Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 дополнительном классе, И. Токмакова «Купите собаку»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Тема урока: И. Токмакова «Купите собаку»
Тип урока: изучение нового материала
Технология: здоровьесберегающая технология; технология развивающего обучения.
Время проведения: 16.05.2025
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы учебной работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 ч., презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись И. Токмаковой «Купите собаку», карточки.
Участники: учитель, обучающиеся 1 «д» класса (с ЗПР)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Казанская школа-интернат
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 дополнительном классе
Класс: 1 дополнительный
Тема урока: И. Токмакова «Купите собаку»
Тип урока: изучение нового материала
Технология: здоровьесберегающая технология; технология развивающего обучения.
Время проведения: 16.05.2025
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы учебной работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 ч., презентация, мультимедийный проектор, аудиозапись И. Токмаковой «Купите собаку», карточки.
Участники: учитель, обучающиеся 1 «д» класса (с ЗПР)
Цель: развитие умения осознанного чтения и восприятия художественного текста;
- формирование читательской компетенции обучающихся;
Задачи:
обучающие:
- познакомить обучающихся с произведением И. П. Токмаковой «Купите собаку»;
- обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания.
развивающие:
- развить умение прогнозировать текст;
- учить понимать характер героев.
воспитательные:
- способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию;
- находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.
Личностные:
- умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.
Метапредметные:
познавательные:
- умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, самостоятельно оценивать свои знания.
коммуникативные:
- умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение.
Организационная структура урока | |||||||||||||||
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые образовательные результаты | ||||||||||||
I. Орг. момент Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. (Дети здороваются с гостями) Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивается на работу. | Мотивирование на урок, осознание себя в роли ученика | ||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний (7 мин) | - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? - Что произошло в рассказе? - Кто наблюдал за происходящим? - Кто спас котенка? - Как бы вы поступили на месте ребят? - Чему учит этот рассказ? - Восстановите последовательность событий в рассказе Валентины Осеевой «Плохо»:
- Используя опорные слова, перескажите рассказ. | С рассказом В. Осеевой «Плохо» -собака напала на котенка -два мальчика -женщина отогнал бы собаку; позвал бы на помощь взрослого животных нужно защищать Выполняют задание.
Пересказывают текст. | Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы. Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к стихотворению. Регулятивные: планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Умение выполнять инструкцию по образцу, укрепление здоровья | ||||||||||||
III. Постановка цели и задач урока Физкультминутка Речевая минутка. Отработка навыка чтения. | - А вы хотите еще больше узнать о животных? - Сегодня мы будем разговаривать, и читать стихотворение об одном из них. А о ком именно узнаем, когда по первым буквам названий изображенных предметов прочитаете название этого животного. - Давайте определим цель нашего урока? - А какие задачи нам предстоит сегодня выполнить? - Мы поставили перед собой цель и задачи, а теперь будем стремиться их выполнить. - С каждым выполненным заданием мы будем все ближе к кладу, и мы в итоге узнаем, что же там хранится. Работа со скороговоркой. (Шесть мышат в шалаше шуршат.) -Чем может быть это предложение? -Ребята, как мы можем прочитать эту скороговорку? Хором. | (Собака) Цель урока: прочитать стихотворение о собаке. - Выразительно читать; читать вслух с интонацией; бережно относиться к животным; любить животных. Выполняют физкультминутку На зарядке первый класс. Читает чистоговорку Дети предлагают разные варианты. (Загадка, пословица, поговорка, просто предложение). Тихо - медленно; быстрее - громче. | |||||||||||||
Самоопределение к деятельности IV. Изучение нового материала Вступительное слово учителя. | Открываем учебники на стр. 59 Прочитайте заголовок. Прогнозирование по заголовку. -Подумайте, пожалуйста, о чем может идти речь в стихотворении с названием « Купите собаку»? - Можем ли мы предположить, кто будет главным героем? Что вы знаете о собаках? Есть ли у вас дома четвероногий друг? – Какой породы? – Как зовут вашу собаку? – Как вы ухаживаешь за своей собакой? – Какую пользу приносят собаки? - А вы знаете, оказывается собак очень много, а какие они разные! - Посмотрите. - Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше полукилограмма. - И есть великаны, вес которых достигает восьмидесяти килограммов. - Есть длинноногие, и есть коротконогие. - Есть лохматые, а есть совсем гладкие. - И все они самые верные наши друзья. И самые древние. - Самые древние – потому что собаки первые из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков и потом уже вывели множество пород собак. Сейчас их на земле насчитывается примерно четыреста. - Собаки есть:
