Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика главных героев.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Козлова Татьяна Николаевна

УМК «Перспектива». Урок  литературного чтения.

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alenkiy_tsvetochek._otrytyy_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива». Урок  литературного чтения.

4 класс

Аксаков «Аленький цветочек». Характеристика  главных героев.

Цели урока:

- продолжить работу со сказкой;

- развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение

к героям сказки;

- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;

- учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые

слова, развивать критическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- развивать умения взаимодействия в группе.  

Оборудование урока:

- портрет Т. С. Аксакова

- кластер;

- выставка рисунков учащихся;

- смайлики (весёлый, грустный), снежинки.

Ход урока:

Организационный момент.

- Здравствуйте!

- Отрабатываем скорочтение. Читаем в ритме скороговорки.

(Чтение слоговой таблицы (дети стоят за столами, которые поставлены буквой «Т», 4 группы, по 6 человек)

(на доске)

БА  БО  БУ  БЫ  БИ  БЕ  БЯ

ВА  ВО  ВУ  ВЫ  ВИ  ВЕ  ВЯ

ГА  ГО   ГУ   ГЫ   ГИ  ГЕ  ГЯ

ДА  ДО  ДУ  ДЫ  ДИ  ДЕ  ДЯ

ЗА  ЗО  ЗУ   ЗЫ    ЗИ   ЗЕ   ЗЯ

КА  КО  КУ   КЫ  КИ  КЕ   КЯ

ЛА  ЛО  ЛУ  ЛЫ  ЛИ   ЛЕ   ЛЯ

МА  МО  МУ  МЫ  МИ  МЕ  МЯ

НА  НО  НУ  НЫ  НИ  НЕ  НЯ

РА  РО  РУ   РЫ   РИ   РЕ  РЯ

СА  СО  СУ   СЫ   СИ  СЕ    СЯ

ТА  ТО  ТУ  ТЫ  ТИ   ТЕ  ТЯ

Проверка домашнего задания.

- С каким русским писателем мы познакомились с вами на прошлом уроке?  (Сергей Тимофеевич Аксаков)

- Как называется сказка ключницы Пелагеи?     («Аленький цветочек»)

- Назовите главных героев сказки. (купец, сёстры, меньшая дочь - Настенька)

- Что было задано домой? (1. сделать иллюстрацию той части сказки, которая больше всего понравилась;

2. рассказать почему выбрали этот эпизод; (отвечают 4 ученика))

  -  У вас на столах лежит синквейн, но он без первой строчки. Определите первое слово синквейна).  Работайте группой.

(1 и 3 группы)

(2 и 4 группы)

1.     ------------------ (дочь, Настенька)

2.     Отзывчивая, участливая

3.     Заботится, оберегает, жертвует

4.    Умеет жить ради других.

5.     Меньшая

1.     ---------------------------------  (сёстры)

2.     Хорошие, пригожие

3.     Воображают, хвастаются, капризничают

4.     Не выручат из беды.

5.    Красавицы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз, по специально нарисованному кругу)

-  Я ещё раз читаю синквейн.

-  Попробуете назвать тему урока.  

-  А теперь попробуйте сформулировать цели нашего урока (учиться находить в тексте слова характеризующие героев, анализировать   поступки героев, уметь работать с текстом).

На доске:

УЗНАТЬ

НАУЧИТЬСЯ

НАХОДИТЬ

АНАЛИЗИРОВАТЬ

ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

-  Сейчас мы будем перечитывать сказку. И в ходе работы постараемся дать характеристики главным героям.

- В тексте встретятся слова, которые уже не употребляются в современной речи. Давайте вспомним их значение.

На доске:

- Прочитаем хором:

СУПРОТИВНЫЙ

(находящийся на противоположном конце от чего – либо)

ТУВАЛЕТ

(столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются)

ТОРНАЯ

(гладкая, ровная дорога)

ЧЕРТОГ                  

(большое, пышное, великолепно убранное помещение, жилище)

Читаем первый фрагмент сказки (стр. 54 – 56, с этих страниц сделаны ксерокопии на каждого ученика) самостоятельно, по тем листочкам, которые лежат у вас в конверте. Прочитайте задание. Для каждой группы свой текст, в котором вы должны выделить зелёным маркером слова, которые характеризуют купца, а розовым – дочерей.

Самостоятельное чтение (1 – 2 мин.)      

Вопросы:

-  Что вы узнали о семье купца?

-  Какие подарки попросили сёстры?

-  Согласны ли вы с тем, что купец любил своих дочерей?

Задание:

- Составляем кластер. Называем слова, которые характеризуют главных героев.            

                             

- Читаем дальше. (Второй фрагмент, стр. 56 - 59);(чтение производиться по абзацам)

Вопросы:

- В какой лес попал купец? (волшебный)

- Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно? (нет)

- Как он (отец) понял, что  нашёл тот самый цветок? (затряслись и руки, и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:  - Вот  аленький цветочек, какого нет краше на белом свете.)

- Как должен быть наказан купец?   (умереть за свою вину смертью безвременной)

- Почему он (отец) вернулся домой?  (с дочерьми повидаться, и коли они избавить от смерти его не захотят, то приготовиться к смерти)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз, по специально нарисованному кругу)

- Читаем дальше. (Фрагмент третий. Стр. 59 – 62); (чтение производится по абзацам)

Вопросы:

- Как встретили дочери отца? (стали старшие допрашивать, не потерял ли он своего богатства великого; меньшая о богатстве не думает, просит открыть своё горе сердешное).

- Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудовищу? (потому что любила)

- Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? ( Надо сильно любить и нести ответственность за свои поступки)

Задание:

- Дополним  кластеры о сёстрах и дадим характеристику меньшой сестре.

Вопрос:

-  Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков (отец, потому что он обладает самыми лучшими человеческими качествами: умеет любить, дарить добро, творить чудеса).

Оценки за урок.

Домашнее задание:

- Кратко пересказать сказку.

Итог урока:

- Давайте вернёмся к целям нашего урока. Справились ли мы с ними? (да)

- Урок окончен.

- А теперь подарите свои снежинки Смайликам. Весёлому – мне всё понравилось! Грустному – мне всё не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек

1. Познакомить с творчеством  С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...