«Интеллектуальный бой» по литературному чтению - тренировочная таблица для закрепления, повторения и проверки изученного материала
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)
Учебно-методическое пособие по литературному чтению в виде тренировочной таблицы «Интеллектуальный бой по литературному чтению» для обучающихся начальной школы представляет комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальный бой» по литературному чтению -
тренировочная таблица
для закрепления, повторения и проверки изученного материала
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Для решения данной проблемы используются современные технологии, создающие атмосферу, в которой ученик вовлекается в учебный процесс заинтересованно и свободно. А комбинирование современных технологий способствует воспитанию умственной активности детей, активизирует психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), вызывает интерес к процессу познания
Методическое пособие по литературному чтению в виде тренировочной таблицы «Интеллектуальный бой по литературному чтению» для обучающихся начальной школы представляет комбинирование игровых технологий и технологии работы с таблицей.
Проблема обновленного содержания обучения требует введения новых современных технологий и приемов преподавания. Возникает потребность в расширении методического потенциала и применения активных формах обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии на основе тренировочных таблиц.
Идея создания и применения таблицы состоит в разнообразии методов творческой работы, в использовании новых игровых форм для организации обучения и возможности развития индивидуальных особенностей учащихся, интеллектуальных навыков и в создании необходимых условий для саморазвития, самовыражения, взаимообщения, повторения и закрепления
Цель: создание наглядно-дидактического материала для повторения, закрепления и проверки знаний учащихся по литературному чтению в нестандартной форме
Задачи: знакомство учащихся с принципом работы по таблице, введение поэтапного алгоритма работы с материалом таблицы, закрепление и повторение изученных сведений по литературному чтению и применение их на практике, развитие интеллектуальных навыков, памяти, смекалки.
Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы предполагает следующие области деятельности:
-интеллектуальная: анализ, интерпретация, сопоставление, аргументирование, доказывание и отстаивание своей точки зрения;
- практическая: участие в обсуждении учебного вопроса, выступление и участие в дискуссии;
- организационная: работа в парах, группах, командах, выявление позиции и мнения других людей;
- поведенческая: умение «преподносить свое мнение», признавать и исправлять свои ошибки, проявлять доброжелательность, открытость.
При работе с таблицей применяются различные технологии, методы и приёмы:
- технологии: игровая технология, технология работы с таблицами, технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве – парная, групповая, командная;
- методы: словесный, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный;
- приёмы: «Аналогия», «Мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Вопрос эксперта», «Литературные сборники», «Корзина понятий», самостоятельная работа, дидактическая игра, устный опрос, конструирование вопроса, ранжирование, проверочная работа, тестирование и другие.
Таблицы выполняют основные образовательные функции
- обучающая: создание условий для расширения возможностей для закрепления, повторения и проверки изученных умений и навыков, стимуляция познавательной активности детей, расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса;
- развивающая: формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитие умения устанавливать логические связи между понятиями, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, отбора полученной информации, развитие речевых навыков;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, творческой индивидуальности, коммуникативности
Содержание таблицы «Интеллектуальный бой по литературному чтению»: фамилии поэтов и писателей, слова, пары слов, словосочетания и предложения из художественных произведений, деформированный план текста, неоконченное четверостишье.
Принцип работы с таблицей
«Интеллектуальный бой по литературному чтению»
I этап: ознакомительный.
Прием «Мозговой штурм»
Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно таблицу. Как она называется?
- Почему она называется бой? Что означает интеллектуальный? Глядя на таблицу, какие мысли у вас возникают? Какие г литературоведческие понятия вам известны? Сформулируйте вопрос одноклассникам по материалу данной таблицы. Попробуйте сформулировать правила игры.
Учитель дополняет и корректирует правила, озвученные учащимися.
Приём «Предположение»
Учитель: предположите, какие вопросы можно задать к координате 1А, 9А, 5Д, 3Д, 4Е? Предположите, чем интересна координата 6Е, 10В, 10Е.
II этап: тренировочный
Фронтальный опрос
Учитель: Ребята, сегодня мы вместе потренируемся работать по таблице. В начале игры я буду вам называть координаты и направлять на предполагаемые ответы.
Учащиеся находят координаты и отвечают на заданную тематику.
Учитель: 3А
Учащиеся: Это изображение неживых предметов в виде живых существ.
Учитель: 8В
Учащиеся: Это изображение одного предмета путём сравнения его с другим с помощью союзов как, что, будто, словно, ровно, точно.
Учитель: 5Г
Учащиеся: Это определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Учитель: Мы повторили теоретический материал. Теперь перейден к повторению произведений, с которыми мы знакомы. 7 А
Учащиеся: Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит.
