

Лиджиева И.П./__________/

                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 3  «А» КЛАССА

Образовательная область: Русский язык и литературное чтение

Предмет:                           Литературное чтение

Количество часов:  68

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

Учитель: Немченко Татьяна Петровна

                                                     с. Ульяновское, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой,В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012)

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

 Цель данной программы:

         Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения   направлено на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического  отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи программы обучения:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Актуализация обучения младших школьников:

Углублять читательский опыт детей.

Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Общая характеристика

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование  навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информации* в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности дли своего самообразования.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Методические особенности изучения предмета:

    Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

- художественно-эстетического;

- литературоведческого;

- коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принципопределяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Литературоведческий принципс учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Коммуникативно-речевой принципнацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

    В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся».

    Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности».

Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков , компетентностей , способов деятельности

  • слушать и слышать, высказывать суждения, умозаключения по поводу понимания информации;
  • воспроизводить знания, удерживать в памяти;
  • передавать знание в развернутом и сжатом виде;
  • оперировать понятиями;
  • выстраивать логические связи;
  • выводить причины и следствия, делать выводы;
  • формулировать вопросы;
  • заучивать, запоминать;
  • составлять образец действия с объектом;
  • вырабатывать критерии для оценки своей работы и напарника.
  • Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
  • Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
  • Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценностижизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Организация обучения

Формы организации обучения:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Формы организации обучения: ведущей формой обучения является урок, в ходе которого, учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы её организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Домашняя учебная работа имеет  большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело.

Методы обучения:словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

       При выборе методов обучения изложение программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания для решения новых конкретных  учебных задач.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения.

Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

  Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Технология обучения: личностно-ориентированное обучение.

Для полной реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются различные формы, методы и приёмы работы, направленные на осознанность чтения, развитие речи, умение работать с текстом художественного произведения, а также на формирование общеучебных умений.

Виды речевой и читательской деятельности:

  • Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
  • Чтение:
  • Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
  • Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
  • Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
  • Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
  • Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
  • Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
  • Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
  • Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
  • Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
  • Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
  • Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
  • Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
  • Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
  • Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
  • Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
  • Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
  • Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
  • Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
  • Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
  • Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
  • Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
  • Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
  • Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
  • Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
  • Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
  • Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
  • Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Место курса «Литературное чтение » в учебном плане

 На изучение курса «Литературное чтение» в 3  классе начальной школы отводится 2 ч в неделю —  68 ч  (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми[ в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценно стей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;

-   развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственное отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-   восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметныхрезультатов обучения:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-   овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

-   овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений э Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-   использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

-   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

-   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

-   умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

-   умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Виды   контроля   результатов   обучения

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Учебно- тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Самое великое чудо на свете

1

Устное народное творчество

6

Поэтическая тетрадь

4

Великие русские писатели

12

Поэтическая тетрадь

4

Литературные сказки

4

Были-небылицы

4

Поэтическая тетрадь

4

Люби живое

9

Поэтическая тетрадь

4

Собирай по ягодке-наберешь кузовок

10

По страницам детских журналов

4

Зарубежная литература

2

ИТОГО

68

Основное содержание

Тема

Кол-во час.

Содержание

Самое великое чудо на свете.

1

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

6

Русские народные песни.    Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения  прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.  Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк».  

Поэтическая тетрадь 1.

4

Проект: Как научиться читать стихи»   на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского . Ф.И.Тютчев« Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ;

А.А.Фет« мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»  И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»   И.З. суриков « Детство»,

« Зима» Утренник « Первый снег»

Великие русские писатели

12

Подготовка сообщения «  Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,   «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане».     Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов  

« Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица».

М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.  « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень».  Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения  о жизни и творчестве  писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» .

Поэтическая тетрадь 2

4

Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « ДедушкаМазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки

4

Д.Н .Мамин- сибиряк «  Алёнушкины сказки» Присказка.,

« Сказка  про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д. Одоевский « Мороз Иванович».

Были - небылицы

4

М Горький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский.

« Растрёпанный воробей» А.И .Куприн. « Слон»

Поэтическая тетрадь 1

4

С. Чёрный .Стихи  о животных : « Что ты тискаешь утёнка..»,

« Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны»,

« Ворона « С.А. Есенин « Черёмуха».

Люби живое

9

М. М. Пришвин  « Моя Родина». И.С. Соколов- Микитов

« Листопадничек».

В.И. Белов « Малька провинился», « Еще раз  про Мальку»..

В.В. Бианки « « Мышонок Пик»..

Б.С. Житков « Про обезьянку»  В.П. Астафьев « Капалуха»  В.Ю. Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

4

С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто  « Разлука», « В театре»,

С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» ,

« Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

10

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке   - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М. Зощенко.

« Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов

« Федина задача», « Телефон»

В.Ю. Драгунский « Друг детства»..

По страницам детских журналов

4

Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г. Остер

« Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р .Сеф.

« Весёлые стихи» .Выразительное чтение

Зарубежная литература

2

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

Г. Х. Андерсен  « Гадкий утёнок» , сообщение о великом сказочнике

Итого

68

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу

 3 класса

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-75 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

-  самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

-  использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

-  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

У третьеклассников продолжиться формирование

Личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности : патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- осознание  значимости   чтения для своего дальнейшего развития;

-восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории , культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России  и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассников продолжиться формирование

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, -определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные УУД:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

–  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии  с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

–  готовность слушать собеседника и вести диалог;

–  признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете? соответствующей схемой

                            Календарно-тематическое планирование

п\п

                        Тема урока

Кол-во часов 

Дата

Самое великое чудо на свете( 1 ч)

по плану

по факту

1

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

1

Устное народное творчество(6ч)

2

Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки.

1

3

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

4

Иван-царевич и Серый волк.  

1

5

Иван-царевич и Серый волк.  

1

6

Сивка-бурка

1

7

Входная контрольная работа

1

Поэтическая тетрадь(4 ч)

8

Обобщение.  «Устное народное творчество.

Ф. И. Тютчев  «Весенняя гроза»

1

9

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

10

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы»

1

11

И. З. Суриков «Детство. Зима» . Обобщение. «Путешествие в Литературную страну.»

1

Великие русские писатели(12ч)

12

Любимые стихи А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»  А. С. Пушкин «За весной, красой природы

1

113

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»  

1

14 -17

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

4

18

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

19

М. Ю. Лермонтов «Утес» , «Горные вершины»

1

20-21

А. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

2

22

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

23

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» , «Куда девается вода из моря?» Обобщение. Л. Н. Толстой

1

Поэтическая тетрадь(4ч)

24

Н. А. Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…»

1

25

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

26

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

27

И. А. Бунин «Детство»

И. А. Бунин «Полевые цветы»

Обобщение. «Поэтическая тетрадь».

1

Литературные сказки(4ч)

Элект. пособие

28

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

29-30

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

2

31

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»  

В. Ф. Одоевский. Обобщение. Обобщение. «Литературные сказки»

1

Были-небылицы(4 ч)

32

М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

1

33

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

34-35

А. Н. Куприн «Слон»  Обобщение. Были-небылицы

2

Поэтическая тетрадь(4ч)

36

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

37

Саша Черный «Воробей», «Слон»

Проверка т/ч

1

38

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

39

С. А. Есенин «Черемуха»

М. М. Пришвин «Моя Родина»

1

Люби живое ( 9ч)

Элект. пособие

40

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

41

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

42

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

43

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

44-45

Б. С. Житков «Про обезьянку»

2

46

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

47

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

48

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»  Обобщение по разделу.

1

Поэтическая тетрадь(4ч)

Элект. пособие

49

С. Я. Маршак «Гроза днем» , «В лесу над росистой поляной»

Д.Кугультинов «Зерно» (с.119 книга для чтения)

1

50

А. Л. Барто «Разлука»

А. Л. Барто «В театре»

1

51

С. В. Михалков «Если» , «Рисунок»

1

52

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»  Обобщение. Поэтическая тетрадь

1

Собирай по ягодке-наберешь

кузовок(10ч)

Элект. пособие

53

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

54

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

55

А. П. Платонов «Еще мама»

1

56-57

М. М. Зощенко «Золотые слова»

2

58-59

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

2

60

Н. Н. Носов «Федина задача»

Проверка т/ч

1

61

Н. Н. Носов  «Телефон»

1

62

В. Ю. Драгунский «Друг детства»  Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» .

1

63

По страницам детских журналов(4ч)

Ю. И. Ермолаев «Проговорился» , «Воспитатели»

1

64

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1

65

Р. Сеф «Веселые стихи»  Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

1

66

Выходная контрольная работа

1

Зарубежная литература(2ч)

67

 «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий». Древнегреческий миф

1

68

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»  Обобщение. Зарубежная литература.

1

Лист коррекции календарно-тематического планирования

2021-2022 учебный год

 урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова

Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса УМК Школа России ФГОСII

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для  2  класса на 2012 – 2013учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по литературному чтению, пр...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 2 класса  составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения  и программы УМК «Начальная...

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» 3 класс (УМК " Школа России")

Рабочая программа по предмету Литературное чтение" для 3 класса разработана на основе авторской программы "Литературное чтение"  Л. Ф. Климановой,  М. В. Бойкиной....

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе ФГОС по литературному чтению для программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого У...

Рабочая программа Предмет «Литературное чтение» для начального общего образования

Литературное чтение. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...