Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока Илья Муромец ( «Истоки» для начальной школы.)
Задачи урока:
1.Образовательные:
- знакомство с русскими богатырями
- приобщение учащихся к понятиям: родная земля, русский богатырь, добро , мир, храбрость, защитник Отечества;
2. Развивающие:
- формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
- знакомство с представлением о былине, о былинном герое – Илье Муромце.
- развитие интереса к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях,
3.Воспитательные:
-воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать,
- развитие умения слушать друг друга.
Ход урока
I. Вводная беседа.
- Прочтите пословицы о богатырях . ( слайд №1)
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Славна богатырями земля русская.
Чья храбрость - того и победа
- Как вы понимаете эти пословицы? ( обсуждение в группах )
-- Как вы представляете себе русского богатыря? ( это воин, он сильный, побеждает врагов, защищает слабых, стариков, детей ; богатырь – это защита и безопасность, уверенность, добрые дела)
-- А какие же добрые дела делали русские богатыри? ( защищали русскую землю от врагов, берегли мир , помогали слабым )
II. Беседа о картине В .Васнецова «Богатыри»
-- О каких русских богатырях вы уже слышали? Прочтите четверостишие (слайд №2 )
Не боится пусть врагов
Русская земля.
На посту своём всегда
Три богатыря.
Рассматриваем картину Виктора Васнецова «Богатыри» ( слайд № 3)
-- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).
-- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
--Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
--Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).
--Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
--Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).
О Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче мы будем говорить на следующих уроках, а
сегодня мы с вами поговорим об Илье Муромце. Будем читать былины о нем. А что такое Былина? (То, что было давно).
Слово «былина» произошло от слова «быль», «было», то есть то, что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.
Кто слагал Былины о богатырях? (народ)
Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями (слайд № 4) Они ходили из селения в селение и рассказывали о героях-богатырях, об их подвигах и победах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! ( слайд № 5)
В русском народе много столетий из уст в уста переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри каждый раз вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
III. Работа в круге.
--Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.
Чтение отрывков из былины об Илье Муромце «Исцеление Ильи Муромца» , «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (слайд № 6)
--Откуда родом Илья Муромец?
-- Как прошли первые годы его жизни?
-- Что случилось с ним потом?
-- О каких его подвигах вы узнали?
-- Что вы можете сказать о его характере? ( грозный с врагами, справедливый, добрый)
-- А что может понадобиться богатырю для победы над врагом? ( кольчуга, шлем, щит, копье, колчан со стрелами. палица)
-- Зачем ему кольчуга? ( защищает его от ударов врагов)
-- Какую роль выполнял шлем?( Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.)
--Главным другом богатырей был конь. То, что надевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? ( Уздечка, стремена, седло).
-- А теперь давайте подумаем, какие качества понадобятся богатырю, чтобы победить врага.
Детям раздаются листы бумаги, на которых записаны различные человеческие качества.
( храбрый, сильный, задумчивый, доблестный, верный, любопытный, добрый, грозный, беззаботный)
-- Какими из этих качеств должны обладать богатыри? ( работа проводится сначала самостоятельно, потом в четверках, затем результат обсуждается всей группой.).
IV .Рефлексия.
Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по творчеству А.П.Чехова "Мальчики". Характеристика главных героев.
Урок посвящен творчеству А.П.Чехова. Это второй урок по произведению "Мальчики", на котором дается характеристика главных героев....

Образ Ильи Муромца в нравственном формировании личности
Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. В статье сравнивается л...

Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика главных героев.
УМК «Перспектива». Урок литературного чтения.4 класс...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.
Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...

Л.Н.Толстой "Прыжок"(характеристика главного героя)
Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Прыжок"(характеристика главного героя)...
Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"
Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...
Какими качествами должен обладать классный руководитель?
Среди качеств современного учителя начальных классов помимо личностных характеристик можно выделить те качества, которые относятся к профессионализму и организации процесса обучения. Ниже мы поговорим...