Это отрывок из басни «Ворона и Лисица»
Автор басни – И. А. Крылов
Учитель: 6Д
Учащиеся: Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
Это отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»
Учитель: 10В
Учащиеся: А вы, детушки думайте-гадайте, что здесь правда, а что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье.
Учитель определяет координаты, а учащиеся дают ответы разного характера: о писателях и поэтах, о жанрах литературы, о литературных приемах. Например, 2В, 9Б, 1А, 9Д, 7Е, 5Е.
Прием «Ранжирование понятий» может быть представлен на примере творчества А. Пушкина. 2 В (Пушкин), 9 Б (написал 5 сказок),1Д, 6Е (автор стихов о природе), 5 Д (все сказки начинаются со слов «Сказка о …), 9 Е (герой сказки). Координаты учитель выбирает по своему усмотрению.
III этап: повторительно-закрепительный.
Устный опрос учитель проводит в начале урока в качестве разминки, актуализации изученного, введения в тему урока, подбирая координаты.
Прием «Корзина понятий»: учитель предлагает учащимся выбрать координаты на заданную тему. Например, в корзину нужно сложить все определения и понятия на тему «Устное народное творчество (5А, 10А, 9В, 2Д, 7Д, 9Д, 3Е, 7Е). Другие примерные темы «Поэты и стихотворные строки», «Л. Н. Толстой, «Басни»
Приём «Продолжить фразу»
Учитель: 5Д, 1В, 9В.
Учащиеся: «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина, Серая Шейка из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка, вещий каурка из русской народной сказки «Сивка-бурка»
Приём «Конструирование вопроса»
Учитель: 3В. Какие произведения писателя мы читали?
Учащиеся: Мы изучали басни Л. Н. Толстого, рассказы. Например, «Прыжок», «Акула», «Роса на траве»
Учитель: Как называется усадьба писателя? Что там построено, кто дома?
Учащиеся: Усадьба называется «Ясная Поляна». Там была построена школа для местных крестьянских детей.
Учитель: Какое самое известное произведение для взрослых создал Л. Н. Толстой?
Учащиеся: «Война и мир»
Приём «Литературные сборники» заключается в разделении координат на группы. Учитель предлагает детям дать названия двум литературным сборникам по наличию координат. Например, 2А, 2Б, 8Б, 10Б, 2В, 4Г, 7Г, 9Г (сборник «Стихи») и 1В, 2В, 7В, 5Д, 9Е (сборник «Сказки»). Также учащиеся по заданию учителя называют координаты для конкретного сборника.
Приём «Тонкий и толстый вопрос»
Учитель: Тонкий вопрос. Это- поэт? 2Б, 6А, 7В, 3Г, 4Г.
Учащиеся: Да, нет, нет, да, да.
Учитель: Толстый вопрос. Дайте полное определение, расскажите более подробно о жизни и творчестве. 5Б
Учащиеся: А. Барто - известная детская поэтесса. Ее стихи знают дети с трёх лет. Все стихи А. Барто о детях в школе, на отдыхе, как они играют, дружат, помогают взрослым. Учащиеся называют любимые стихи автора или те, которые особо запомнились.
Учитель:1Г
Учащиеся: Жанры литературы – сказка, стихотворение, рассказ, басня, летопись, повесть. Далее учащиеся приводят примеры каждого жанра.
Приём «Вопрос эксперта» реализуется следующим образом: один учащийся подготавливает 5 координат, на которые знает всесторонние ответы. На уроке предоставляет своим одноклассникам, которые находят заданную координату и дают ответы.
Приём «Пирамида»
Работа состоит в построении пирамиды, например, основание пирамиды – 2Е (А. С. Пушкин). Далее надстраивается пирамида из названий его произведений, героев из сказок, отрывков из стихотворений. 5Д (Сказка о царе Салтане…), 9Е (князь Гвидон), 3Г (Луна, как бледное пятно…). Или 1А (фольклор). Далее надстраивается пирамида из понятий, которые относятся к сказке. 5А (Волшебные предметы в сказках), 7Е (Начало и конец сказки), 2Д (Виды русских народных сказок), 6А, 2Г (Иллюстрировали сказки), 9В (Герой русской народной сказки).
Приём «Цепочка»
Первый учащийся называет координату, а тот, кто дал первым ответ называет следующую координату, и так далее. Цепочка может состоять из 5 – 10 звеньев
IV этап: проверочный. Игра «Интеллектуальный бой» по правилам, проверка изученного устно и письменно на оценку.
