И А. Крылова «Ворона и Лисица»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста басни «Ворона и Лисица».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России» 3 класс
(В.Г Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение 3 класс 1 часть стр.110)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 26.11.2024
Время: 15:35-16:15
Место: МБОУ СОШ №5, г. Светлый
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: И А. Крылова «Ворона и Лисица»
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста басни «Ворона и Лисица».
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать басню, определять жанровые особенности, понимать смысл басни, давать характеристику героев, лирических образов, выразительно читать.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствовать качества чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость), развивать связную речь; любознательность, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, умения выделять жанровые особенности лиро-эпического стихотворения, развитию читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: добру, справедливости; воспитывать читательский интерес к произведениям И.А. Крылова, к героям басни, к литературе, воспитывать вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдать – тоже должен быть глагол СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминутки.
Планируемые результаты: перестроить результаты от 3 лица мн.ч., чтобы они подходили к слову «они»
Личностные: : формируют желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формируют положительное отношения к процессу познания, к чтению, осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формируют потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, умеют проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формируют учебно-познавательный интерес к чтению, к учебному материалу; формируют устойчивость мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формируют активное участия в учебно-познавательной деятельности класса; формируют самоанализ и самоконтроль результат;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
1) базовые логические действия: соотносят произведение и его автора, устанавливают основания для сравнения героев, устанавливают аналогии; анализируют, сравнивают, классифицируют по определённым существенным принципам, делают выводы, находят закономерности и противоречия в процессе анализа содержания, сюжета (композиции), восстанавливают нарушенную последовательность событий (сюжета);
2)базовые исследовательские действия: проводят по предложенному плану несложное исследование содержание басни, формулируют выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдение над текстом; составляют вопросы для одноклассников как исследовательский инструмент познания;
3) работа с информацией: согласно заданному алгоритму находят и анализируют текстовую информацию в соответствие с учебной задачей;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
1) общение: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения; строят речевые высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2) совместная деятельность: принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действия по ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы; проявляют готовность руководить, выполняют поручения, ответственно выполняют свою часть работы, оценивают свой вклад в общий результат;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) самоорганизация: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливают причины успеха (неудач) учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
- аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимают воспринимаемую информацию, содержащуюся в басне к поэме «Ворона и Лисица»; передают содержание воспринимаемого текста путём ответа на предложенные вопросы;
- говорение: осознают цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; используют диалогическую и монологическую форму речи; умеют начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечают на вопросы и задавать их; соблюдают нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; соблюдают орфоэпические нормы и правильную интонацию; анализируют текст, определяют жанровые особенности басни стихотворения, структуру текста, литературных героев, их характер;
- чтение: читают вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, соблюдают орфоэпические нормы при чтении вслух; понимают содержание предлагаемого текста; используют выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находят информацию, заданную в тексте в явном виде; формулируют простые выводы, интерпретируют и обобщают содержащуюся в тексте информацию; анализируют содержание, языковые особенности и структуру текста;
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, парная работа, работа в группах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня урок литературного чтения мы проведём вместе.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, я начну наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Урок чтения,
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь.
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда.
У.: Какую роль играет книга в жизни человека?
О.: ответы обучающихся
У.: На всех ваших уроках никак не обойтись без книг. Конечно, особенно на уроках литературного чтения.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Фронтальная беседа
У: Ребята, какую басню мы анализировали на прошлом уроке?
О: Мы анализировали басню «Мартышка и Очки»
У: Хорошо. Кто автор данной басни?
О.: И.А. Крылов
У: Вашим домашним заданием было прочитать басню. Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание.
Фонетическая разминка.
Но сначала нужно подготовиться к чтению, для этого проговорим скороговорку. (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)
Наши руки были в мыли,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Конкурс чтецов.
Деятельность обучающихся: чтение басни.
У.: Внимательно слушаем выразительное чтение своих одноклассников и определяем лучшего чтеца.
О.: Ответы обучающихся.
У.: Обоснуйте свой ответ.
Критерии выразительного чтения наизусть:
Отметка «5» - хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, без ошибок, без подсказок, без искажения слов, громко, четко, внятно, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор. Чтение выразительное, эмоциональное, смог(ла) в достаточной мере использовать средства выразительности.
Отметка «4» – хорошо знает текст стихотворения, рассказывает выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но не всегда соблюдает нужные интонации, передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
Оценка «3» - плохо знает текст стихотворения, рассказывает не всегда выразительно, читает не всегда громко, четко, внятно. Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не всегда соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
Отметка «2»- не знает текст, рассказывает невыразительно, тихо, не внятно. Нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст или не выучил(а). Выбранный темп чтения не соответствует данному жанру произведения, не соблюдает нужные интонации, не передает интонационно-эмоциональное настроение, которое хотел выразить автор.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: У меня в коробочке лежит предмет. Я вам задам загадку, а вы мне назовете предмет.
То, что он продукт молочный,
Вам любой расскажет точно.
Больше всех содержит дыр
Ароматный вкусный …(сыр)
О.: Сыр.
У.: Верно, в коробочке лежит СЫР. Как вы думаете, для чего он?
Мы ведь не в столовой. С чем будет связан данный продукт?
О.: связан с басней
У.: Верно! Давайте вспомним, что такое басня?
О.: Басня — это краткий, чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного характера.
