Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «И.А. Крылов «Ворона и лисица» (УМК «ШКОЛА РОССИИ») Учитель: Лебедева Л.С. 2023 г.
методическая разработка по чтению (3 класс)

 

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 3 классе

по теме: «И.А. Крылов «Ворона и лисица»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

 

 

 

 

                                                                           Учитель: Лебедева Л.С.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                          

 

2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_klass.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

класс

3

Тема урока

И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Изучаемый раздел

Великие русские писатели

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные ресурсы

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч.. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий А. А..  Голованова М.В и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013
  2. Презентация «. Ворона и Лисица», аудиозапись басни  И. А. Крылова "Ворона и Лисица", аудиозапись басни Эзопа "Ворон и Лисица"

Цель урока

Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи

Образовательные:

закрепить знания учащихся о понятие  «басня» и ее основных характеристиках;

находить мораль в произведении;

Развивающие:

развивать навыки беглого, выразительного чтения;

развивать память внимание, речь учащихся;

формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

обогащать словарный запас учащихся;

продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

воспитывать любовь к чтению;

воспитывать чувство коллективизма, самооценки, взаимовыручки

Формировать УУД:

-Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;

-осуществлять синтез как составление целого и частей;

- проводить анализ объектов с целью выделения признаков;

-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

- уметь соотносить профессии со сферами экономики.

-Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации так и в конце действия;

-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

-Коммуникативные УУД:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ведущая технология

Технология критического мышления (составление синквейна); компьютерные технологии (использование мультимедийного оборудования)

 Основные понятия

Басня, мораль

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-повторить признаки и особенности басни, как жанра литературы;

-познакомить с басней И.А.Крылова "Ворона и лисица";

-сравнить с басней Эзопа "Ворон и лисица";

-учить выразительному, осмысленному чтению басни.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

-формировать умение формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать её;

-развивать аналитические способности и производить операции синтеза;

-строить высказывания понятные собеседнику;

-строить сообщения в устной форме;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, анализа и синтеза, контроля.

Формы: фронтальная, групповая

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

Слушают учителя

Словесный метод

Регулятивные: волевая саморегуляция;
Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...)
Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Самоконтроль учащихся

II. Актуализация знаний

5

1. Беседа по вопросам, отвечают на вопросы учителя.

2. Решать проблемную задачу.

  Посмотрите на доску.

 (слайд  портрет И.А. Крылова)

Чей портрет вы видите?

Когда и где родился И.А. Крылов?

Кем был его отец? мама?

Какая беда случается с семьёй Крылова? Куда вынужден пойти работать Крылов? В какой город переезжает семья после смерти отца?  После переезда в Петербург, кем работает Крылов?

Когда умер Крылов?  

Что можете сказать о памятнике Крылову?  

 (слайд памятник Крылову)

Чем прославился Крылов?

Почему он писал только басни?

Что такое басня? (слайд)

На листочках запишите вариант ответа. (Проверка)

Оцените свою работу.

Посмотрите, какой предмет у меня в руках? Как он связан с творчеством И.А.Крылова?

О чем речь пойдет на уроке?

Какова тема нашего урока?

Какие задачи нам предстоит решить?   

Оцените работу  на этапе урока

Отвечают на вопросы

- И.А. Крылов. Это великий русский баснописец. Родился  13 февраля 1769 г., в Москве. Отец был армейский офицер, мать простая женщина, "без образования, но умная от природы". Когда мальчику было 10 лет, умирает отец. Крылов вынужден пойти работать в канцелярии  земского суда. После переезда в Петербург работает журналистом.

Умер И.А. Крылов в 1885 году.  В Петербурге, в Летнем саду установлен памятник. На постаменте представлены персонажи басен. Крылов

 написал более 200 басен. Он говорил: "этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети"

Записывают ответы на листочках. Проверяют по образцу, работают с оценочным листом

Формулируют тему и задачи урока.

Тема: И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Задачи:

1. Понять мораль басни «Ворона и лисица».
2. Учиться выразительно читать басню
3. Проанализировать басню. 
4. Сделать выводы.

Работают с оценочным листом.

Фронтальная форма работы

Фронтальная форма работы

Предметные: вспоминают ранее изученный материал

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию;

формулируют ответы на вопросы учителя;

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, понимают учебную задачу.

Личностные  оценивают собственную учебную деятельность.

Устный опрос

III.

Изучение

нового

материала

10

1. Словарная работа.

2. Работа по содержанию басни.

 Прежде чем знакомится  с басней, нам необходимо провести словарную работу.

Пленил – заворожил.                                                                                                                                                           Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.                                                                                                        Бог послал – случайно нашла.                                                                                                       Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.                                                                                 Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.                                                             Не впрок – не на пользу.                                                                                                            Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое

Прослушивание басни

Работа по вопросам

 На сколько частей разделили весь текст?

- О ком (чем) говорится в 1 части

 - Какие события развиваются во 2 части?

-  Что же говорится в 3 части

- Как ворона оказалась на дереве?

- Почему именно это слово употребил автор? Что хотел показать?

- Как оказалась лисица рядом с вороной?

- Перечислите, как Лиса называла Ворону?

 - Почему же Лисица так хвалит Ворону?

 - Добилась ли Лиса поставленной цели?

