Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гурьянова Татьяна Михайловна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока чтения

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

  1. Продолжить знакомство учащихся с русским устным народным творчеством
  2. Развивать умения прогнозировать содержание сказки
  3. Воспитывать уважение, сочувствие и внимательное отношение к другим людям.

Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогическая технология; коммуникативно-деятельностная технология, приём антицепации

Основные понятия, термины

Сказка

Планируемый результат

Предметный

Личностный

  • Способствовать развитию выразительной и монологической речи учащихся;обогащать словарный запас учащихся.
  • Способствовать развитию внимания, интереса к чтению.

  • Уметь различать жанры устного народного творчества Характеризовать героев сказки
  • Соотносить пословицу и сказочный текст
  • Определять последовательность событий

- проявлять интерес к чтению

Метапредметный

1)Познавательные:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

2)Коммуникативные

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

3)Регулятивные

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

-фронтальная

-индивидуальная

- презентация;

карточки для самостоятельной работы;

кроссворд;

«дерево предсказаний»;

сборники сказок.

Музыкальное сопровождение.

Литература:

Методические рекомендации к урокам литературного чтения М..Просвещение,2020;

Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс 2020

Введенская Л.А. Пословицы. Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000.

Литературное чтение. 2 класс: для общеобразовательных учреждений. В 1 ч. /Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение 2023 г.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный этап

Учитель настраивает детей на урок.

Угадайте, о каком жанре устного народного творчества идет речь.

Много жанров есть на свете,

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Отгадывают загадку

Правильный ответ – сказка

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

На прошлом уроке вы познакомились с таким жанром устного народного творчества, как сказка.

Кто же может мне сказать, что такое сказка? В чем ее особенность?

В случае затруднения ответа детей открыть учебник на стр.26 и вместе повторить.

Почему вы любите сказки?

Выборочная проверка домашнего задания:

Расскажите отрывок своей любимой сказки, а мы попробуем угадать

Отвечают на поставленные вопросы.

Сказка - это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях, с участием волшебных, фантастических сил.

Отвечают на вопрос

Выполняют задание, отгадывают сказки.

Постановка учебной задачи, целей урока

Как вы думаете, для чего люди издавна сочиняли и рассказывали сказки?

-Какие виды сказок вам известны?

- Приведите примеры.

-Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки. На какие 2 группы можно их разделить?

-Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Попробуйте по названию и картинке на слайде определить, о чём пойдёт речь в этой сказке.

-Какая это сказка : авторская или народная .

Ребята, отгадайте загадки.

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днём он — забияка,

Поутру — часы.

(Петух, петушок)

В зелёном чулочке,
Камешки вряд,
В стручках созревают,
Как их называют?

(Бобы)

Правильно, ребята! Молодцы. С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?

Пробуют сформулировать ответ на вопрос.

Отгадывают загадки

Вспоминают название сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Первичное закрепление нового знания.

Чтение первой части сказки учителем.

- Как вы думаете, поможет хозяйка петушку?

Финальное чтение сказки.

– Вам понравилась сказка?

- К какому виду сказок её можно отнести? (о животных)

--Какая беда приключилась с петушком?

-Из-за чего случилась с ним беда?

-К кому бросилась курочка за помощью? Найдите лишних героев.

-Как закончилась сказка?

Высказывают свои предположения (Формирование способностей к анализу текста, первичному прогнозированию).

Отвечают на вопросы (первичный анализ текста с помощью ИКТ)

Физминутка

Петушочек встрепенулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Крыльями похлопал,

Ножками потопал,

Шею вытянул, согнул

И по улице шагнул.

Выполняют разминку

Первичное закрепление нового знания (продолжение)

А теперь давайте прочитаем сказку все вместе.

Обучающиеся читают сказку по цепочке (отработка навыка выразительного чтения)

Включение в систему знаний и умений.

(Работа с толковым словарём.(словарная работа)

Чтобы лучше понять сказку, разделимся на группы.

Ребята, сидящие на первом ряду, должны описать героев сказки, курочку и петушка.

Ребята со второго ряда попробуют подобрать пословицы, подходящие к этой сказке, и объяснить их.

И все вместе попробуют составить план сказки. Какие части можно в ней выделить?

. Кто такой кузнец?

Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших профессий.

Коса- Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку, служащее для срезывания травы, хлебных злаков.. Сплетенные в виде жгута несколько длинных прядей волос.

Давайте обсудим результаты вашей работы

Работа в парах: выполняют задание учителя, описывают героев, обсуждают смысл пословиц, составляют план.

Представляют результаты работы, обсуждение

Фото-

Рефлексия

- С какой сказкой мы познакомились сегодня?

-Кто её автор

- К какому виду она относится?

- Чему научила нас эта сказка?

- Счастливый конец у сказки или нет?

-Назовите всех действующих героев сказки;

-Можно ли их назвать настоящими друзьями;

-Что вам больше всего понравилось в сказке;

-Были ли у вас такие ситуации, когда кому - нибудь требовалась ваша помощь.

- Скажите, чему учит нас эта сказка? Какой урок она нам преподносит?

- А может ли это пригодится нам в жизни? Например, когда?

- Кто из героев вам понравился больше всех? Почему?

- А кого из героев вы осуждаете? Почему?

- Чему вы научились, читая эту сказку?

-Какое настроение в конце урока? покажите свои смайлики.

Отвечают на вопросы, оценивают свои действия

Показ

Домашнее задание

К следующему уроку необходимо подготовить выразительное чтение и пересказ текста.

А наш сегодняшний урок окончен. Благодарю всех за работу.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

Данный материал может быть полезен учителю начальных классов на уроке литературного чтения во 2 классе. Презентация состоит из 10 слайдов, на которых содержится текст русской народной сказки "Петушок ...

Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс...

Технологиеская карта по литературному чтению . Русская народная сказка "Петушок и бобовое зёрнышко"

Создать условия для развития навыков чтения, умений определять основную мысль сказки....

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание сказки по иллюстрациям.

Тип: урок «открытия» нового знания       Задачи: Учить выразительно читать сказки, определять главных и второстепенных героев.Учить восстанавливать текст сказки по...

Конспект урока литературного чтения "Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко"

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме: Особенности сказок о животных. На примере русской народной сказки "Петушок и бобовое зёрнышко". Начало урока и конец урока -  в...

Урок "Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"

У детей младшего школьного возраста необходимо не только сформировать систему экологических знаний, но и предусмотреть начало для формирования необходимых действий в соотвуетствии с этой системой знан...