Система оценки достижений обучающихся с ОВЗ в младших классах
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования , позволяющей вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки достижения обучающимися с
задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к результатам освоения АООП НОО и направлена на обеспечение качества образования
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ЗПР система оценки, ориентирована на выявление уровня образовательных достижений учащихся с ЗПР с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, наблюдения.
- личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных действий.
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции школьника,
которая находит отражение в эмоционально_- положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характере учебного сотрудничества
- учителем и одноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности –
чувства гордости за свою Родину,
знание знаменательных для Отечества исторических событий;
любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно_познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
·характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
· определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
· систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель
- задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. ( Анализ выполнения к.р., провер.р. по предметам, уровень техники чтения)
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоение обучающимися учебного предмета.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты обучения примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, сохраняются в его традиционном виде.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка(мониторинговые исследования);
субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные процедуры и оценки (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов);
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). С целью проведения текущего оценивания используются следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы: система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
При оценке результатов освоения АООП НОО необходимо обеспечить ребенку с ОВЗ право проходить итоговую аттестацию не только в общих, но и в иных формах – индивидуально, в привычной обстановке, в присутствии знакомого взрослого и с использованием средств, облегчающих организацию его ответа, без заявленных для ребёнка ограничениях во времени.
При оценке итоговых предметных результатов обучения используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Для получения более объективной и полной картины об освоении учащимися образовательных программ необходимо разработать систему контроля, включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса.
Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности обучающихся, закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
Результаты оценки достижения планируемых результатов хочу показать на примере моего ученика, обучающегося по программе АООП НОО:
Сокольников Станислав Сергеевич , ученик 2 класса МАОУ «СОШ № 60» (2024- 2025 уч год)
№ пп | Виды деятельности | Год сопровождения | |||||||||||
2023___- 2024 Начало года | 2023__- 2024 Конец года | 2024___- 2025___ Начало года | 2024___- 2025___ Конец года | ||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | ||
1 | ЛИЧНОСТНЫЕ Адекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | + | + | + | + | ||||||||
2 | Соблюдение нравственных норм и правил поведения. | + | + | + | + | ||||||||
3 | Осознанность важности и необходимости учения. | + | + | + | + | ||||||||
Оценка метапредметных результатов
4 | РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. | + | + | + | + | ||||||||
5 | Умение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | + | + | + | + | ||||||||
6 | Умение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | + | + | + | + | ||||||||
7 | Умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | + | + | + | + | ||||||||
8 | Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | + | + | + | + | ||||||||
9 | КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение взаимодействовать со взрослыми. | + | + | + | + | ||||||||
10 | Умение взаимодействовать со сверстниками. | + | + | + | + | ||||||||
11 | Умение выражать свои мысли в общении с педагогами. | + | + | + | + | ||||||||
12 | Умение выражать свои мысли в общении со сверстниками | + | + | + | + | ||||||||
13 | Умение находить способы разрешения конфликтов | + | + | + | + | ||||||||
14 | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Общеучебные Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. | + | + | + | + | ||||||||
15 | Деятельность нехаотична, продуманна, контролируема | + | + | + | + | ||||||||
16 | Знаково-символические Умение использовать знаково-символические средства для решения задач. | + | + | + | + | ||||||||
17 | Запоминание конфигурации знаков и символов. | + | + | + | + | ||||||||
18 | Информационные Умение находить и выделять необходимую информацию. | + | + | + | + | ||||||||
19 | Умение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | + | + | + | + | ||||||||
20 | Умение передавать информацию. | + | + | + | + |
Оценка предметных результатов
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
21 | ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Подготовка к обучению грамоте - чтение Формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. | + | + | + | + | ||||||||
22 | Различение звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. | + | + | + | + | ||||||||
23 | Умение работать с условно – графической схемой слова и предложения. | + | + | + | + | ||||||||
24 | Умение в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. | + | + | + | + | ||||||||
25 | Умения в упражнениях на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. | + | + | + | |||||||||
26 | Ознакомление с окружающим миром русский язык Овладение качественным и количественным словарем по разным лексическим темам. | + | + | + | + | ||||||||
27 | Правильное согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, и падеже. | + | + | + | + | ||||||||
28 | Владение некоторыми способами словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов с разными приставками; родственных слов. | + | + | + | + | ||||||||
29 | Умение в понимании значения предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. | + | + | + | + | ||||||||
30 | Умение в составлении различных видов рассказов. | + | + | + | + | ||||||||
31 | Умение в составлении всех типов предложений. | + | + | + | + | ||||||||
32 | Математика Умение в понимании смысла слов: между, раньше, позже; понятий: сегодня, завтра, вчера; частей суток, дней недели, времен года; их последовательности | + | + | + | + | ||||||||
33 | Умение в счете в прямом и обратном порядке, от заданного числа до другого. | + | + | + | + | ||||||||
34 | Умение в счете предметов на слух, по осязанию, в счете движений. | + | + | + | + | ||||||||
35 | Умеет различать количественные и порядковые числительные (сколько, который). | + | + | + | + | ||||||||
36 | Соотносит цифры, числа и количества. | + | + | + | + | ||||||||
37 | Практическое иллюстрирование состава чисел от 2 до 10(100) из отдельных единиц и из двух меньших чисел. | + | + | + | + | ||||||||
38 | Умения в использовании условной мерки. | + | + | + | + | ||||||||
39 | Владение действиями сложения, вычитания, сравнения (использование математических знаков +, -,‹,›, =). | + | + | + | + | ||||||||
40 | Умения в составлении и решении арифметических задач. | + | + | + | + | ||||||||
Примечание к таблице
Н – низкий
С – средний
В – высокий
Условные обозначения: + да
Вывод: Стас демонстрирует хорошие предметные знания по математике и положительную динамику в развитии метапредметных навыков. Для дальнейшего развития рекомендуется продолжать работу над повышением предметных знаний по русскому языку и окружающему миру, над самоорганизацией и развитием навыков самостоятельного анализа информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».
Выступление на ШМО. Объясняется что-такое УУД, оценка личностных, метапредметных, предметных результатов. Структора портфолио....

Доклад на тему: "Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников"
Данное сообщение очень актуально в настоящее время, когда общеобразовательные школы работают по ФГОС. Оно может стать докладом на педагогическом совете, сообщением на ШМО учителей начальной школы....

Особенности системы оценки достижений обучающихся с ОВЗ 1-4 КЛАССЫ
Особенности системы оценки достижений обучающихся с ОВЗ 1-4 КЛАССЫ...

Формирование ууд и система оценки достижения планируемых результатов в обучении младших школьников
Формирование ууд и система оценки достижения планируемых результатов в обучении младших школьников...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и ...
Сообщение "Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников"
Содержание: Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны?Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образованияО...
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенны...
