Конспект урока по формированию читательской грамотности по произведению М. М. Зощенко «Великие путешественники».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов. В его основе лежит работа по формированию всех компонентов читательской грамотности: от извлечения информации до её оценки и рефлексии. Через систему вопросов, приёмы РКМЧП (чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы) и творческие задания учащиеся не только знакомятся с юмористическим рассказом М. Зощенко, но и учатся анализировать поступки героев, определять авторскую позицию и высказывать собственную точку зрения. Урок способствует развитию критического мышления и коммуникативных УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 3 класс |
Программа | УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.; Горецкий В.Г.; Голованова М.В. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. |
Тема урока | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Характеристика героев. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Основные задачи урока | Формирование читательской грамотности через анализ юмористического рассказа М.М. Зощенко. |
Планируемые образовательные результаты |
|
Формирование УУД | Познавательные УУД: Находить информацию в тексте, интерпретировать её, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Личностные УУД Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать в группе. |
Образовательные технологии | Технология сотрудничества |
Ход урока
I. Этап мотивации и целеполагания (5-7 мин)
1. Прием «Мозговой штурм»
Учитель пишет на доске слово «ПУТЕШЕСТВЕННИК».
— Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Смелые, выносливые, открывают новые земли, снаряжение, карта, приключения).
— А как вы думаете, могут ли маленькие дети стать великими путешественниками? Почему?
2. Работа с заголовком
Учитель показывает обложку книги с названием «Великие путешественники».
— Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, эти герои похожи на великих путешественников?
— Михаил Зощенко, автор этого рассказа, известен своим тонким юмором. Как вы думаете, о чём может быть эта история? Будет ли она серьёзной или смешной?
Формулировка цели урока:
- — Сегодня мы не просто прочитаем рассказ, а будем учиться быть грамотными читателями: будем находить скрытый смысл, понимать юмор автора и давать оценку поступкам героев.
II. Этап работы с текстом (20-25 мин)
1. Первичное чтение (можно аудиозапись или чтение учителем с элементами драматизации).
2. Проверка первичного восприятия (прием «Тонкие и толстые вопросы»).
Тонкие вопросы (фактические, ответы в тексте):
#1057;колько лет было Стёпке? (Шесть)
2. Кого он взял с собой в путешествие? (Лёлю и Миньку)
3. Что служило им палаткой? (Бабушкина юбка, растянутая на палках)
4. На что они поменяли свои вещи у незнакомца? (На спички)
5. Толстый вопрос (на размышление, интерпретация):
— Почему путешествие, которое задумал Стёпка, закончилось так смешно и нелепо?
3. Аналитическое чтение. Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
Группа 1. «Географы и Астрономы» (Поиск информации)
Найдите в тексте «научные» открытия Стёпки о мире. Запишите их.
Пример: «Стёпка сказал, что земля круглая...», «...если идти всё прямо, то обязательно попадёшь обратно в ту же деревню...»
Группа 2. «Снабженцы» (Интерпретация и оценка)
Проанализируйте, как герои готовились к путешествию. Составьте список их «снаряжения». Оцените эти приготовления. Что было разумным, а что – смешным и нелепым?
Группа 3. «Психологи» (Анализ поступков и характеров)
Опишите характер Стёпки. Каким он предстает перед нами? (Решительный, но самоуверенный, не имеющий реальных знаний). Почему он не слушал доводы сестры?
Группа 4. «Критики» (Понимание юмора)
Найдите в тексте 2-3 самых смешных, на ваш взгляд, момента. Попробуйте объяснить, почему они смешные? (Юмор ситуации, несоответствие ожиданий и реальности).
4. Представление результатов работы группами и обсуждение.
Учитель фиксирует ключевые выводы на доске в виде кластера или таблицы.
Планы и идеи Стёпки Реальность Почему это смешно?
Земля круглая, вернемся домой Заблудились, пошли не туда Незнание географии и методов ориентирования
Взять хлеба на 3 дня Съели за один присест Детская непредусмотрительность
Палатка из юбки Непродуманное укрытие Нелепый и непрактичный выбор
III. Этап обобщения и рефлексии (10 мин)
1. Ключевой вопрос:
— Так кто же они, «великие путешественники»? Как автор к ним относится: смеётся над ними, жалеет их или осуждает? (Автор с юмором и теплотой описывает их приключение, он смеётся над ситуацией, но не зло над детьми. Он показывает, что настоящие открытия требуют знаний).
2. Формулировка главной мысли:
— Какую главную мысль хотел донести до нас М. Зощенко? (Стремление к открытиям – это прекрасно, но оно должно подкрепляться знаниями и подготовкой. Важно уметь признавать свои ошибки и слушать советы).
3. Прием «Синквейн» (закрепление темы и рефлексия).
· Учитель напоминает правила составления синквейн.
· 1 строка: Существительное (тема).
· 2 строка: Два прилагательных (описание).
· 3 строка: Три глагола (действие).
· 4 строка: Фраза из 4-х слов (отношение, главная мысль).
· 5 строка: Синоним или вывод (одно слово).
Пример синквейна от учеников:
Путешественники
Самоуверенные, смешные.
Мечтали, заблудились, вернулись.
Смелые планы без знаний.
Приключение.
4. Самооценка.
· Ученики заполняют листы самооценки или показывают смайликом:
· «Я понял(а) юмор рассказа».
· «Я могу объяснить поступки героев».
· «Мне было интересно работать в группе».
IV. Домашнее задание (дифференцированное)
Базовый уровень: Перечитать рассказ и нарисовать самый смешной эпизод.
Повышенный уровень: Написать мини-сочинение «Чему меня научил рассказ «Великие путешественники»?» или «Что бы я посоветовал(а) Стёпке, если бы был(а) его другом?».
Личностный вклад педагога может проявиться здесь в следующем:
· Эмоциональное чтение: Учитель может с выражением и юмором прочитать рассказ, показывая интонацией характеры героев.
· Творческий подход: Использование нестандартных приемов (синквейн, работа в группах с ролями).
· Ценностная позиция: Акцент на морали рассказа – важность знаний, умение признавать ошибки, ценность дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе М. М. Зощенко "Великие путешественники"
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...

Урок литературного чтения в 3 классе Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники»
Учащиеся познакомятся с творчеством Михаила Михайловича Зощенко, увидят самобытность его произведений, раскроют смысл получения знаний и образования, научатся давать характерис...

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России" М.Зощенко "Великие путешественники"
В презентации дается краткая биография писателя. Тест к произведению....

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока литературного чтения "Общение и поступки детей. М.Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; осознание учащимися жизненных ценностей; совершенствование навыка беглого, осознан...

Конспект урока по литературному чтению на тему " М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс, УМК "Школа России"
Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений ана...

Конспект урока по литературному чтению на тему: М.М.Зощенко «Великие путешественники» 3 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и прави...
