Урок обучения грамоте "Звук и буква Ш"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.
- Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
- Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог
Развивающие:
- Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
- Развитие памяти, мышления, внимания.
- Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
- Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
- Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
- Воспитание познавательного интереса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 298.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по теме
" Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. Сочетание ши".
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Хасанова Айсылу Саитзяновна
Класс: 1
Предмет: литературное чтение
Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Вид урока: скорочтение
Цель: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь детям овладеть умением выделять звук [ш] из потока речи.
- Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
- Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
- Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог
Развивающие:
- Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
- Развитие памяти, мышления, внимания.
- Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
- Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
- Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
- Воспитание познавательного интереса.
Дидактические средства:
для учителя: предметные картинки, карточки для работы в парах, в группе, презентация
для обучающихся: учебники, листы достижения, рабочий лист, прописи
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организа-ционный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Прозвенел уже звонок - - Сегодня на уроке гости, поздороваемся, садитесь. - Белочка. Белка песенки поет, да орешки всё грызёт. Будет помогать нам в работе и оценивать дружную работу ( в листах достижений звёздочку) Орешки золотые-это она предлагает вместе с ней грызть науку, ученики-«учёные» | Проверяют готовность рабочего места к уроку -Да! | Регулятивные: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
2 | Актуализация опорных знаний. Определение темы урока | Первый орешек Повторение изученных букв по ленте. - Называем гласные звуки - Что вы знаете о гласных а, о, у, ы? - Что вы знаете про гласные и, е, я? - Чем необычны буквы я и е. - Называем согласные - Чем отличается буква Ч от других согласных букв? - Что это за буква? (ь) - Что в ней особенного? семь, 7Я - семья -Белочка, мы справились? (ставит ***** в листы достижения) - Что во втором орешке? - Ребята, отгадайте загадку, а отгадка скрывает в середине новую букву, которую мы будем изучать. В деревянной Машеньке Внутри кукла Сашенька Открой куклу Сашеньку, А там - крошка Дашенька А в сестрице Дашеньке Есть малютка Пашенька. Матрёшка-символ материнства и продолжения жизни, передает несколько поколений рода, это семья из нескольких поколений (слайд от младенца до дедушки) Прочитаем слова, выполним звуко-буквенный анализ слов -В середине новый звук услышали? -Какой это звук? -Дадим характеристику звуку ш -Ребята, всегда твёрдый, посмотрите его место на ленте букв Обозначим буквой Ш ш -Наша цель на уроке, продолжите…. -Наши задачи… Слышать звук, писать букву ш , читать и писать слова с этой буквой оценка*** Белочки Фонетическая разминка. Вспомните, какой звук издаёт змея? – А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш. Позовем 2025 год Говорят, нельзя шипеть друг на друга, как вы это понимаете? И в семье нельзя шипеть- ругаться | - [а, о, у, ы, и, е, я] - Обозначают твёрдость предшествующего согл. – Об.мягк.предш. согл. - Могут обозн. 2 звука.- Звонкие…глухие …согл- Буква Ч обозначает всегда мягкий звук [ч']. - Мягкий знак. - Не обозначает звука. 1.обозначает мягкость согласного звука; 2 слово с разделит. Ь Фронтальная работа - В каждом слове, в середине встречается звук [ ш] (матрешка, бабушка, матушка, девушка) Называют тему урока: - Звук [ ш ]. Строчная буква ш. Матрё__ка __ _ __ _ __ Бабу__ка __ __ _ __ Деву__ка __ __ _ __ Согл., твёрд, глух. (Обращаются к ленте букв) - Получить новые знания о звуке и букве Шш, учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Нельзя ссориться, ругаться, обзываться | Регулятивные: готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
3 | Формирование новых знаний. Артикуляция при произношении звука [ ш ] | Белка достает орешек 1.чистоговорки Ша-ша-ша мама моет малыша. Шу-шу-шу я письмо пишу. Ши- ши- ши - в садик ходят малыши. Аш- аш- аш - у Марины карандаш. Шо- шо- шо - всё будет хорошо. Белка достает орешек 2. скороговорки (приложение) (переговорите друг друга, после переговорите меня) оцениваем ***ставим в лист достижения - Произнесите звук [ ш ], какой он Поэтому ШИ произносим «ШЫ» пишем с и – это правило. Белка достает орешек Нейрогимнастика Белка видит самого внимательного 4. Знакомство с буквой. - Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием Белка достает орешек Смастерим из проволоки в виде змеи и напишем на доске кисточкой. Нейрогимнастика с пальчиками Пишем в рабочих листах Ш ш Запись словарного слова КАРАНДАШ, ОРЕШКИ, МАЛЫШИ -КАРАНДАШИ - Когда так говорят?(с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание) - Наш класс – это дружная семья, друг друга обижать не будем, может малыш-карандаш сломаться | Работа в парах Работа в команде У крошки матрёшки пропали серёжки, серёжки Серёжка нашёл на дорожке. хором - звук [ ш ] согл.,тв.,глух. Ши пишу с и Кисточкой пишет ученик на доске Самостоятельная работа Ши ши ши Индивидуальная работа, «жужжащее» чтение. Читаем с.18 Петушки | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, подведение под понятие Познавательные: Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли осознанное построение высказывания в устной форме. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Первичная проверка понимания учащимися изученного материала | Разминка для глаз Работа с текстом Семья Или работа по учебнику на с.17 Белочка оценивает *** Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса. | Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | Познавательные: умение добывать информацию из учебника. Регулятивные: Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения. |
5 | Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Выборочное чтение. - О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение. - Свой ответ подтвердите предложением из текста. - Как вы понимаете слово кисти «горели»? Что говорится о ребятах Актуализация полученных ранее знаний. -Вспомните, какие значения имеет слово кисти? Распространение первого предложения. Подбор заголовка. Пересказ. | Фронтальная работа. - Речь идет об осени. Читают 4 предложение. - Краснели, алели, пылали. -Кисти ягод (синоним - грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей. | Регулятивные: Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание |
6 | Этап применения знаний и способов действий | Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса. Индивидуальная работа по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится! 1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш. (Сколько из них строчных, заглавных?) ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
| Работа в парах Карточки у каждой пары В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору. 6 букв (4 заглавные, 2-строчные) Ландыши, груши, машина, вершина, шило, малыши | Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов |
7 | Этап подведения итогов урока | Ребята, наш урок подходит к концу. - Скажите, что нового узнали на уроке? - Чему научились? - Где вам новые знания пригодятся? - Какие задания были более интересными? - Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? | Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д. | Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать. |
8 | Этап рефлексии | Кто сегодня был крепким орешком по знаниям – это мои учёные-ученики. Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! | Оценивают свою работу с помощью светофора, получают в подарок шоколадки. | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Закрепление буквы Кк"
Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе на тему "Закрепление буквы Кк. Чудеса из буквы Кк"...
Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".
Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте. Тема : "Буква М".
Тип урока изучение нового. На данном уроке ребята знакомятся с новыми звуками и новой буквой, учатся читать слова с буквой м....

Урок обучения грамоте "Гласная буква е"
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"
Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".
Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...