 - Какая главная мысль басни?

Оцените работу на этом этапе урока.

Работают по карточкам.

Слушают аудиозапись. отвечают на вопросы учителя.

Басню можно разделить на три части. В первой части рассказывается  о том, как Ворона нашла сыр. Во второй части как Лиса беседует с Вороной.  А  в третьей части Ворона теряет сыр.

Ворона взгромоздилась на дерево. Значит неаккуратно, грузно. Лиса подкралась на цыпочках, чтоб не спугнуть Ворону. Лиса называла Ворону голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица. Она хочет её обмануть. Лисе удается обмануть ворону, потому что Вороне нравится лесть, она тщеславна.

В этих словах главная мысль басни:

 что льстить - это плохо, некрасиво.

Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

Работают с оценочным листом.

Фронтальная работа

Предметные: Научатся давать характеристику героям. Определять термины: басня, мораль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию  из учебника. Строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные:

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности. Личностные: выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: умение слушать и высказывают свое мнение.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

10

Задания по  группам

1.Составление синквейна

2.Работа с информацией, вычленение главного.

3.Работа с пословицами

4.Характеристика героев. Творческое задание. Обыграть басню.

5.Проверка и закрепление изученного материала

А сейчас вам необходимо выполнить задания в группах.

А перед этим я хочу задать вопрос: как вы считаете, ворона, действительно такая глупая птица, как её описывает автор?

1 группа - составляете синквейн со словом ворона.

2 группа - на основе научной статьи вы должны найти факты, опровергающие или подтверждающие, что ворона глупая птица.

3группа - вам даны пословицы, вы должны к каждой пословице подобрать басню.

4 группа -дать характеристику героям и обыграть басню.

Работа  с басней Эзопа "Ворон и Лисица"

Оцените работу.  

Выполняют задания в группах. Дают ответы.

Обыгрывают басню.

Отвечают на вопросы. Сравнивают басню  И.А.Крылова И Эзопа.

Работают с оценочными листами.

Работа в группах.

 Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

 Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:

Владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

 Коммуникативные: умение слушать и высказывают свое мнение. Получат возможность научиться: работать в группах.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Устный опрос

V. Рефлексия

2

Обобщающая беседа

1.Учитель организует рефлексию через вопросы:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- урок дал мне для жизни...

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная форма работы

Регулятивная: определяют уровень усвоения изучаемого материала.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Беседа по вопросам

VI. Домашнее задание

1

Выучить басню наизусть

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

Словарная работа

Взгромоздясь

хвалить из корыстного желания расположить к себе    

 Бог послал

заворожил

Вещунья

не на пользу

Льстить

взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое

Не впрок

приносящая вести, в басне прозвище вороны

     

Лесть

случайно нашла      

                                                                                                 

Пленил

лицемерное, угодливое восхваление  

                                                                             

Работа в группах

1 группа

Синквейн- от французского слова "пять"и означает стихотворение состоящее из 5 слов.

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

В тексте найдите сведения, которые подтверждают, чтот ворона глупая птица или опровергают.

        Вороны — всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей — семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами. Вороны удивительно подвижны, хотя и ходят неторопливо из-за сближенных пальцев ног. Эта птица любит развлечения. Смело раскачивается на проводах. Эти птицы невероятно сообразительные. Например, если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает. Чёрствый хлеб перед употреблением серые вороны часто размягчают в лужах. Также вороны способны проявлять смекалку, например запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости

 

3 группа

Запиши, какая басня соответствует пословице

У лисы плутовки 33 уловки            ____________________________________

 Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось _______________________________

Не рой яму другому – сам в нее попадешь _____________________________

Без труда не выловишь и рыбку из пруда ______________________________

Если голова пуста, то ей не придадут ума места ________________________

Одна ласточка весны не делает ______________________________________

Верь своим очам а не чужим речам ____________________________________

4 группа

Хитрая  Неуклюжая  Растяпа  Умная  Простофиля  Тщеславная  Глупая Красивая  Неискренняя  Плутовка  Добрая  Льстивая  Умная    Глупая

 

Ворона

  Лиса

Оценочный лист

Ф.И._______________________

Этап урока

1.12

1

2

3

4

5

Итог

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 3 классе

по теме: «И.А. Крылов «Ворона и лисица»

(УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

        Учитель: Лебедева Л.С.

        

        

        

2023 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению в 3 классе И А. Крылов "Ворона и лисица"

Цели: продолжить ознакомление с баснями И.А.Крылова;формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;развивать навыки чтения, твор...

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе И.А.Крылов "Ворона и лисица"

План-конспект урока по литературному чтениюс применением ЭОР по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Урок литературного чтения в 3 классе. И.А.Крылов "Ворона и лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе с презентацией. Тема урока: И.А. Крылов "Ворона и лисица"...

Урок литературного чтения 3 класс. Тема "И.А. Крылов "Ворона и Лисица"

Данный урок  литературного чтения в 3 классе из раздела «Великие русские писатели» по программе "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать  структуру...

Конспект и презентация урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов "Ворона и лисица" УМК "Школа России 3 класс.

Конспект  и презентация  урока литературного чтения по теме: "И.А.Крылов "Ворона и лисица" УМК "Школа России 3 класс....