У.: Отгадайте, с какой басней мы сегодня познакомимся? (Ребус на доске)
Вставить ребус
О.: Ворона Лисица
У.: Можете предположить о чём, или о ком эта басня?
О.: О вороне и Лисице
У.: Всё верно, сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «Басни». Автор басни Иван Андреевич Крылов.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи урока
-вспомним, что знаем об И.А. Крылове и его произведениях
-узнаем его новое произведение.
- продолжим знакомиться с произведениями поэта.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Подготовительная работа:
- Краткие биографические сведения об авторе.
У.: Давайте вспомним биографию И.А. Крылове.
У.: Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он проработал в Петербургской публичной библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.
У.: Сейчас я узнаю, как внимательно вы меня слушали. Отвечаем на вопросы
У.: Какие языки изучал И.А. Крылов.
О.: Русский, французский и итальянский.
У.: Где родился Крылов?
О.: В Москве
У.: Верно
2) Словарная работа.
У.: Что вы знаете о лисе?
О.: Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.
-Какой вы представляете себе ворону?
О.: Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них.
У.: В тексте могут встретиться непонятные нам слова, давайте их прочитаем.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу
Пленил – очаровал, увлёк.
Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
У.: Молодцы ребята!
V. Физкультминутка.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-4 - круговые движения тазом в одну сторону, 5-8 - то же в другую сторону, 9-10 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Первичное чтение отрывка «Ворона и Лисица». Анализ первичного восприятия.
У.: Слушая литературное произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица», подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»(аудио)
У.: Почему это произведение так называется?
О.: Ворона символизирует тщеславие, а Лисица — хитрость.
У.: Понравилось ли оно вам?
О.: Ответы обучающихся
VII. Вторичное чтения отрывка «Ворона и Лисица». Анализ содержания отрывка.
У.: Хорошо, сейчас мы будем работать над содержанием. Откройте учебник на странице 110. Первую строку. ( Вороне где-то бог послал кусочек сыру)
О.: читает
У.: Как понимаете, выражение «бог послал»?
О.: Ворона случайно нашла кусочек сыра
У.: Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь?
О.: Мы завтракаем – утром.
У.: Как Иван Крылов описывает появление лисицы?
О.: На ту беду Лиса близехонько бежала
У.: Как вы понимаете выражение «на ту беду»
О.: Из-за лисы должна произойти беда
У.: Что заставило лису остановиться?
О.: Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил
У.: Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром?
О.: Лисица решила забрать сыр и его съесть.
У.: Как она решила забрать сыр у Вороны?
О.: Лисица решила расхвалить Ворону
У.: Чем все закончилось?
О.: Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала
Анализ образа героев
У.: Как автор назвал Лису?
О.: Плутовка
У.: Что он этим хотел сказать?
О.: Что она хитрая и обманщица
У.: Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках?
О.: Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.
У.: Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша».
О.: Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.
Прочитайте строки из басни.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
У.: Правду ли говорила Лисица Вороне?
О.: Нет, она говорила неправду.
У.: Перечислите, что расхваливала Лиса?
О.: Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.
У.: Как она называла Ворону?
О.: Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.
У.: Верно, и от льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло
У.: Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»?
О.: Ворона перестала здраво думать, рассуждать
У.: Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?
О.: Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
У.: Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.
Самостоятельная работа в парах:
У.: Расположите цепочки в нужной последовательности.(Слайд)
___Ворона каркнула;
___Ворона нашла кусочек сыру;
___Лисица говорит сладкие слова Вороне;
___Лисица близёхонько бежала;
___Лисица схватила сыр и убежала;
___Плутовка подходит на цыпочках;
___Сыр выпал
О.: Обсуждают в парах.
Написать правильный ответ
1.Ворона нашла кусочек сыру;
2.Лисица близёхонько бежала;
3.Плутовка подходит на цыпочках;
4.Лисица говорит сладкие слова Вороне;
5.Ворона каркнула;
6.Сыр выпал;
7.Лисица схватила сыр и убежала.
У.: Что изображено на картинке? Опишите происходящие события.
О.: На картинке изображена как лиса хвалит ворону.
Работа в группах (прием фишбоун)
Вопросы
Голова: так и остаются вопросы
Кого больше всего высмеивает И.А.Крылов в басне?
Есть ли положительный герой в басне?
Толовище: Какая ворона? Какая Лисица?
Хвост: Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?
У.: Закончили . А сейчас проверим.
Написать правильный ответ
Верх туловище: глупая, доверчивая, неуклюжая, бездарная.
Низ: туловище: хитрая, Льстивая, плутовка, коварная.
Хвост: чтобы не попасть в сети льстецов, надо поступать всегда по совести, не соблазняться льстивым речам, относиться к таким речам с осторожностью, уметь правильно оценивать себя.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Итак, ребята, подводим итоги нашей работы
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока.
-вспомнили, что знаем об И.А.Крылове и его произведениях
-узнали новое его новое произведение.
- продолжили знакомиться с произведениями.
У.: Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
У.: Ребята, у вас на столе анкета. Вам необходимо её заполнить.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Вашим домашнем заданием будет выразительное чтение басни «Ворона и Лисица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».
Цели:Образовательные:· продолжить знакомство с художественным жанром–басней;· обобщить знания дете...
Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Конспект урока по литературному чтению. Основная цель-познакомить с басней И.А. Крылова, способствовать ее полноценному восприятию....

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: БАСНЯ И.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни...

Конспект урока по теме: басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
Конспект урока по литературному чтению с элементами полихудожественного развития...

