Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Еремина Татьяна Сергеевна

Былина Илья Муромец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Илья Муромец ( «Истоки» для начальной школы.)

Задачи урока:

1.Образовательные:

- знакомство с русскими богатырями

- приобщение учащихся к понятиям: родная земля, русский богатырь, добро , мир, храбрость, защитник Отечества;

2. Развивающие:

- формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

- знакомство  с  представлением о былине, о былинном герое – Илье Муромце.

- развитие  интереса к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях,

3.Воспитательные:

 -воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать,

 - развитие умения слушать друг друга.

                                                             Ход урока

I. Вводная беседа.

- Прочтите пословицы  о богатырях . ( слайд №1)

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Славна богатырями земля русская.

Чья храбрость - того и победа

- Как вы понимаете эти пословицы? ( обсуждение в группах )

-- Как вы представляете себе русского богатыря? ( это воин, он сильный, побеждает    врагов, защищает слабых, стариков, детей ; богатырь – это защита и безопасность, уверенность, добрые дела)

-- А какие же добрые дела делали русские богатыри? ( защищали русскую землю от врагов, берегли мир , помогали слабым )

II. Беседа о картине В .Васнецова «Богатыри»

-- О каких русских богатырях вы уже слышали? Прочтите четверостишие (слайд №2 )

Не боится пусть врагов
Русская земля.
На посту своём всегда
Три богатыря. 

Рассматриваем картину Виктора Васнецова «Богатыри» ( слайд № 3)

-- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).

-- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

 Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

--Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

--Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей).

--Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

--Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

О Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче мы будем говорить на следующих уроках, а

сегодня мы с вами поговорим об Илье Муромце. Будем читать былины о нем. А что такое Былина? (То, что было давно).

 Слово «былина» произошло от слова «быль», «было», то есть то, что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.   

Кто слагал Былины о богатырях? (народ)

Людей, которые сочиняли былины,  называли сказителями (слайд № 4) Они ходили из селения в селение и рассказывали  о героях-богатырях, об их подвигах и победах, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

 Да про старые, про бывалые,

 Да про битвы, да про сражения,

 Да про подвиги богатырские!      ( слайд № 5)

В русском народе много столетий из уст в уста переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.  Богатыри каждый раз  вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

III. Работа в круге.

--Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Чтение отрывков из былины об Илье Муромце «Исцеление Ильи Муромца» , «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (слайд № 6)

--Откуда родом Илья Муромец?

-- Как прошли первые годы его жизни?

-- Что случилось с ним потом?

-- О каких его подвигах вы узнали?

-- Что вы можете сказать о его характере? ( грозный с врагами, справедливый, добрый)

-- А что может понадобиться богатырю для победы над врагом? ( кольчуга, шлем, щит, копье, колчан со стрелами. палица)

-- Зачем ему кольчуга? ( защищает его от ударов врагов)

-- Какую роль выполнял шлем?( Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.)

--Главным другом богатырей был конь. То, что надевают на лошадь, называется упряжь. Что сюда относится? ( Уздечка, стремена, седло).

-- А теперь давайте подумаем, какие качества понадобятся богатырю, чтобы победить врага.

 Детям раздаются листы бумаги, на которых записаны   различные человеческие качества.

( храбрый, сильный, задумчивый, доблестный, верный, любопытный, добрый, грозный, беззаботный)

-- Какими из этих качеств должны обладать богатыри? ( работа проводится сначала самостоятельно, потом в четверках, затем результат обсуждается всей группой.).

IV .Рефлексия.

Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству А.П.Чехова "Мальчики". Характеристика главных героев.

Урок посвящен творчеству А.П.Чехова. Это второй урок по произведению "Мальчики", на котором дается характеристика главных героев....

Образ Ильи Муромца в нравственном формировании личности

Младший школьный возраст – это период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Поэтому важным является воспитание детей на примерах жития святых. В статье сравнивается л...

Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика главных героев.

УМК «Перспектива». Урок  литературного чтения.4 класс...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...

Л.Н.Толстой "Прыжок"(характеристика главного героя)

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Прыжок"(характеристика главного героя)...

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...

Какими качествами должен обладать классный руководитель?

Среди качеств современного учителя начальных классов помимо личностных характеристик можно выделить те качества, которые относятся к профессионализму и организации процесса обучения. Ниже мы поговорим...