Формирование читательской самостоятельности младших школьников
учебно-методический материал по чтению

Гаврилова Александра Олеговна

Читательская самостоятельность является важным аспектом общего развития младших школьников. В условиях современного информационного общества, когда информация имеет ключевое значение, умение самостоятельно читать и критически осмысливать текст становится необходимым навыком.  Поэтому на сегодня главной задачей обучения чтению является выработка у детей навыков работы с текстом и самостоятельного анализа прочитанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

по теме: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников»

Читательская самостоятельность является важным аспектом общего развития младших школьников. В условиях современного информационного общества, когда информация имеет ключевое значение, умение самостоятельно читать и критически осмысливать текст становится необходимым навыком. ФГОС начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Во ФГОС начального общего образования, чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Поэтому на сегодня выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Цель: поиск путей формирования читательской самостоятельности.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к чтению. Важно подвести школьников к осознанию мира детской литературы как искусства художественного слова, обогатить их читательский опыт.

2. Расширять круг чтения. Ученики учатся выбирать книги разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.

3. Стимулировать потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников проходит по этапам, каждый из которых предполагает свои цели:

#1055;одготовительный (1 класс) — пробудить и поддержать желание обращаться к книгам, ввести детей в доступный круг чтения. Задача — показать связь между содержанием книги и её внешними приметами.

#1053;ачальный (2 класс) — научить читать книгу, учить ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения. Основной (3 класс) — обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем. Задача — закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг, учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения.

#1047;аключительный (4 класс) — формирование самостоятельного читателя, продолжение реализации задач, поставленных на основном этапе.

Технологии обучения чтению:

  • технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев): суть технологии обучения оптимальному чтению (методики В.Н. Зайцева) — формирование навыков чтения со скоростью разговорной речи
  • технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир): учитель, предъявляя графический образ буквы (слога, слова), сам же его озвучивает, провоцируя тем самым у ребёнка непроизвольный речемоторный акт.
  • технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов): научить детей читать слоги и слова с двумя согласными буквами в начале и в конце.
  • зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти: учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать.
  • технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
  • технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Для формирования читательской самостоятельности младших школьников показывают свою эффективность такие формы как:

  • Внеклассное чтение;
  • Литературные конкурсы, викторины, турниры — участие в них выявляет и развивает читательские интересы, творческие способности учащихся, расширяет их знания и читательский кругозор;
  • Ведение читательских дневников —лучше запомнить содержание прочитанных книг, способствует выработке умения самостоятельно передавать свои впечатления о художественном произведении;
  • Создание проблемных ситуаций — обучение учащихся анализировать поведение и чувства героев, сравнивать изображённую в произведении нравственную ситуацию с аналогичными жизненными событиями;
  • Создание развивающей среды: создание мини-библиотек, где дети могут свободно выбирать книги, а также через проведение регулярных книжных выставок и мероприятий;
  • Поощрение самостоятельного выбора литературы: индивидуальные проекты, где каждый ученик выбирает книгу по своему интересу и затем делится впечатлениями с классом;
  • Взаимодействие с родителями: совместное чтение книг, обсуждение прочитанного и посещение библиотек вместе с детьми.

Формирование читательской самостоятельности у младших школьников - это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода со стороны учителей, родителей и самих детей. Эффективная работа по формированию читательской самостоятельности создаст условия для успешного обучения и гармоничного развития ребенка в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Описание приемов и результатов работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.Основным источнико...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Формирование читательской самостоятельности младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Эта статья о формировании читательской  самостоятельности  младших школьников через умение и навыки работы с книгой на уроках  по ФГОС...

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....