Какую пользу оказывают человеку охотничьи волки? - Охотничьи – помогают людям на охоте и здесь у каждой своя специальность. Фокстерьеры и таксы – их называют норными собаками – выгоняют зверей из нор. А служебные? - Служебные собаки помогают воинам охранять государственную границу. Обнаружив следы нарушителя, они находят его и, если потребуется, смело вступают в схватку. Полиции помогают разыскивать преступников. - Во время Великой Отечественной войны собаки выносили и вывозили раненых из-под огня, работали связными, помогали сапёрам разыскивать мины, подтаскивали снаряды. - Собаки помогли освоить людям космос! Ведь они были первыми крупными животными, которых люди послали в неизведанные просторы. Например, Белка и Стрелка. - Собакам поставлены памятники за их подвиги. Например, в 1935 году в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербурге) был открыт памятник. Идея его создания принадлежит нашему замечательному учёному-академику Павлову. Это памятник всем собакам – верным помощникам человека в научных исследованиях. - О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. - Наш автор тоже очень любит собак и поэтому мы прочитаем одно из её стихотворений про собаку. Но прежде, чем преступим к чтению, послушайте немного об авторе этого стихотворения. - Ирина Токмакова - детский поэт, прозаик и переводчик детских стихов. Стихи она писала с детства. Школу окончила с золотой медалью. | Работают по учебнику. Выполняют задание. Собака Ответы детей. отвечают на вопросы Они охраняют человека, дом, спасают..... Рассматривают изображения собак Ответы обучающихся. | Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам. Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к стихотворению. Регулятивные: планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | ||||||||||||
Словарная работа. | Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске. Что они означают? Бизон - дикий бык с длинной мягкой шерстью. Пума - большая дикая кошка. Кашалот - зубатый кит с большой головой. Новосел — новый житель Поводырь — человек, который водит кого-то | Знакомится с непонятными словами, находит значения в словаре | Уточнение и расширение словарного запаса | ||||||||||||
Работа с трудными словами. | - Прочитайте сложные слова, которые встретятся в стихотворении. Давайте потренируемся в чтении этих слов. въе-дет – въедет но-во-сёл – новосёл сгры-зёт – сгрызёт съест – съест | Читает слова по слогам, а потом целиком | |||||||||||||
V. Первичное знакомство со стихотворением. | - Сейчас я предлагаю вам послушать это стихотворение в аудиозаписи. - О чем говорится в этом стихотворении? | Прослушивают аудиозапись О том, как мальчик просил у родителей щенка | Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. | ||||||||||||
VI. Анализ произведения | - А сейчас по цепочке прочитаем это стихотворение. - От чьего имени написано стихотворение? – О чём мечтает малыш? – Кого ребёнок просит купить собаку? – Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку? Прочитайте эти строки в стихотворении. – С какими животными он сравнивает щенка? - Почему мальчик сравнивает щенка с этими животными? - Мальчик сначала просит, но знает, что ему щенка не купят, поэтому начинает убеждать и уговаривать. В плюсе покупки щенка он видит то, что собачка маленькая, кушает мало, спит на кухне, грызет кости. Также ребенок намекает: это животное не требует особого ухода, ему не нужна клетка, как льву или ванная, как дельфину. – С какой интонацией надо читать эти строки? – Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка. | Читает стихотворение от имени мальчика о щенке своих родителей что собака ест немного, много места не займет, что он придумал ему имя со слоном, гориллой, кабаном, бегемотом, волком, лисой, медведем, ослом, рысью, львом, кашалотом, пумой. Потому что щенок добрый, маленький, по сравнению с названными животными со спокойной читает стихотворение, соблюдая интонацию. Чтение текста стихотворения несколькими учащимися | Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей произведений; строить свое речевое высказывание в устной форме Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной формах в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения. | ||||||||||||
Физминутка. | Гимнастика для глаз. | Выполняет упражнение. | Личностные.Укрепление здоровья. | ||||||||||||
VII. Продолжение изучение темы. | -Что интересного вы узнали о собаках. Сейчас мы поработаем в парах. Не забываем правила работы в паре.
Собака – друг человека. Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает. И собака ласковое слово знает.
2. Рабочий лист с заданиями. 3. Составляет синквейн. Собака Дружелюбная, верная Защищает, лает, играет Собака – друг человека. Сторож |
Из разрезанных пословиц, учащиеся собирают 3 пословицы. Выполняют задания с самооцениванием. Индивидуальная работа Дети в окошки вписывают слова. Составляют синквейн. | Познавательное УУД: работа по ТКМ, составление кластера Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с учебными моделями. Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера. | ||||||||||||
IX. Итог урока. | - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? – Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку? – Как собака может оказаться на улице? – Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга? – Какие черты характера должны быть у хозяина собаки? – Какие породы собак вам известны? - Мы выполнили задачи урока? - Оцените свою работу на уроке. | И. Токмакова «Купите собаку» потому что за собакой нужен уход, а ребенок через какое-то время перестает за ней ухаживать и эта забота ложится на родителей да доброта, терпение, настойчивость выполнил оценивает свою работу | Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать свою работу на уроке. | ||||||||||||
X. Рефлексия. | Сегодня мне удалось…. Было интересно…. Было трудно…. Я похвалил бы себя за… | Р: адекватно воспринимать оценку учителя | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе
Предоставлена разработка урока по литературному чтению во 2 классе "М.Пришвин ребята и утята"...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 2 классе
С использованием этой разработки урока он должен пройти нтересно....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне....
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин &laq...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Арбузова С.С. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» города Онеги Архангельской области
Тема: Татарская народная сказка «Три сестры»...