Приём «Один в игре знаток»
Все учащиеся поочередно определяют координату для одного ученика, который отвечает у доски на пять вопросов.
«Интеллектуальный бой» по правилам проводится с выбором координат на определенную тему или для повторения общих сведений по предмету. Варианты: учащиеся задают координаты друг другу, учащиеся «сражаются» парами, группами.
Для самостоятельной работы учитель на доске, на экране или на индивидуальных карточках (можно использовать дифференцированный подход) пишет координаты, например, 6А, 5Б, 2Д, 3Е, 9Е. По усмотрению учителя можно провести проверку выполненного задания на оценку или учащиеся проводят взаимопроверку.
Прием «Вопрос эксперта» реализуется следующим образом: один учащийся подготавливает 5 координат, на которые знает всесторонние ответы. На уроке предоставляет классу, который находит заданную координату и дает ответы.
Игра может использоваться на разных этапах урока по выбору педагога. Учащиеся работают в парах, называя друг другу координаты. Также интересна работа в тройках и четверках, когда поочередно называется координата, а учащиеся отвечают, дополняя ответы своих одноклассников.
Материал игры используется для проверочной работы по изученным темам.
На разных уроках для закрепления, повторения и проверки изученного материала работа по таблице может быть разнообразна:
- продолжите строки стихотворения в рифму;
- используя деформированный план текста, составьте верный план рассказа;
- продолжите строки стихотворения;
- что означает данное число в литературе.
Учитель может варьировать виды работ по таблице в зависимости от типа урока, его цели и подготовленности класса.
Систематическое и целенаправленное использование данной тренировочной таблицы на уроках литературного чтения повышает интерес к уроку, способствует формированию всего комплекса универсальных учебных действий, развивает память, мышление, логику и внимание учащихся. Таблицы позволяют разнообразить формы проведения уроков, сделать их более интересными, запоминающимися, способствуют глубокому и последовательному усвоению и закреплению материала
Интеллектуально-развивающая игра
«Интеллектуальный бой» по литературному чтению
а | б | в | г | д | е | |
1 | фольклор | 1799 | Серая … | Жанры литературы | Мороз и солнце… | Солнце высоко… |
2 | Белая берёза | А. Блок | А. С. Пушкин | В. Васнецов | Виды русских народных сказок | Всё про очки лишь мне налгали… |
3 | Эпитет | 12 | Одета, как ризой, она. | Л. Н. Толстой | Здравствуй, гостья –зима! ... | Волшебные помощники |
4 | Иносказание | 3 | В. Гаршин | С. Есенин | Когда в солнечное утро… | М. Лермонтов |
5 | Волшебные предметы в сказках | А. Барто | …тихонько плачет он в пустыне. | Олицетворение | Сказка о … | Капелька скатится, как шарик светлый… |
6 | И. Билибин | 7 | И. А. Крылов | Уж сколько раз… | Не ветер бушует над бором… | То заплачет как дитя... |
7 | Плутовка к дереву… | 33 | Д. Н. Мамин - Сибиряк | Луна, как бледное пятно… | А вы, детушки думайте, ________ | Начало и конец сказки |
8 | Народные промыслы | Уж небо… | Сравнение | …болталась в воздухе, как бумажный паяц… | Вдруг в народе кто-то ахнул от страха… | От радости в зобу… |
9 | Писатели-натуралисты | 5 | Вещий … | Вот моя деревня… | Жанры устного народного творчества | Князь Гвидон… |
10 | Жил-был царь Берендей… | На севере диком… | А вы, детушки думайте, …, что здесь …, а что неправда; что сказано…, что стороною; что …ради, что в наставленье. | Рыженький …, Он же как ребёнок: Любит поиграть, А … … | Появление акулы Спасение мальчиков Купание в парусе Мальчики увидели акулу Стрельба из пушки Мальчики плавают | По опушке шла весна, Ведра с дождиком …, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».
Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Глагол. Повторение и обобщение изученного материала
Обобщение всех полученных знаний о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола....

Тест для проверки изученного материала в 4 классе по ОПК
Тест для проверки изученного материала в 4 классе по ОПК...

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе на тему: « Повторение и обобщение изученного материала о звуках русского языка»
9-й урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК "Школа России"....

Повторение и обобщение изученного материала. Математика 3 класс.
Повторение и обобщение изученного материала...

Дистанционное образование. Разработка урока в 4ом классе "Итоговый урок. Повторение и обобщение изученного материала"
Дистанционное образование. Разработка урока в 4ом классе "Итоговый урок. Повторение и обобщение изученного материала"...

